Зима 1985 года была суровой. Заснеженные ограждения аванпорта, мороз до 26 градусов, колкий ветер.
Тогда наша дизельная подводная лодка «С-166», припорошенная снегом, стояла ошвартованная у плавказармы (ПКЗ) в Болдерае. Экипаж размещался на ПКЗ, офицеры субмарины ютились по каютам. Две двухъярусные койки, да стол под иллюминатором, вот и все убранство каюты. Я, штурман - командир БЧ-1-4 - на верхней койке, механик Александр Сергеевич Петров - внизу – «годок», потому - что.
Будни подводницкие шли своим чередом. Я нес дежурство по кораблю, Александр - по живучести. После дежурства встречались, накрывали стол. Благодарные матросы команды, отстояв дежурство по столовой, обеспечивали продуктами. В основном была жаренная картошка, да какая-нибудь банка и конечно «шило» в трехлитровой банке, из запасов механика, настоянное на лимонных корках. До сна болтали, играли в нарды, вспоминая семьи, обсуждали текущие дела. Иногда встречали «гостей» - знакомых офицеров с соседних кораблей. Они очень любили и уважали механика за его искренность и доброту.
Командир наш Вячеслав Григорьевич Бондаренко, по кличке «Бендер», в это время пребывал в местном Пальдисском госпитале, у него давление случилось. Надо отдать должное, человек уникальный. Это Маринеско номер 2. Редкий человек, командир от бога. Спокойный, выдержанный, грамотный подводник. Да, что говорить – награжден за боевые службы орденом и это будучи капитаном 3 ранга. Внешне достойный мужик: аккуратный, чистоплотный, небольшого роста, говорит мало, но по существу. Словом – командир. Да забыл сказать - волевой. По сей день беру с него пример.
Пока командир понижал давление всей корабельной жизнью правил старший помощник Михаил Федорович Елисеев, дотошный мужик. Под его руководством осуществлялось проворачивание механизмов, оружия и технических средств, а также большие и малые приборки. Красивый офицер. Знал все, терпеливый, штурман в прошлом из училища им. Фрунзе.
Никогда не отказывал себе в удовольствии «лягнуть меня» за всякие штурманские дела. Тем более было за что. Я пришел с «Варшавы» (проект 877), где все было по - другому. Лодка новая, навигационный комплекс и все дела. А что на 613-м проекте? Да ничего… Штурманский боевой пост под люком в центральном посту. Назвать его ПОСТОМ сложно, поскольку это небольшая выгородка со столом, располагающейся на нем затертой навигационной картой, сложенной в несколько частей, справочными табличками на стенках.
Здесь же размещались датчики необходимых приборов: курсоуказателя, лага, эхолота. Перед лицом установлен АРП – 53 (автоматический радиопеленгатор), – по нему определение места подводной лодки весьма сомнительно, хотя бывалые меня оспорят. Кстати, 53 — это год выпуска прибора (1953 г.), он ровесник самой лодки. Правда, на подводные лодки, уходящие на боевую службу, выдавали комплект космической системы АДК -3 «Шлюз». Фантастика, однако…! Это очень облегчало труд штурмана. Средняя квадратическая погрешность определения места корабля составляла 150 метров. Это серьезно!
На выходе в море сидишь под люком, сверху капает, а то и заливает карту, слева над головой - машинка клапана вентиляции ЦГБ 3 левого борта, обильно смазанная маслом. При погружении и всплытии она оживала. По центральному проходу снуют члены экипажа, переходящие из отсека в отсек, на мостик. Их перемещения сопровождаются лязгами кремальеры открывающейся переборочной двери, свистом воздуха, врывающего в отсек.
Подводная лодка стояла у причала обогревалась паром. Спускаешься вниз по трапу и ощущаешь тепло корабля, родные запахи солярки, камбуза. Пока Елисеев командует проворачиванием оружия и технических средств, уходишь в свои обязанности согреваешься.
В это время мы готовили вьетнамский экипаж. Помню выход в море в Рижский залив. Низкорослый, худощавый офицер, старпом иностранного экипажа Нгуен Ван Хунг стоял на мостике - входили в базу. Смотрел на него и сочувствовал: у него посинело лицо, губы - трясся весь. У них нет таких морозов. Да и нам – 26 градусов тоже не очень в радость. Однако швартовная команда бегала довольно резво, матросы подавали швартовные тросы на ПКЗ. Видимо были рады возвращению. А я стою на мостике в тулупе, щеки обледенели, папироска «Прима» дымится, зажатая в варежке, идет швартовка к ПКЗ.
Однако по - существу. Как-то к обеду прибыл заместитель командира 22 бригады по политической части капитан 1 ранга Рогач, эдакий розовощекий, ухоженный офицер с крупным лицом в каракулевой шапке. Несмотря на свою высокую должность, Рогач в среде моряков был постоянным объектом насмешек. Причина, видимо, крылась в его сиплом голосе и несколько странноватой манере поведения. Из его пламенной речи стало ясно, что в ночь наш корабль и экипаж должен осуществить переход из Болдераи в Лиепаю к месту базирования на зимовку. Финский и Рижский заливы покрывались льдом, а наша подводная лодка была в составе сил постоянной готовности и должна быть готовой в любое время выйти в море для решения задач. Весть о переходе в Лиепаю, конечно, «приятная». Каждый из нас от командира до матроса представлял себе все «прелести» пребывания в чужой базе.
Старшим на переход был назначен капитан 1 ранга Сергиенков, командир 107 дивизиона учебных кораблей. Внешне он походил на Бонифация - героя мультика. Его внешний вид меня смешил: доброе лицо, блестящая плешка и белесые волосики на висках.
Бендера, как и понятно, срочно отозвали из госпиталя и прекратили лечение от давления. С прибытием командира началось приготовление к выходу и вообще сборы к перебазированию.
Вот с этого и начался наш «ледовый поход», который нам чуть не стоил жизни. А в Инбергском проливе много кораблей лежат на грунте еще со времен прошедших войн. На навигационной карте они обозначены знаками, походящими на крестики.
Команда прибыла на корабль, Михаил Федорович подавал в «Каштан» команды по приготовлению корабля бою и походу: «По местам стоять, корабль к бою и походу приготовить». Лодка стала оживать, пустили дизеля. Старшина рулевых сигнальщиков доложил, о том, что невозможно провернуть вертикальный руль, так как баллер вмерз в корпус. Приняли решение отогреть баллер руля огнем. Матросы жгли паклю на солярке в кормовой надстройке, клубился черный дым. Дизельное топливо в банке из-под регенерации напоминало желтый холодец. Вскоре руль заработал.
Я готовил свою штурманскую боевую часть к походу. Дизеля сосали воздух через центральный верхний рубочный люк, так что канадку сдувало. Команда поспешно грузила вещи. А Елисеев свой сейф привязывал в надстройке. Было хмуро и очень холодно.
Переход должен бы состояться в составе эскорта. Впереди шел ледокольный буксир «Локса», расчищая путь ото льда, за ним следовали в кильватер малый противолодочный корабль (МПК 2), морской тральщик МТЩ 260, проданный индусам, далее мы и не помню, кто замыкал колону.
Приготовление закончено, объявлена готовность 2 надводная, а гирокомпас «Курс-3» так и не пришел в меридиан. Стало очевидным, что он не в строю - Веселенькое дело. «Добро на выход может поступить в любой момент, а сорвать переход в нашем случае просто невозможно. Доложил командиру – решение: разбираться с компасом в пути.
Посоветовался с бывалым Михаилом Алексеевичем. Елисеев осмотрел прибор, заглянув через стеклянное окошко, и диагноз поставил сразу. Гирокомпас замерз, трубки следящей лопнули. Необходимо выгружать чувствительный элемент со следящей системой и заклеивать трубку змеевика. Чем я и штурманский электрик Витаутас Деткявичус занялись незамедлительно.
А в это время подводная лодка, преодолевая течение Даугавы под электромоторами, дрожала, разворачивалась и медленно выходила на створы выхода из гавани. И вот безграничное ледовое поле Рижского залива, темная дорожка в проломленном льду с отколотыми льдинами. Впереди маячит корма тральщика. Не всегда рулевому удавалось удержать курс, и наша железная субмарина упиралась в цельный лед. Лодка стопорилась, Бендер давал команду, отрабатывали телеграфы, лодка пятилась назад, занимала место в кильватере и продолжала движения до очередного препятствия.
Тревожно было на душе, кругом заснеженный лед, холод и серое небо. Корабль отогрелся после зимней спячки. Загрузили следящую, собрали гирокомпас и запустили, Михаил Федорович молодец, помог. Но требовалось время, чтобы курсоуказатель пришел в меридиан и стал показывать правильный отсчет. Ждем! надежды на его точную работу была мало, но она была. Прошли Рижский залив, повернули в Ирбенский пролив. Я дремал у карты, уткнувшись в ворс канадки, мимо сквозили ветры Балтики через люк, подвывали сельсины приборов. Из пятого отсека доносился гул от работающих дизелей. Шел густой снег, а АРП-53 ловил далекие песни, принимал позывные маяков, но для определения места радиопеленгатор был бесполезен, поскольку система курсоуказания была еще не в строю. Весело…
Одна беда не приходит одна. Радисты доложили об аварии на тральщике с индусами - он горел и все корабли, следовавшие в строю, поспешили к нему на помощь - тушить.
Вода парила, шел густой снег, туман. Поднимешься на мостик - не видно ни зги, компас не работает, да еще РНС «Флаг» показывает непонятные фрагменты островов - опознать место плавания невозможно. Колдую над картой, но безуспешно - место лодки определить не получается, контролирую глубины. Ирбенский пролив, словом. А внутри тепло, молотят дизеля, пахнет хлебом из четвертого отсека.
И вдруг - удар в правый борт, лодка накренилась… «Аварийная тревога, задраен верхний рубочный люк!». А это уже не шутки. Чувствую, как внутри моего организма похолодело. Старпом Елисеев поспешно спустился с мостика вниз. Доложил командиру о том, как ледокольный буксир «Локса», спешивший к нам на помощь, в условиях никакой видимости, налетел на лодку, ударив ее в правый борт в районе цистерны главного балласта (ЦГБ 2, 3). По сути, это таранный удар. Подобные столкновения в годы Великой Отечественной войны, в мирное время для подводников заканчивались трагически. Каждый из нас об этом знал.
Слышал про героев, а теперь увидел во отчую. Старшина 1 статьи Костюк, командир 2 отсека обратился к механику: «Прошу разрешения осмотреть аккумуляторную яму». А если там пробоина? Это верная смерть. Слава Богу - обошлось. Костюк вылез из ямы, доложил – все в порядке, старушка выдержала удар. С облегчением вздохнули.
Вячеслав Григорьевич, впрочем, как и все остальные – молодец, отдавал четкие команды по борьбе за живучесть. Ничто не выдавало в нем страха. Вскоре буксир «Локса» вернулся к горящему тральщику.
Лодка стояла без хода в ледовом плену в гордом одиночестве. Все корабли эскорта оказывали помощь.
Показания компасов «Курс 3» и магнитного стали выравниваться, а это значит, что гирокомпас после ремонта начал приходить в меридиан. Осмотрелись, дали ход вперед к выходу в Центральную Балтику. Вскоре вышли из пролива повернули на юг, сплошной лед закончился. Стала донимать ледяная волна, балла 3 не меньше. «А волны и стонут и плачут…». Попадались отдельные громадные льдины, зеленые, красивые. Набегающая волна с грохотом обрушивала их на корабль, они перекатывались через надстройку, сносили леерные стойки с тросами. Одна из ледяных глыб оказалась роковой для сейфа Михаила Федоровича. После очередной атаки ледяного безобразия он сполз с надстройки и успешно канул в водах «седой Балтики», унося содержимое. М.Ф. Елисеев стоял в тулупе и своих ватных штанах на мостике, наблюдая происходящее. Очень страдал.
Прошли банку Глотова, на левом траверзе Вентспилс. Нахлынули воспоминания о службе в 16 дивизии, тогда я был молодым лейтенантом. При проходе мели, командиры боевых частей не отказывали себе в удовольствии пошутить над капитаном 2 ранга Глотовым – командиром ракетной боевой части.
До Лиепаи рукой подать. Скорей бы уже… Немного отлегло от сердца. Настроение экипажа заметно улучшилось, чего не скажешь о погоде - море не успокаивалась, по-прежнему серое небо, да леденящий ветер… Лодка под двумя дизеля со скорость в десять узлов следовала к месту зимовки. В голове грустные мысли от предвкушения предстоящего обустройства экипажа на новом месте, ремонта навигационного оборудования и многого другого. До возвращения в родную базу три долгих месяца, может и больше.
Без приключений подошли к приемному бую «А», раскачивающегося на волнах, от него начинается вход в Лиепайскую базу, легли на створы. Сквозь серую мглу просматривались очертания городка. Вспомнилась служба в дивизии на подводной лодке проекта 629 А и выходы в море по этому фарватеру. Казалось - давно это было, а прошло всего три года.
В базу нас запустили не сразу, несколько долгих часов лодка маневрировала в районе якорной стоянки в ожидании разрешения на вход. О корпус корабля ударялись ледяные блины, но это уже не столь толстые льдины, как в Рижском заливе.
Долгожданное «Добро» оперативного на вход получено. Затрещал телеграф - дизеля увеличили обороты, со стоном выбрасывая через воздуховоды водяную пыль от набегавших волн. По мере приближения к Военной гавани, очертания построек города, 16 дивизии становятся более четкими. Можно взять пеленга на шпиль собора Каря Оста, другие ориентиры, скорректировать курс на створах. Узнаю черный силуэт ракетной подводной лодки, стоящей в гавани на СБР (стенд безобмоточного размагничивая), может быть это мой первый корабль «Б - 372». Подходим к Южным воротам гавани, виднеется огромный кран для погрузки ракет на первом причале и треугольный полосатый створный знак на его конце. С этим краном у меня особые воспоминания из лейтенантской жизни. При погрузке (выгрузке) ракет я отвечал за охрану места погрузки. Но об этом в другой раз.
Переход близился к завершению. Лодка уверенно следует по средине канала, миновали пролеты воздушного моста, на нем можно различить силуэты одиноких прохожих. «Стоп дизель! Швартовной команде по местам!» и лодка под электромоторами медленно подходит к причалу, швартуемся. Под четкие команды Михаила Федоровича команда приводит оружие и технические средства в исходное, положение. Межбазовый переход закончен, командир спускается по трапу и удаляется в сторону штаба. С нетерпением ждем его возвращения. Начинается новая жизнь.
Григорий Кот. Редактировал BV.
Продолжение следует.
Все рассказы автора читайте здесь.
======================================================
Друзья! Если публикация понравилась, поставьте лайк, напишите комментарий, отправьте другу ссылку. Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал. С нами весело и интересно! ======================================================