Ужас номер три. Гарнизонный патруль
При несении патруля главная задача состояла в том, чтобы не оказаться заключенным в камеру после несения наряда. А такое случалось нередко. Гарнизонную комендатуру возглавляли хорошо известные все морякам Лиепайского гарнизона: подполковник Сосенков - комендант и его верный помощник капитан-лейтенант Воронкин. Они исправно несли свою службу, а временами - уж очень рьяно. При уровне дисциплины в то время, камеры гауптвахты всегда были заполнены узниками. Конечно, попадали в них и «пьяницы», нарушители общественного порядка, но зачастую отсиживали патрульные, уклонившиеся от маршрута или не выполнившие план по задержке и другие.
В часы занятий по специальности город словно вымирал, человек в пагонах – редкость в такое время. Но часто возникала острая служебная необходимость решать задачи, связанные с ремонтом материальной части, получением различных видов довольствия и других. Выход в море не мог ждать. И тогда от части наряжались определенные специалисты, они должны были решить все задачи и при этом не попасть в «лапы» гарнизонной комендатуры. Комендант в это время на своем «не молодом» УАЗе, а его верный помощник на ГАЗ-53 с крытым кузовом разъезжали по Лиепае и отлавливали нерадивых военнослужащих. Командиров воинских частей, военнослужащие которых были пойманы в городе, ожидали скорые неприятности.
Ужас номер четыре. Выход в море на торпедолове «ТЛ-1127»
Подводные лодки дивизии в море выходили нечасто, и чтобы их штурманы, а точнее командиры ЭНГ не расслаблялись и совершенствовали свои профессиональные навыки, флагманский штурман дивизии капитан 3 ранга Гречишкин О. периодически устраивал для них дополнительные тренировки. Как правило, лейтенантов по очереди прикомандировывали на катер-торпедолов «ТЛ-1127», который обеспечивал все торпедные стрельбы, выполняемые подводными лодками 14 эскадры. Торпедоловы в эскадре были, пожалуй, самими плавающими кораблями. Основной задачей экипажа катера было поиск и подъем на борт практических торпед, выстреливаемых подводной лодкой во время стрельб. К членам экипажа торпедолова и особенно его командиру мичману Спирову А.А. в соединении относились с должным уважением.
Дошла очередь и до меня. Как-то в конце дня на подведении итогов командир обратился ко мне и сказал: «Товарищ Кот! Завтра в полдень вы должны быть на торпедолове и следовать в море на обеспечение торпедных стрельб».
Было начало ноября, деревья уже успели сбросить свой наряд. От мягкой золотой осени не осталось и следа, деревья стояли голыми, только ржавые, высохшие листья, гонимые ветром, кружили над землей. По утрам причалы и корпуса подводных лодок покрывались инеем, и только к обеду местами оттаивали, наступила пора заморозков. Все говорило о приближении зимы.
Наступило завтра, полдень, стою в нерешительности у борта катера-торпедолова. Торпедолов ТЛ-1127 — это небольшой катер длиной -46,5 м, шириной 6,2 м и осадкой 2,2 м. Основная задача катера-торпедолова состоит в поиске и подъеме на борт торпеды после ее выстрела из торпедных аппаратов подводной лодки и всплытия на поверхность. На катере с мостика вели наблюдение и обнаруживали торпеду по выстреливаемым с нее ракетам, мигающему маячку и оранжевой голове. После обнаружения торпеды, катер на полном ходу устремлялся к торпеде, матросы накидывали на головную часть трос-аркан и через клюз в задней стенке катера лебедкой затаскивали на торпедолов.
«Товарищ лейтенант, Вы с нами в море идете?» - спрашивает матрос с катера, в ответ киваю головой. Поднимаюсь по ребристым ступеням прогибающейся сходни, попадаю на палубу и вскоре оказываюсь в штурманской рубке. Хотя рубкой эту небольшую выгородку назвать трудно. Если быть точным, то это небольшой загороженный угол на ходовом мостике, оснащенный нехитрыми штурманскими приборами. Здесь имеется стол, прокладочный инструмент, лежащий поверх навигационной карты, чудо радионавигации - двухканальный визуальный радиопеленгатор (ДВРП) «РУМБ», часы, указатель лага и, конечно же, курсоуказатель. На переборке закреплены таблички с информацией. Приготовление идет полным ходом, сельсины завывают, часы тикают, из ходового мостика доносятся команды командира катера Спирова В.И. Всматриваюсь в его обветренное, коричневое от загара лицо с белесыми складками морщин на лбу и в уголках глаз, вслушиваюсь в четко отдаваемые команды. Все в этом человеке от внешности до интонации голоса говорит о надежности и убеждает в том, что это бывалый моряк, настоящий мичман, не из тех, которых в народе именовали «сундуками». Да, на эскадре объективно давали оценку всем-по заслугам. Спиров В.И. пожал мне руку, кратко изложил задачу торпедолова, мою конкретно и продолжил руководить приготовлением, дав понять, что сейчас он занят. В минуты непродолжительного общения я почувствовал к себе доброе отношение и никакого высокомерия.
Разрешение оперативного дежурного на выход задерживалось, и это мне было на руку. Я успел изучить маршрут перехода и район стрельб, проверить работу ДВРП, произвести необходимые расчеты, а главное подавить в себе нарастающее беспокойство. Стою на верхней палубе, время сумерек, рассматриваю волноломы аванпорта новой гавани, южные ворота, купола собора Кара оста, нахожу глазами свою лодку у причала. Про себя отмечаю, что погода портится, усиливается ветер. Вижу спешащего на катер Спирова В.И.
С приходом Спирова В.И. катер оживляется – отдаются швартовы, отходим. По мере приближения к выходу из Новой гавани качка усиливается. Катер минует линию Южных ворот, ложится на створы и ускоряет ход. Встречные волны высоко задирают нос катера, переваливаются через борт и с шумом обрушиваются на надстройку. Небольшой кораблик снова и снова проваливается в ложбину волн, захлебываются газоотводы дизеля. Волнение моря, по моей оценке, более трех баллов. Продолжаем следовать в полигон. Определяю место, рассчитываю время прибытия в «точку» - прибудем в полигон при такой погоде не скоро. От этой мысли мое состояние еще более ухудшается, сильно тошнит и подкатывает к горлу. Что бы отвлечься наблюдаю за Спировым В.И., рулевым, стоящим в специальном ограждении у рулевой колонки. Они делают свое дело и, похоже, что зверская качка не доставляет им неудобства. В рубке выключено освещение, и только подсветка приборов позволяет разглядеть командира и рулевого. Спиров В.И. не отрываясь, всматривается в даль через окно, периодически заливаемое брызгами волн. Моему терпению приходит конец, и я поднимаюсь на верх. И в тот же момент чувствую, как волна, разбившись о нос катера, достигает меня и скатывается по шинели на палубу. Стараюсь крепче ухватиться за поручень ограждения мостика. Нос катера, достигнув высшей точки гребня волны, резко проваливается вниз, а я ощущаю безжалостный приступ тошноты. Шинель, зимняя шапка промокли, я чувствую их тяжесть на своих плечах, струйки воды проникли под шинель, вызывая неприятные ощущения. Самочувствие немного улучшается, потому что ледяные волны и сильный морозный ветер вызывали озноб, гнетущее ощущение тошноты на какое-то время ослабевает. Спускаюсь вниз, Спиров В.И. и рулевой неизменно стоят на своих местах, отсвечивают шкалы приборов, создавая в ходовой рубке уют и наполняя, казалось, теплом. Катер продолжает идти вперед в назначенную точку. Пользуясь улучшением самочувствия, уточняю место торпедолова, докладываю результаты командиру. Спиров В.И. утвердительно кивает, но через некоторое время приходит в штурманскую рубку, изучает карту с моими отметками, шагает циркулем-измерителем, и, не говоря ни слова, возвращается на свое место. После его ухода меня накрывает очередной приступ, который побороть я не смог. Срочно покинул свой боевой пост и оказался в гальюне. Думаю, не составит читателю большого труда догадаться о цели моего посещения этого корабельного помещения. Опережая события, хочу сказать, что за время выхода я побывал в «этом месте» неоднократно так как «травило» меня безудержно. Каждый раз возвращался на боевой пост с чувством освобождения. Торпедолов продолжал идти прежним курсом, ветер и волны не только не унимались, а становились еще сильнее. В один из заходов в гальюн я сидел на комингсе площадке двери и тупо смотрел в белый унитаз с ржавыми подтеками, на стенках была кровь – моя кровь. Я не испытывал ни малейшего волнения, пребывал в состоянии равнодушия и мечтал об окончании «кошмара». Господь, видимо, и впрямь есть и через некоторое время я услышал обращение мичмана Спирова В.И.: «Штурман, прикинь курс в базу». Позже он пояснил, что из-за погоды, море более трех баллов, С-300 отменили стрельбу, она возвращается. Я воспрял духом и занялся определением места торпедолова и определением обратного курса. Лучше мне не стало, но вера в скорое возвращение утвердилась, я повеселел и бодро доложил командиру катера курс и расчетное время прибытия в Лиепаю. Торпедолов развернулся на обратный курс, характер качки поменялся, казалось, что волны пытались догнать катер и подтолкнуть его вперед. За кормой кильватерный след очерчивался расходящимися белыми дорожками пены, освещаемой огнями кормовой надстройки, казалось, появились звезды. Стало легче, только при глотании чувствовал сильную боль в горле как при ожоге. Вошли в новую гавань через Южные ворота, качка значительно снизилась, через несколько минут торпедолов ошвартовался у причала, послышался скрежет подаваемой на причал сходни. Я пожал руку Спирову В.И. и сказал, что в случае чего буду на ПМ-30. Он кивнул головой и направился в сторону штаба дивизии, а я на плавмастерскую. Заснул я только перед утром, но вскоре был разбужен корабельными звонками, топотом ног матросов, спешащих на утреннюю физическую зарядку.
С мичманом Спировым В.И. в дальнейшей службе мне пришлось встретиться не один раз. На долгие годы мне запомнился первый выход, командир ТЛ-1127, его рулевой и бушующее море. В годы службы на подводных лодках мне случалось попадать в ситуации и похуже. Часто вспоминался командир маленького катера, простой советский мичман, стойкий моряк Вадим Спиров.
Григорий Кот. Редактировал BV.
Продолжение следует.
Все рассказы автора читайте здесь.
======================================================
Друзья! Если публикация понравилась, поставьте лайк, напишите комментарий, отправьте другу ссылку. Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал. С нами весело и интересно! ======================================================