Найти в Дзене
Around Art

Свет между мирами. Через встречу двух музейных коллекций Узбекистана и России

Послесловие к выставке в двух частях. Ч.2 Текст: Галина Мумрикова Ученик Бенькова и Фешина, Николай Григорьев (1890-1943) при жизни состоял во многих профессиональных сообществах, а писал в Москве, на Севере, на Юге, преподавал во ВХУТЕМАСе, его счастливо миновали катаклизмы времени. И немудрено: он создавал жанровые композиции вне всякой политики, пейзажи, графику. Работы Григорьева находятся во многих музеях, в частных коллекциях, продаются на аукционах. Неравнодушны были художники 1920-1930-х к портрету, и к жанровой живописи. Они, можно сказать, сконструировали своеобразный коллективный образ людей своей эпохи, и нередко именно эти работы дают нам представление о том, чем и как жили люди сто лет назад. Так, Нина Симонович (1877-1948), кузина Валентина Серова, написала (скорее всего по заказу) большой портрет Марии Цейтлиной, который так и остался у нее. А вот «Портрет крестьянина с кружкой» кисти Антона Чиркова (1902-1946) считается этюдом к картине «Вокзал». Дмитрий Лопатнико

Послесловие к выставке в двух частях. Ч.2

Текст: Галина Мумрикова

Ученик Бенькова и Фешина, Николай Григорьев (1890-1943) при жизни состоял во многих профессиональных сообществах, а писал в Москве, на Севере, на Юге, преподавал во ВХУТЕМАСе, его счастливо миновали катаклизмы времени. И немудрено: он создавал жанровые композиции вне всякой политики, пейзажи, графику. Работы Григорьева находятся во многих музеях, в частных коллекциях, продаются на аукционах.

Николай Григорьев. У кофейни. 1920. Холст на картоне, масло. ГМИ Республики Карапалкакстан имени И.В.Савицкого
Николай Григорьев. У кофейни. 1920. Холст на картоне, масло. ГМИ Республики Карапалкакстан имени И.В.Савицкого
Николай Григорьев. Козы. 1916-1917 Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Николай Григорьев. Козы. 1916-1917 Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого

Неравнодушны были художники 1920-1930-х к портрету, и к жанровой живописи. Они, можно сказать, сконструировали своеобразный коллективный образ людей своей эпохи, и нередко именно эти работы дают нам представление о том, чем и как жили люди сто лет назад. Так, Нина Симонович (1877-1948), кузина Валентина Серова, написала (скорее всего по заказу) большой портрет Марии Цейтлиной, который так и остался у нее. А вот «Портрет крестьянина с кружкой» кисти Антона Чиркова (1902-1946) считается этюдом к картине «Вокзал».

Нина Симонович-Ефимова. Мария Соломоновна Цетлина. 1917. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Нина Симонович-Ефимова. Мария Соломоновна Цетлина. 1917. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Антон Чирков. Крестьянин с кружкой. Этюд к картине "Вокзал". 1934. Холст, масло. Музей "Новый Иерусалим"
Антон Чирков. Крестьянин с кружкой. Этюд к картине "Вокзал". 1934. Холст, масло. Музей "Новый Иерусалим"

Дмитрий Лопатников (1898-1973) учился сначала у Петра Уткина и Александра Савинова, потом у Павла Кузнецова. Он работал в разных жанрах, но вот взгляните на «Торговца махоркой». Колоритная личность. Запоминающаяся. Написано в 1928 году. В 1938 году после командировки в Дагестан Лопатников «слегка» пострадал: его убрали из МОСХа. Жаль, что в 1930-х он почти не выставлялся, а только преподавал.

Дмитрий Лопатников. На берегу в раздумьях. 1930-е. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Дмитрий Лопатников. На берегу в раздумьях. 1930-е. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Дмитрий Лопатников. Торговец махзоркой. 1928. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Дмитрий Лопатников. Торговец махзоркой. 1928. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого

Константин Зефиров (1879-1960) предпочитал писать «тихую» частную жизнь, хотя не чурался и советских заказов – оформлял улицы к праздникам Октября, преподавал. В 2009 году к 130-летию со дня рождения в Третьяковке устроили выставку Зефирова, который любил писать автопортреты или портреты своих близких.

Константин Зефиров. Портрет жены. 1930-е. Холст, масло, иузей "Новый Иерусалим"
Константин Зефиров. Портрет жены. 1930-е. Холст, масло, иузей "Новый Иерусалим"
Константин Зефиров. Тетя Катя. 1920-е. Холст, масло.ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Константин Зефиров. Тетя Катя. 1920-е. Холст, масло.ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого

Художник Михаил Соколов (1885-1947) по стилистике больше относился к постимпрессионистам, хотя он мог всё: романтический пейзаж, натюрморт, графику, спокойную и пронзительную одновременно. Ему не было и сорока, когда произошел, как бы сейчас сказали, взлет карьеры: участие в Венецианском биеннале, признание его творчества Третьяковской галереей и Государственной академией художественных наук. А в 1937-м, когда Соколов наконец-то получил свою мастерскую на Масловке, по доносу оказался под следствием, а потом в лагерях. Оттуда он посылал родным и друзьям рисунки на маленьких листочках, на обертках, сделанные пером, спичками, карандашом и чуть подкрашенные: тайга, снег, сосны…

Михаил Соколов. Серый день. Конец 1930-х. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Михаил Соколов. Серый день. Конец 1930-х. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Михаил Соколов. Туман на реке. Конец 1930-х. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Михаил Соколов. Туман на реке. Конец 1930-х. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого

Михаил Соколов. Из серии "Дамы". 1932. Бумага, тушь, перо, кисть. Музей "Новый Иерусалим"
Михаил Соколов. Из серии "Дамы". 1932. Бумага, тушь, перо, кисть. Музей "Новый Иерусалим"
Михаил Соколов. Из цикла "Всадники", 1930-е. Бумага, тушь, перо. Музей "Новый Иерусалим"
Михаил Соколов. Из цикла "Всадники", 1930-е. Бумага, тушь, перо. Музей "Новый Иерусалим"
Михаил Соколов. Из цикла "Всадники". 1930-е. Бумага, тушь, перо. Музей "Новый Иерусалим"
Михаил Соколов. Из цикла "Всадники". 1930-е. Бумага, тушь, перо. Музей "Новый Иерусалим"
Михаил Соколов. Московская улица. 1930-е. Холст, масло Музей "Новый Иерусаим"
Михаил Соколов. Московская улица. 1930-е. Холст, масло Музей "Новый Иерусаим"

Удивительные у него краски. Вернее, отсутствие красок, как будто туман на реке залетел на полотно с улицы, а серый день и вообще безымянный (Москва, Питер, Париж?). И графический цикл «Всадники» отсылает зрителя к Пушкину, Лермонтову, к литературе, а «Дамы» – к женским стихам, тайне, любви.

Василий Чекрыгин. Женщина и двое мужчин. Бумага, уголь. 1921-1922. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Василий Чекрыгин. Женщина и двое мужчин. Бумага, уголь. 1921-1922. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Василий Чекрыгин. Воскрешение из мертвых. 1921-1922. Бумага, уголь. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Василий Чекрыгин. Воскрешение из мертвых. 1921-1922. Бумага, уголь. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Василий Чекрыгин
Василий Чекрыгин

Весьма любопытный союз художников и поэтов образовался в 1921 году под названием «Маковец». Во главу угла союза была поставлена философия Николая Федорова и идеи Павла Флоренского. В среде художников лидером «Маковца» стал Василий Чекрыгин (1897-1922), который написал Манифест союза. В нем, в частности, говорилось: «Наступает время, когда… нужны незыблемые ценности, когда искусство возрождается в своем бесконечном движении и требует лишь простой мудрости вдохновенных».

Сергей Романович. Оплакивание отцом. 1950-е. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Сергей Романович. Оплакивание отцом. 1950-е. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Сергей Романович. Поругание. 1950-1960-е. Бумага, масло. Музей "Новый Иерусалим"
Сергей Романович. Поругание. 1950-1960-е. Бумага, масло. Музей "Новый Иерусалим"
Сергей Романович. Христос перед Камафой. 1950-е. Холст, масло. Музей "Новый Иерусалим"
Сергей Романович. Христос перед Камафой. 1950-е. Холст, масло. Музей "Новый Иерусалим"

В определенной степени продолжателем творческой направленности Чекрыгина стал Сергей Романович (1894-1968) со своим евангельским циклом, над которым он работал больше 10 лет. И, если Чекрыгин работал углем на бумаге, то у Романовича все пастозно-ярко, выпукло, размашисто. Каждая картинка, как фреска, наполненная болью человеческой души, страданием и светлой памятью прошлого одновременно.

Алексей Рыбников. Апокалипсис. 1922. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Алексей Рыбников. Апокалипсис. 1922. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого

Алексей Рыбников (1897-1949), ученик Михаила Ларионова, стоял у истоков отечественной школы реставрации и был первым руководителем реставрационных мастерских Третьяковской галереи. Его картина «Апокалипсис» яркая и дерзкая, а трубящему ангелу на полотне как будто не хватает места.

Владимир Комаровский. Автопортрет. 1926-1927. Фанера, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Владимир Комаровский. Автопортрет. 1926-1927. Фанера, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого

Как и Рыбников, Владимир Комаровский (1883-1937) родом из интеллигентной образованной семьи занимался реставрацией. «Автопортрет», написанный в стиле «авангардной иконописи» в 1926 году, считается его «визитной карточкой». Писал иконы. В 1925-м его арестовали, ссылали, он возвращался, его снова арестовывали и, наконец, в 1937-м расстреляли на Бутовском полигоне «за контрреволюционную деятельность».

Николай Витинг. Обеденный перерыв. 1929. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Николай Витинг. Обеденный перерыв. 1929. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого

Николай Витинг (1910-1991) был самым молодым членом «Цеха живописцев» и очень любил производственные сюжеты. В 1930-х работал экскурсоводом в Третьяковской галерее, нашел себя как иллюстратор и сотрудничал с советскими издательствами.

Николай Тарасов. Пейзаж с мостиком. 193 Холст. масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Николай Тарасов. Пейзаж с мостиком. 193 Холст. масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Николай Тарасов. Сокольники. Начало 1930-х. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Николай Тарасов. Сокольники. Начало 1930-х. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого

Николай Тарасов (1896-1969) родился в семье священнослужителей, пел в синодальном хоре, живописи учился и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и во ВХУТЕМАСе. В Музее Нукуса хранятся 740 его рисунков, акварелей и полотен. Пробовал участвовать в выставках, но все время ссорился с устроителями, никак не мог до конца встроиться в систему, в результате работал учителем рисования в школе.

Валентина Маркова. Автопортрет в виде скульптуры. 1930-е. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Валентина Маркова. Автопортрет в виде скульптуры. 1930-е. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Валентина Маркова. Табун у реки. 1935-1936. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Валентина Маркова. Табун у реки. 1935-1936. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Елена Коровай. Портные Бухары. 1932. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Елена Коровай. Портные Бухары. 1932. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого

Вот кого открыл Игорь Савицкий, так это Валентину Маркову (1905-1942), которая больше десяти лет жила в Узбекистане, увлекалась кубизмом и футуризмом. Она даже написала автопортрет, где изобразила себя в виде бюста Венеры. Во время командировки в Дагестан она писала лошадей, которые не понравились Выставкому, и Маркова, видимо, обидевшись, уехала в Ленинград и живопись забросила. Во время блокады она умерла, ее практически забыли, если бы не Савицкий.

Климент Редько. Победитель. Бокс. 1929. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Климент Редько. Победитель. Бокс. 1929. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Климент Редько. Материнство. 1928. Холст, масло. ГМИ Респубоики КАракалпакстан имени И.В.Савицкого
Климент Редько. Материнство. 1928. Холст, масло. ГМИ Респубоики КАракалпакстан имени И.В.Савицкого

Климент Редько (1897-1956) до революции учился в иконописной школе Киево-Печерской лавры, в Петрограде у Николая Рериха, учился и у Кандинского, работал художником при торгпредстве в Париже, где познакомился с Пикассо. Избежал репрессий 1937 года, однако в 1948-м его обвинили в том, что он поддался западной культуре и исключили из Союза Художников.

Соломон Никритин. Портрет девушки в красном. 1935. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Соломон Никритин. Портрет девушки в красном. 1935. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого

Соломон Никритин тоже был учеником Кандинского. В 1922 году он сформулировал новое направление в искусстве – проекционизм, а через 10 лет «выдвинул идею полиреализма, многомоментного живописного повествования между фреской и кинематографом».

Василий Рождественский. Стена дома. 1930-е. Холст, масло. ГМИ Республики КАракалпакстан имени И.В.Савицкого
Василий Рождественский. Стена дома. 1930-е. Холст, масло. ГМИ Республики КАракалпакстан имени И.В.Савицкого
Василий Рождественский. Убайда. 1926. Холст, масло. ГМИ Руспублики Кракалпакстан имени И.В.Савицкого
Василий Рождественский. Убайда. 1926. Холст, масло. ГМИ Руспублики Кракалпакстан имени И.В.Савицкого

Василий Рождественский (1884-1963), один из организаторов «Бубнового валета», близкий друг Петра Кончаловского. До 1920-х увлекался всем подряд: импрессионизмом, кубизмом, постимпрессионизмом, плакатом, но потом вернулся к реализму в своей собственной интерпретации, т.е. с «примесью» постимпрессионизма. И был вполне успешным. Участвовал во многих зарубежных выставках, преподавал, хотя по сравнению с другими «валетами» все же оставался в тени. Его, если уж придраться, вполне можно было уличить в формализме, когда с ним вовсю боролись, но Рождественский счастливо этого избежал. И то хорошо.

Владимир Милашевский. Городской пейзаж со стадионом. 1929. Бумага тонированная, акварель, тушь. Музей "Новый Иерусалим"
Владимир Милашевский. Городской пейзаж со стадионом. 1929. Бумага тонированная, акварель, тушь. Музей "Новый Иерусалим"
Ефросинья Ефимова-Платова. Древо жизни. 1933. Холст, масло. Музей "Новый Иерусалим"
Ефросинья Ефимова-Платова. Древо жизни. 1933. Холст, масло. Музей "Новый Иерусалим"
Павел Суриков. Оркестр на улице. Конец 1920-х. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Павел Суриков. Оркестр на улице. Конец 1920-х. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Юрий Щукин. Бывшие на толкучке. 1922. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Юрий Щукин. Бывшие на толкучке. 1922. Холст, масло. ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого

И то хорошо, что русский авангард 1920-1930-х может дать фору многим нынешним «актуальщикам», чьи изыски еще неизвестно останутся ли в памяти спустя десятилетия. И спасибо Игорю Савицкому за создание музея. Это ж его слова: «…безрассудно было делать музей в условиях нашей страны. Но ведь все мы такие романтики».

#выставки#изобразительное искусство#музей Новый Иерусалим# Государственный музей искусств республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого#выставка Свет между мирами. Через встречу двух музейных коллекции России и Узбекистана#