Найти в Дзене
Rock AD

Гармонии всех стран, объединяйтесь! Полный разбор по трекам нового альбома Saving Grace Роберта Планта

В XXI веке Роберт Плант оставил позади большинство (если не всех) своих коллег-рок-музыкантов 1970-х, которые либо тщетно пытаются повторить успех своих золотых лет, либо уже отчаялись этого добиться. Начиная с альбома 2007 года Raising Sand, получившего премию «Грэмми» за коллаборацию с американской исполнительницей в стиле блюграсс Элисон Краусс, бывший вокалист Led Zeppelin и по совместительству «золотой бог рока» далеко отошел от хард-рокового звука своей юности и стал исследовать музыку народов мира. Плант двигался по этому пути на протяжении почти двух десятилетий, и свой 12-й сольный альбом назвал в честь группы Saving Grace из родного Уэст-Мидлендса, вместе с которой успел выступить в местных пабах незадолго до начала пандемии. Как и все ее предшественники, новая пластинка доказывает, что 77-летний Плант — один из немногих артистов своего поколения, который никогда не останавливается в развитии. «Что произойдет, — задался как-то вопросом Плант, — если я применю на практике то,
Оглавление

Nonesuch Records
Nonesuch Records

В XXI веке Роберт Плант оставил позади большинство (если не всех) своих коллег-рок-музыкантов 1970-х, которые либо тщетно пытаются повторить успех своих золотых лет, либо уже отчаялись этого добиться. Начиная с альбома 2007 года Raising Sand, получившего премию «Грэмми» за коллаборацию с американской исполнительницей в стиле блюграсс Элисон Краусс, бывший вокалист Led Zeppelin и по совместительству «золотой бог рока» далеко отошел от хард-рокового звука своей юности и стал исследовать музыку народов мира.

Плант двигался по этому пути на протяжении почти двух десятилетий, и свой 12-й сольный альбом назвал в честь группы Saving Grace из родного Уэст-Мидлендса, вместе с которой успел выступить в местных пабах незадолго до начала пандемии. Как и все ее предшественники, новая пластинка доказывает, что 77-летний Плант — один из немногих артистов своего поколения, который никогда не останавливается в развитии.

«Что произойдет, — задался как-то вопросом Плант, — если я применю на практике то, чему научился у Ти Боуна Бернетта, Элисон Краусс и других, и запишу дуэтом с бывшей учительницей музыки из Лондона избранные блюзовые, кантри- и фолк-каверы?» Ответ стал известен в сентябре этого года. Произойдет волшебство. Разбираем как рождается магия в каждой из десяти проникновенных песен альбома.

Chevrolet

Песня «Chevrolet» (Robert Plant) в Apple Music

Открывающий трек Chevrolet задает тон всей записи: здесь и почтение к корням, и смелость в их переосмыслении. Роберт Плант отказывается от роли рок-бунтаря и становится хранителем традиций, но не музейным, а живым — дышащим и пульсирующим. Дельта-блюзовый стандарт Can I Do It for You?, записанный Мемфис Минни дуэтом с Канзасом Джо Маккоем в 1930 году, пережил множество воплощений: в 1959 году Лонни Янг добавил в него автомобильную аллегорию, а в 1965-м Донован переработал песню в психоделический фолк-хит под названием Hey Gyp (Dig the Slowness). Роберт Плант, вдохновлявшийся творчеством Мемфис Минни еще в эпоху Led Zeppelin (достаточно вспомнить When The Levee Breaks), возвращает песне блюзовую суть, но привносит мрачноватую глубину.

В новой аранжировке архаичный грув ложится на текстуру современного звучания. Банджо Мэтта Уорли и трескучий рабочий барабан Оли Джефферсона задают гипнотический ритм, напоминающий бесконечное движение по трассе. Гитара Тони Келси добавляет бархатистый блюзовый акцент, напоминая искаженные гармоники «цеппелинов». Виолончель Барни Морс-Брауна берет на себя роль контрабаса, что придает звучанию оттенки ностальгического фолка.

Плант и Сузи Дайан поют почти шепотом, их хрипловатые, нежные голоса сплетаются в меланхоличный дуэт. Это не столько песня о дороге, сколько медитация на тему времени и утрат. Даже самые ее жизнеутверждающие строки звучат как призыв приостановиться, вдуматься, а не мчать безоглядно вперед.

-2

As I Roved Out

Песня «As I Roved Out» (Robert Plant) в Apple Music

Трек построен на старинной народной балладе, но Плант и его группа превращают ее в звуковой мост между континентами. Инструментальная основа исполнена в духе типичной американы (банджо, акустические гитары, сдержанные ударные). При этом мелодические и ритмические ходы отсылают к марокканским ритмам и берберским напевам — отзвукам творческих поисков Планта в середине 1970-х, когда он погружался в музыку Северной Африки.

Медлительный вокал, словно парящий над пульсирующим ритмом, символизирует вечное противостояние, где бег времени олицетворяют агрессивные барабаны и арпеджио мандолины, а замедленные вокальные партии и медитативные паузы — это попытки его остановить.

Голос Планта, лишенный былого рок-напора, обретает гипнотическую интимность. Его фразировка, полная чувственности и нюансов, переплетается с кристально чистыми гармониями Сузи Дайан. Их дуэт напоминает диалог двух стихий, где приглушенный дымчатый бархат Планта отвечает за создание мистицизма, а светящийся, прозрачный как эфир голос Дайан полон медитативной сосредоточенности.

Аранжировка строится на парадоксальном сочетании: ударные выведены на первый план с акцентом на малый барабан, создавая почти трип-хоповый грув. Между куплетами Мэтт Уорли (банджо) и Тони Келси (мандолина, баритон-гитара) поддерживают фолковую аутентичность, лишь слегка добавляя психоделические обертоны, а виолончель вплетает в ткань трека драматический низкий регистр, напоминающий о восточных ладах.

As I Roved Out демонстрирует, как Saving Grace умело балансирует между камерностью и эпичностью. Здесь нет места рок-н-ролльной экспрессии, но есть гипнотическая глубина, где каждый инструмент и голос будто становятся частью единого ритуального действа.

It's A Beautiful Day Today

Песня «It's A Beautiful Day Today» (Robert Plant) в Apple Music

Кавер на трек Moby Grape (1968) — смелый шаг, учитывая, что оригинал был заряжен энергией психоделического рока Сан-Франциско. Saving Grace полностью переосмысливают композицию, превращая ее в пасторальный гимн. Версия Moby Grape взрывалась гитарными риффами и энергией протеста. У Планта и Ко песня становится элегией, где радость окрашена оттенками грусти. Акустическая гитара и приглушенные гармонии создают атмосферу утренней тишины, где даже солнце встает без спешки. Это не ностальгия, а напоминание: красота существует здесь и сейчас, но требует тишины, чтобы ее услышать. Песня словно рождается не в студии, а во время прогулки по залитой солнцем долине.

Фразы Планта, словно выдохи, переплетаются с голосом Сузи Дайан, партия которой напоминает легкие мазки акварели. Банджо Мэтта Уорли и виолончель Барни Морс-Брауна создают акустический каркас, отсылающий к фолк-традициям, а шелест кабасы добавляет едва уловимый ритмический узор, имитирующий шелест листвы.

Название композиции звучит слегка иронично на фоне наполняющей ее меланхолии. Это не беззаботный оптимизм, а принятие мимолетности мгновения. Строку It's a beautiful day today / Don't let it slip away Плант поет так, будто осознает: красота дня — в ее хрупкости. Трек служит эмоциональной паузой, глотком воздуха в промежутке между более драматичными композициями. Он раскрывает еще одну грань проекта: умение находить глубину в простоте, превращая даже знакомые мелодии в медитативные мантры.

Soul Of A Man

Песня «Soul Of A Man» (Robert Plant) в Apple Music

Кавер на госпел-блюзовую классику Слепого Вилли Джонсона1930 года, чье творчество не раз вдохновляло Планта. Например, Led Zeppelin положили его песни в основу In My Time Of Dying и Nobody’s Fault But Mine. Трек стал частью концертной программы проекта еще в 2019 году, со времен первых выступлений Saving Grace. Его медленно нарастающее напряжение идеально подходит для живых выступлений, позволяя музыкантам импровизировать, а публике — погрузиться в почти ритуальный транс.

Впервые на альбоме партия лид-вокала достается не Планту или Сузи Дайан, а банджоисту Мэтту Уорли. Его грубоватый, с налетом блюзовой потертости голос идеально ложится на текст о поисках души. Это не имитация Слепого Вилли, а личное высказывание: Уорли звучит как странствующий проповедник, чья искренность важнее техничности.

Аранжировка строится на контрасте акустики и электрики: банджо ведет мелодию, отсылая к фолк-корням, а записанная с дисторшном баритон-гитара добавляет мрачный, почти индастриал-оттенок, напоминающий о промышленном прошлом родного Мидлэндса, неслучайно именуемого Черной страной. В роли ритм-секции к ударным неожиданно присоединяется виолончель. Вместе они создают давящий грув, имитирующий стук сердца или тяжелую поступь.

Если оригинал Вилли Джонсона — пронизанная глубокой верой молитва, то у Планта трек обретает экзистенциальный подтекст. Вопрос What is the soul of a man? звучит отнюдь не риторически, а как вызов судьбе. Дисторшн гитар здесь — уже не просто эффект, а метафора внутренней борьбы, где акустическая чистота банджо и вокала символизирует надежду.

Ticket Taker

Песня «Ticket Taker» (Robert Plant) в Apple Music

Последняя на первой стороне пластинки песня — это кавер на фолк-группу из Провиденса The Low Anthem, которая ранее как и Плант издавалась на лейбле Nonesuch Records. Оригинал отличался минималистичной меланхолией, и Saving Grace раскрывают ее как драматический дуэт, где голоса Планта и Сузи Дайан становятся главными инструментами. Трек доказывает, что даже чужие песни могут стать глубоко личными историями, если в них вдохнуть коллективную душу.

Сузи Дайан впервые берет на себя равную с Плантом роль, ее голос — насыщенный, с легкой хрипотцой — ведет мелодию, в то время как Плант аккомпанирует, демонстрируя уроки гармонии, усвоенные в коллаборациях с Элисон Краусс. Их диалог напоминает песни Леонарда Коэна: здесь нет доминирования одной из партий, есть взаимное отражение эмоций — одиночества, усталости и тихого бунта.

Инструментальная аранжировка построена на контрасте хрупкости и мощи: виолончель заполняет паузы между куплетами, ее низкие вибрации создают ощущение надвигающейся бури. Акустические гитары (Мэтт Уорли и Тони Келси) переплетаются в почти кельтские узоры, отсылая к фолк-корням Планта. Приглушенные ударные не задают ритм, а лишь подчеркивают пульсацию тревоги.

The Low Anthem исполняли трек как призрачный эмбиент-фолк. Saving Grace добавляют театральности, не теряя камерности. Виолончель здесь — как голос совести, гитары — нервные импульсы, а дуэт вокалистов — два полюса одного переживания. В итоге Ticket Taker становится кульминаций духа демократизма, процветающего в проекте Saving Grace. Плант — уже не Золотой Бог Рока, а часть ансамбля, где каждый голос и инструмент равноценен.

-3

I Never Will Marry

Песня «I Never Will Marry» (Robert Plant) в Apple Music

Эта народная англо-ирландская баллада столетиями кочевала по фолк-сборникам. Saving Grace превратили ее в притчу о взаимосвязи свободы и одиночества. Взяв за основу версию The Carter Family 1933 года, группа сохранила архетипичную простоту сюжета (отказ от брака как акт самосохранения), но одновременно наполняет его новой, почти экзистенциальной тревогой.

Голоса Планта, Уорли и Дайан, звучащие практически а-капелла, сплетены так плотно, что становятся единым организмом. Их гармонии лишены слащавости — вместо этого слышны суховатые обертоны, напоминающие скрип деревянных половиц. Фразировка намеренно статична: словно персонажи баллады застыли во времени, повторяя клятву I never will marry как заклинание от превратностей судьбы.

Композиция представляет собой нечто вроде акустического эмбиента. Банджо не играет мелодию, а выстукивает ритм обрубленными аккордами, словно метроном, отсчитывающий часы одиночества. Виолончель тянет долгие ноты, создавая эффект подземного гула — словно земля содрогается под ногами героев.

В отличие от предыдущих версий, исполнители которых обычно связывали отказ от брака с произошедшей трагедией, у Saving Grace, возможно, впервые за 200 лет существования баллады, — это сознательный выбор героя. Повторяющаяся фраза звучит не как страдание, а как обретение силы.

I Never Will Marry — тихий манифест альбома. Записанный без использования электрических инструментов и сложных аранжировок, он доказывает, что истинная глубина рождается в простоте. Это точка, где фолк перестает быть ретро-жанром и становится зеркалом современных тревог — о связи, обязательствах и праве на одиночество.

Higher Rock

Песня «Higher Rock» (Robert Plant) в Apple Music

Авторство оригинального трека принадлежит кантри-певице из штата Монтана Марте Скэнлан, но Роберт Плант и Ко переосмысливают его как динамичный диалог акустики и электрики. В отличие от других каверов альбома, здесь группа работает с современным материалом, доказывая, что их подход универсален.

Впервые на альбоме Сузи Дайан берет на себя полноценный лид-вокал, демонстрируя прозрачный как капля родниковой воды — без излишней виртуозности, но с гипнотической фокусировкой на тексте. Ее исполнение лишено театральности: фразы произносятся почти с разговорной естественностью, что контрастирует с бурлящей инструментальной подложкой. Во втором куплете Плант подхватывает гармонию, создавая эффект перекрестного эха — их голоса не сливаются, а спорят, подчеркивая напряжение песни.

Аранжировка балансирует между блюз-роком и акустическим кантри. Главный сюрприз — губная гармошка Планта. Ее пронзительный вой (отсылающий к недавней совместной работе с Полом Уэллером) врывается после первого припева, как гроза средь ясного неба. Ритм-секция имитирует поступь поезда: акустическая гитара Мэтта Уорли изображает «стук колес», а приглушенные удары барабанов усиливают эффект движения. Ритмический рисунок трека отсылает к битловской Get Back — не через прямые заимствования, а за счет схожей пульсации ритма.

Higher Rock выполняет на альбоме двойную функцию. Во-первых, это эмоциональная передышка после интенсивных треков вроде Soul Of A Man, которая при этом позволяет не терять общую энергию пластинки. Во-вторых, это демонстрация диапазона групп, простирающегося от камерных баллад до драйвовых композиций, где электрические элементы не разрушают акустическую аутентичность.

Too Far From You

Песня «Too Far From You» (Robert Plant) в Apple Music

Песню можно смело считать ключом к пониманию философии Saving Grace, не случайно, что она уже успела стать концертной классикой группы. Оригинал в исполнении певицы из Аппалачей Сары Сискинд отличается акустической аскезой и мотивом неразделенной потери, но Saving Grace трансформируют трек в дуэт-диалог, где горечь обретает оттенок примирения. Сузи Дайан здесь снова продолжает исполнять партию первой скрипки, начатую в Higher Rock. Ее голос — хрупкий, но не сломленный: в первых куплетах она вступает в роли рассказчика, наблюдающего боль героя со стороны.

Роберт Плант вступает во второй половине композиции, не как доминирующий голос, а как отражение эмоций Дайан. Их гармонии отсылают к стилю The Everly Brothers, но им чужда присущая братьям слащавость — вместо нее слышно едва заметное потрескивание, словно дуэт поет через разбитое стекло. Кульминация наступает, когда сдержанность Дайан летит ко всем чертям, и она испускает пронзительный вой, а Плант отвечает ей импульсивными вокальными фразами, создавая эффект эмоционального катарсиса.

У Сискинд песня — монолог о невозвратной любви. Saving Grace превращают ее в диалог поколений. Дайан восклицает Too far from you, too close to me с интонацией человека, еще верящего в перемены. Вокальные реплики Планта словно вырваны из старых блюзовых стандартов, оттого каждое слово нагружено опытом прожитых лет. В финале их голоса расходятся: Дайан удерживает высокую ноту, а Плант начинает глухо бормотать — это метафора непреодолимой дистанции, которая несмотря ни на что может стать новой точкой роста.

Инструментальное решение трека заслуживает пары отдельных слов. Эффекты и наложения сведены до минимума, что усиливает драматизм. Отсутствие перкуссии в первой части акцентирует внимание на тишине между нотами — паузы становятся частью нарратива. Чистый звук электрогитары Тони Келси задает мрачный фон, а ее низкие частоты напоминают погребальный звон. На его фоне акустические гитары сплетаются в рисунках арпеджио, но ускорение ритма во второй части придает меланхолии трека неожиданную бодрость.

Everybody’s Song

Песня «Everybody's Song» (Robert Plant) в Apple Music

Для создания любимых Плантом многослойных интерпретаций с отголосками разных эпох и жанров этот трек группы Low 2005 года подходил как нельзя лучше. Saving Grace перепели инди-оригинал, превратив его в уникальное произведение, балансирующее между классическими традициями Fairport Convention и необузданным блюзом пустыни в исполнении группы Tinariwen.

Фундаментом плантовской версии композиции становится ритм, на котором выстраиваются все остальные музыкальные элементы. Барабанщик Оли Джефферсон задает ритмический рисунок, напоминающий лучшие работы Led Zeppelin.

Особое очарование аранжировке придают экзотические нюансы. Например, звучание куатро добавляет легкие оттенки индийской раги, а виолончелист Барни Морс-Брауна использует пиццикато, создавая высокий, звенящий фон. На контрасте к нему выразительно и эмоционально звучат гитарные партии. Они словно стонут, подчеркивая драматизм композиции.

Восточные мотивы переплетаются с классическими американскими инструментальными традициями, создавая атмосферу психоделии и транса, захватывая слушателя и унося в глубины музыкального пространства.

На ранних концертах группа часто использовала Everybody’s Song для выхода «на бис», а на альбоме трек выделяется как один из его самых атмосферных моментов. Для поклонников Планта цеппелиновской эпохи — это наилучшая возможность для ностальгии. В треке наиболее полно слышны отголоски его опыта в Led Zeppelin и влияния марокканской музыки, которую он впитывал в начале 1970-х.

Gospel Plough

Песня «Gospel Plough» (Robert Plant) в Apple Music

Завершить пластинку группа решила атмосферной интерпретацией старинного спиричуэла. Из-за пандемии трек записывали в открытом поле, что придало звучанию особую естественность и глубину. В результате традиционное духовное произведение превратилось в современный фолк-гимн, который сохраняет уважение к первоисточнику и вносит в него свежие музыкальные элементы.

Трек начинается с эфемерных, почти мистических звуков ветра, которые задают тон всему произведению. Банджо Мэтта Уорли придает треку характерное фолковое звучание, а ритмическую основу составляют пульсирующие перкуссии. Гармоническое вокальное исполнение Сузи Дайан и Роберта Планта превращает песню в мощный, эмоциональный гимн. На заднем фоне звучит низкий медленный вокальный дрон и виолончель, которые добавляют глубины и драматизма. Звуки живой природы (пение птиц) органично вплетаются в музыкальную ткань, создавая эффект присутствия и усиливая атмосферу.

Несмотря на явный религиозный подтекст, эмоциональные взлеты и падения в песне способны тронуть любого слушателя, независимо от его вероисповедания. Gospel Plough не случайно выбран в качестве закрывашки альбома, потому что финальный трек служит мягким, но настойчивым напоминанием о важности продолжения пути, несмотря на все трудности.

Словно подчеркивая эту мысль, едва затихает последняя нота песни, откуда ни возьмись возникает новый энергичный мотив, который под щебетание птиц устремляется вперед. И в этом непрерывном движении рождается удивительное ощущение: прошлое не уходит бесследно, а превращается в мелодию будущего.

Текст: Алексей ДЕМИН

-4