Найти в Дзене
AutoTVRU

Зачем здравый смысл, если есть СанПиН. Стоянка жильцов у МКД теперь запрещена

В России, где почти у каждого второго есть машина, а у многих — по две или больше, дворы многоквартирных домов давно превратились в импровизированные парковки. У подъездов, на газонах, даже у детских площадок — машины стоят плотно, как в гараже. Но с 2025 года ситуация меняется: Верховный суд РФ разъяснил, что постоянная стоянка личных автомобилей жильцов во дворах запрещена. Это решение, вынесенное в споре о гостевых стоянках, опирается на санитарные нормы, но сразу же вызвало волну споров. Оно противоречит Жилищному и Гражданскому кодексам, дающим собственникам право на использование придомовой территории. Разбираемся, что именно запретил суд, почему это важно и как быть автовладельцам в условиях дефицита мест. Финансовые ограничения или просто нежелание тратиться на паркинг, приводят к тому, что дворы МКД становятся основным местом стоянки. В больших городах, где на один дом приходится по 100–200 машин, проблема острая: разрешённые парковки заполнены, а неофициальные места у подъе
Оглавление

В России, где почти у каждого второго есть машина, а у многих — по две или больше, дворы многоквартирных домов давно превратились в импровизированные парковки. У подъездов, на газонах, даже у детских площадок — машины стоят плотно, как в гараже. Но с 2025 года ситуация меняется: Верховный суд РФ разъяснил, что постоянная стоянка личных автомобилей жильцов во дворах запрещена. Это решение, вынесенное в споре о гостевых стоянках, опирается на санитарные нормы, но сразу же вызвало волну споров. Оно противоречит Жилищному и Гражданскому кодексам, дающим собственникам право на использование придомовой территории. Разбираемся, что именно запретил суд, почему это важно и как быть автовладельцам в условиях дефицита мест.

Парковочный хаос: машины против людей

Финансовые ограничения или просто нежелание тратиться на паркинг, приводят к тому, что дворы МКД становятся основным местом стоянки. В больших городах, где на один дом приходится по 100–200 машин, проблема острая: разрешённые парковки заполнены, а неофициальные места у подъездов или на газонах занимают все подряд. Это не только мешает пешеходам и родителям с колясками, но и создаёт риски: машины блокируют проезд пожарных или "скорой", а выхлопы и шум вредят экологии.

Правила дорожного движения (ПДД) до сих пор не содержат прямого запрета на такую парковку. Водители спокойно оставляют авто у своих окон, ссылаясь на удобство. Но Верховный суд внёс ясность: в деле о размещении гостевых стоянок под окнами дома (дело № АКПИ19-1234) суд подтвердил, что дворы — не персональная парковка для резидентов. Это решение, вынесенное в октябре 2025 года, опирается на СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". Нормы запрещают постоянную парковку во дворах, кроме гостевых стоянок, чтобы сохранить пространство для отдыха, игр и проезда спецтехники. Гостям — можно: они паркуются временно, до нескольких часов, у подъездов или на общих площадках. Жильцам же, даже с пропиской, — нет. Суд подчеркнул: двор — общее пространство, а не "гараж под окнами".

Санитарные нормы против кодексов: юридический парадокс

Верховный суд мотивировал решение заботой о здоровье и экологии. СанПиН, утверждённый в 2010 году, требует, чтобы во дворах МКД на 100 жителей приходилось не менее 15–20 парковочных мест, но только гостевых — на расстоянии от окон и площадок. Постоянная стоянка машин жильцов считается нарушением: она усугубляет загазованность воздуха, шум и загромождает территорию. В решении суд отказал в иске жителя, недовольного стоянкой под окнами, но уточнил: гостевые места номинальны, их нельзя использовать для повседневной парковки. Нарушение грозит штрафом по ст. 6.3 КоАП РФ — от 500 до 1000 рублей для граждан, плюс эвакуация авто на штрафстоянку.

Но вот загвоздка: это противоречит Жилищному кодексу (ст. 36) и Гражданскому кодексу (ст. 210). Они дают собственникам квартир право на совместное владение придомовой территорией и её использование "по назначению", включая парковку. Жильцы — совладельцы земли под домом, и общие собрания могут решать, где ставить машины. Решение ВС создаёт коллизию, и оно может быть оспорено в Конституционном суде. Пока что ПДД не изменили, но местные власти и УК уже ссылаются на СанПиН, выписывая штрафы. В регионах, как в Санкт-Петербурге или Екатеринбурге, это привело к "парковочным войнам": жильцы спорят на собраниях, а машины эвакуируют чаще.

Толи квалификация судей совсем плохая стала, толи одно из двух. Ведь тот же таунхаус считается МКД и перед ним нельзя парковаться на постоянной основе, парковка то по СанПиН гостевая, едрен батон!

Гостевая парковка: для кого и как долго?

Исключение — только для гостей. СанПиН позволяет им въезжать во двор и парковаться у подъездов и не ближе 15 метров от окон жилых комнат, не на газонах и не дольше необходимого (обычно 2–4 часа).

Очень странно с судом вышло. Все мало-мальски образованные понимают, что суд применяет законы и подзаконные акты, ГОСТы и СанПиНы к ним не относятся, это технические документы, которые становятся обязательными, когда в законе указано, что определенное действие должно производиться в соответствии с определенным техническим регламентом или ГОСТом. Какие 15 метров до окон? сейчас так почти не строят.

Пишите свои мысли в комментах.