Владимир Ильич Ленин недаром считал кино важнейшим из искусств.
Пропаганда может запросто сформировать в общественном сознании нужный вектор, перевернуть вверх ногами представление о добре и зле и заставить население поверить в невозможное и полюбить то, что прежде вызывало гнев и отвращение.
При этом на актёра возлагается огромная ответственность – сыграть так убедительно, чтобы сформировать у населения определённый положительный образ героя.
Например, наёмный киллер и убийца Данила Багров, веско и наглядно сыгранный симпатягой Сергеем Бодровым в фильме Алексея Балабанова «Брат». Или мрази-убийцы из сериала «Бригада».
«Хороший негодяй». Этот образ воплощали на экране неоднократно. Самый известный из киногероев – Глеб Жеглов.
Сколько уже написано и переписано про этих персонажей, и до сих пор мы продолжаем говорить.
А всё почему?
Потому что харизматичный любимец миллионов граждан СССР Владимир Семёнович Высоцкий сыграл совсем не того Жеглова, о котором шла речь в книге.
Он «оттянул» роль главного героя от «простого» парня Володи Шарапова, который по книге и является главным героем. Собственно, про Шарапова есть немало книжных продолжений, а следов Жеглова более нигде не отыскать.
Почему?
Как следователя милиционера Жеглова следовало бы судить.
Дело с Фоксом, которое он вёл, полностью развалено. Какое предъявлено обвинение Фоксу? Что он «пил с Ларисой вино»?
Как именно Шарапов оказался в логове банды? Да всё очень просто: для Жеглова Володя Шарапов – просто конкурент за должность. К тому же неглупный и начал «показывать зубы». Вспомним их стычку насчёт подброса кошелька в карман Кости Сапрыкина (по книге было немного по-другому).
Сам Жеглов - следователь хороший только в условиях нехватки кадров военного времени, когда не церемонились и особо не проверяли.
Однако, война окончилась и наступила «эра милосердия». И непрофессионал Жеглов понял, что фронтовик Шарапов его в итоге «подсидит» и просто его «слил».
А приговорил он его, когда Шарапов пришёл на собрание с орденами. А у Жеглова - только «Беломорканал» во рту и одна «Красная Звезда» на груди. Вот он и решил его слить. Простая зависть!
А Шарапов это понял. Поэтому и психанул.
Из дальнейших повествований мы узнаём, что Шарапов в МВД сделал крутую карьеру, а следы Жеглова теряются. Куда же делся такой крутой перец, каким его изобразил Высоцкий? Застрелили бандиты?
Ан нет. В лучшем случае его уволили во времена «хрущёвской оттепели», когда наступило «распогонивание» и «разлампасивание». В худшем Жеглова лишили всех званий и орденов и посадили.
Среди «косяков» Жеглова - неоказание помощи во время погони сбитой водителем Фокса милиционерше. Это помимо Векшина и «слива» Шарапова.
Есть ещё странный момент. Когда Шарапов готовился пойти на встречу со связной из «Чёрной кошки», то он изучает личные дела преступниц. И среди них он читал карточку той самой настоящей Ани, подруги Фокса, которая работала в системе питания МПС. Причем была там не последним человеком. Именно про сбыт на железных дорогах Жеглов и говорит «Клондайк! Эльдорадо!»
Не кажется странным, что человек, на которого заведена карточка в отделе убийств, в сталинское время работает на ответственной должности?
Большая вероятность того, что Аня была просто информатором («стукачом») НКВД.
Иными словами, история с кошельком Кирпича-Сапрыкина, браслетом со змейкой «Копченого» - это всё лапша, которую Жеглов повесил на уши Шарапову. Но тот не повёлся.
Карточка Ани не просто так у Жеглова в картотеке имелась. А вот как она на глаза Шарапову попала? Это был прокол Жеглова. Не повезло Жеглову - разведчика в отдел прислали. И прислали не просто так.
Мало того: у него самого в банде оказался человек, который, скорее всего, ему и рассказал про эти игры Жеглова.
Именно поэтому Жеглов убил Левченко!
Важно помнить настоящее название произведения -«Эра милосердия». То есть пришло совсем другое время. Не то, в которое раньше работали такие люди, как Жеглов. С самой жестокой войны в истории вернулся другой человек. Он прошёл через ад и теперь несёт милосердие и понимание.
Идея такая.
Важно понимать, что книга написана бывшим следователем, каким был старший из братьев Вайнеров и написано не в 1945 году, а спустя 30 лет. При министре внутренних дел и друге Брежнева Н. А. Щёлокове, когда была поставлена задача сформировать определённый образ работника силовых структур.
Не одной ли это природы фильм со «Следствие ведут знатоки»?
Уж больно Шарапов с Пал Палычем Знаменским похожи…
Написано явно по «Высочайшему» заказу. А, значит, образ такого непутёвого следователя как Жеглов - ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ. Написать же напрямую, чем тогда занимался Жеглов в 1970-е годы было все-таки нельзя (сталинские бесчинства всячески замалчивались), это надо было читателю ПОДРАЗУМЕВАТЬ, т.е. читать «между строк», зная литературу того периода.
Жеглов глазами Вайнера и Щелокова был преступником, т.е. тем ментом, из-за которых о ведомстве сложилось в народе плохое отношение, и которое надо было поменять в том числе с помощью Пал Палыча, Тихонова и Шарапова.
Любопытно, что во время съёмок Бортник при аресте исполнил шикарный прием: выходя из укрытия, он распсиховался и харкнул в лицо Жеглову. Но этот эпизод вырезали. Якобы из-за того, чтобы не было дискредитации милиционера.
На самом деле почему харкнул Промокашка? И именно в Жеглова.
ПОТОМУ, что он их ПРЕДАЛ!
Именно поэтому и вырезали.
Безусловно, Станислав Говорухин снял не просто хороший фильм. Шедевр! Даже я бы сказал классику.
Но, это именно фильм, реклама, Голливуд.
Затравка к размышлениям.