Имею возможность наблюдать детей, обучающихся в татарской школе. И попутно следить за интересами, темами для обсуждений, что вызывает восторг и трепет.
И вот знаете что - раньше как-то для любого народа и национальности потусторонний мир, черные и загробные дела, вселенское зло - было частью культуры ругани и простых эмоций (также как и половая сфера). Можно было услышать что-то такое еще от раздосадованных чем-то бабулечек на улице.
А сейчас вот прям вообще нет. Я поинтересовался и прислушался к тому, что вообще дети обсуждают на тему всегда актуальных и психологически необходимых страшилок.
Оказалось, что они обсуждают - дьяволов, демонов, и вот все такое, а не шайтанов и иблисов. Из семей, что характерно, не идет ни то, ни другое. В религиозных семьях, наверное, идет, но не проникает в детский мир специально созданных страхов, чтобы боляться и кайфовать от того, что боишься и щекочешь нервы. И уж тем более - ни леших, ни шурале, ни, даже, инопланетян.
Образцы дьяволов и демонов - это строго и исключительно образы из сферы потребления, даже скорее цифрового - компьютерных игр. Но - локализованных на русский с применением всего русского фолклора и традиций речи и религии для этой темы - она в русском языке очень жива до сих пор.
Но, кажется, религиозно-ориентированные татары склонны в этом явлении усматривать заговор, какие-то сознательные действия по подмене именно что религиозной культуры, раз, сдвигу к негативу-чертовщине от всего божественного и светлого, два.
В принципе, ориентированность на религию сейчас, в 21 веке, в принципе означает наличие в человеке не следования традициям, а то, что в религиозных взглядах он находит то, о чем хочет думать его голова (иначе он находит другую систему взглядов и думает ее схемами). И люди с такой схемой мышления действительно не могут подумать при помощи другой схемы и прийти к другим выводам - о хаотичной природе явления, о случайности и ситуативности причин. И что бороться с этим проще через вкидывание родных страхов в потребление, а не через попытку сделать всех осознанными и думающими.
А раз так, мы будем и дальше наблюдать, как будет разрывать людскую общность на подсоциумы, в основе которых разные схемы мышления, а люди группируются и консолидируются в полной свободе таких действий вокруг тех, чье мышление схоже с ними. Вообще, весь 21 век, видимо, будет веком распада на общности, основанные на схожести мышления, и люди будут все менее толерантны к тем, чье мышление отличается. Ну а интернет и экстериториальность будут этому только способствовать. Это будет похлеще, чем различие между деревней и городом. И те, кто собирается спасать культуру "деревенским" путем, не понимают - в их конкретной "деревне" будет очень мало людей - все, кто связан с ней территориально, еще должны пройти на фильтр "единообразного мышления" в условиях, когда иные виды мышления доступны всем, и они... просто разъедутся туда, где их формы мышления примут. И выяснится, что конкретно ограниченный тип мышления - это очень маленькие доли от любой группы людей. И что культуру и язык надо было затачивать под широкий спектр видов мышления, и делать ее связанную с бездумным использованием, а не с осознанностью - тогда она накроет множество этих самонастроенных, самозакрывшихся от мельчайше непохожих группок, и будет годна многим из них.