Найти в Дзене
ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНЖЕНЕР

Стоишь на зелёной стрелке, а тебе нужно прямо. Стоять или ехать? Всё, что нужно знать о зелёной «стрелке» на светофоре.

Если вы часто ездите по городу, то наверняка видели такую ситуацию: машина стоит в полосе для поворота, а загоревшаяся зелёная «стрелка» приглашает её ехать, но водителю нужно прямо. В ответ сзади раздаются нетерпеливые гудки других водителей . Кто же прав в этой ситуации? Тот, кто стоит, или те, кто сигналит? Давайте разберёмся без лишних эмоций, опираясь на правила дорожного движения. Для начала вспомним, что это за секция. Зелёная стрелка на светофоре — это дополнительная секция, которая разрешает движение в указанном направлении, когда основной сигнал светофора — красный или жёлтый. Главная задача таких стрелок — разгрузить перекрёстки, позволяя, например, поворачивать направо, не дожидаясь общего зелёного света. Даже в темноте можно понять, что перед вами светофор с дополнительной секцией. Посмотрите на основной зелёный сигнал: на него должны быть нанесены чёрные контурные стрелки, показывающие, какие направления движения разрешены при его включении. Это своего рода подсказка
Оглавление

Если вы часто ездите по городу, то наверняка видели такую ситуацию: машина стоит в полосе для поворота, а загоревшаяся зелёная «стрелка» приглашает её ехать, но водителю нужно прямо. В ответ сзади раздаются нетерпеливые гудки других водителей . Кто же прав в этой ситуации? Тот, кто стоит, или те, кто сигналит?

Давайте разберёмся без лишних эмоций, опираясь на правила дорожного движения.

Что такое эта самая «стрелка»?

Для начала вспомним, что это за секция. Зелёная стрелка на светофоре — это дополнительная секция, которая разрешает движение в указанном направлении, когда основной сигнал светофора — красный или жёлтый. Главная задача таких стрелок — разгрузить перекрёстки, позволяя, например, поворачивать направо, не дожидаясь общего зелёного света.

Даже в темноте можно понять, что перед вами светофор с дополнительной секцией. Посмотрите на основной зелёный сигнал: на него должны быть нанесены чёрные контурные стрелки, показывающие, какие направления движения разрешены при его включении. Это своего рода подсказка.

Обязан ли я ехать под загоревшуюся стрелку?

Это самый главный и спорный вопрос. Ответ на него зависит от одного важного условия — от дорожных знаков и разметки.

Вариант 1: Полоса позволяет ехать и прямо, и на поворот

Представьте, что вы подъезжаете к перекрёстку и видите знак «Направления движения по полосам». На вашей полосе нарисованы две стрелки: одна прямо, а вторая — налево (или направо). В этом случае ваша полоса — универсальная.

Что это значит? Вы имеете полное право стоять на ней, даже если загорелась зелёная стрелка, и ждать своего основного зелёного сигнала, чтобы поехать прямо. Вы не создаёте помех, потому что ваша полоса не является исключительно поворотной. Нетерпеливые сигналы сзади в этой ситуации — это проблема тех, кто не знает ПДД, а не ваша.

Вариант 2: Полоса разрешает движение ТОЛЬКО на поворот

Теперь другая ситуация. Над вашей полосой висит знак, на котором изображена только одна стрелка — например, налево. Или соответствующая разметка на асфальте указывает только на поворот.

В этом случае правило простое: если загорелся разрешающий сигнал (в том числе и зелёная стрелка), вы обязаны выполнить манёвр. Стоять и ждать, пока загорится основной зелёный, чтобы поехать прямо, — нельзя. Вы нарушаете требования знака и создаёте помеху другим транспортным средствам, которые намерены повернуть. Это и есть прямое нарушение ПДД.

Вариант 3: Знаков «Направления движения по полосам» нет

Иногда бывает, что полоса не снабжена никакими указателями. В такой ситуации, с точки зрения закона, водитель не нарушает правил, если стоит под зелёную стрелку. Поскольку знаков, обязывающих его повернуть, нет, он может двигаться в любом направлении из этой полосы (с учётом общего устройства перекрёстка).

Однако здесь вступает в силу понятие «водительской этики». Стоять под зелёной стрелкой, когда сзади вас ждут десятки машин, желающих повернуть, — это плохой тон. Специально занимать такую полосу, если вам не нужно поворачивать, не стоит. Вы провоцируете конфликты и создаёте ненужные заторы.

Важные нюансы, которые нужно помнить

· Выключенная стрелка. Если дополнительная секция не горит, движение в направлении, которое она указывает, запрещено. Даже если вам кажется, что «никого нет». Остановиться нужно перед стоп-линией.

· Правило «помехи справы» не работает. Запомните важный пункт ПДД (13.5): если вы двигаетесь на зелёную стрелку при основном красном сигнале, вы обязаны уступить дорогу всем — и автомобилям, едущим с других направлений на свой зелёный, и пешеходам. Ваша зелёная стрелка — это не главная дорога, а лишь разрешение на манёвр при условии полной безопасности.

· Запрещённый выезд. Нельзя выезжать на перекрёсток на зелёную стрелку, если впереди затор, и вы можете создать помеху. Это общее правило, которое часто забывают.

Краткий итог

  • Можно стоять, если ваша полоса разрешает движение и прямо, и на поворот.
  • Нельзя стоять, если знак или разметка предписывают двигаться только в направлении стрелки.
  • Технически можно, но некрасиво, если знаков нет, но вы мешаете потоку.

Знание этих простых правил поможет вам не только избежать штрафов, но и уверенно чувствовать себя на дороге, не обращая внимания на неуместные гудки. Будьте внимательны и взаимовежливы!