Культура – это огромный комплекс того, что столетиями создавало человечество. Не удивительно, что она находит своё отражение и в такой сфере, как дизайн упаковки товаров, причём — абсолютно всех категорий. Цвета, символика, формы и текстуры – всё это имеет своё культурное значение. Не удивительно, что дизайнеры по всему миру черпают своё вдохновение в традициях разных стран, наполняя свои творения теми или иными смыслами с эффектом аутентичности. При правильном подходе такая упаковка неизменно находит эмоциональный и культурный отклик у потребителей.
Японский минимализм
Японский дизайн – это минимализм, чистые, ничем не замутнённые линии и, конечно же, традиционные для этой страны узоры: к примеру — геометрия узора, основанная на сакральной геометрии, или текстуры бумаги васи, которая славится своей неоднородной текстурой. Не удивительно, что большинство японских дизайнов отражает дзен-философию, делая акценты на простоте и гармонии.
Здесь царит непререкаемое сочетание традиций и современности: традиционные элементы вроде каллиграфии, оригами и неповторимых узоров кимоно и дизайн, выполненный в духе современности.
Японский дизайн — это не только про внешний вид, а ещё и про максимальное удобство от использования и удовольствие от распаковки. Сама по себе такая упаковка — часть удовольствия от продукта.
Японцы — те ещё затейники! Они знают, как, и умеют создавать оригинальные и креативные решения. К примеру — упаковку KitKat, из которой можно сложить оригами.
Наилучшими считаются натуральные материалы, вроде древесины, бамбука, рисовой бумаги, в которые вдохновенно пакуют национальные продукты. Такая упаковка, как правило, несёт в себе глубокий символический смысл, в котором отражены культурные ценности и традиции.
Китайский фэн-шуй
Китай у многих ассоциируется с такими культурными символами, как дракон, феникс, красные фонарики и, конечно же, иероглифы. Помимо этого хорошо узнаваемы геометрические узоры, которые дают отсылку к фарфору, изысканным, изящным формам, равно как и яркие насыщенные цветовые решения, в которых сочетаются красный и золотой. Первый является доминирующим, символизирующим счастье, удачу, процветание.
Такой дизайн не может не привлекать внимания, поскольку говорит о том, что продукция в такой упаковке отличается высоким качеством и является воплощением аутентичности и лучших традиций этой страны.
Подобный подход отлично работает благодаря визуальным подсказкам в виде цветов, применяемых материалов и мотивов, которые и являются связующими звеньями между товаром и культурным наследием.
На рынках, потребители которых способны по достоинству оценить культурные резонансы, такая упаковка и товар в ней обязательно найдут своё место и займут свою нишу. При создании таких дизайнов важно правильно понимать значение цветовых решений и символики.
При этом важно сбалансировать все эти знаки наследия с читаемостью, функциональностью упаковки для того, чтобы продукт был хорошо понятен широкой аудитории, а не только исключительно тем, кто хорошо знает тему.
Латиноамериканские корни
Упаковка, дизайн которой основан на культурной символике коренных народов – майя, ацтеков и наследии стран Латинской Америки — выглядит достаточно непривычно, но оттого не менее ярко и по-своему страстно.
Для оформления используют традиционные узоры, природные мотивы и разнообразнейшие цветовые решения из насыщенных контрастов бирюзы, фуксии, оранжевого и ярко-зелёного. Как правило, это цвета, которые вдохновлены природой, традиционными тканями и праздниками.
Упаковка в латиноамериканском стиле характеризуется эмоциональным дизайном, отражающим богатое культурное наследие этого региона, его традиции и радостный подход к жизни. Стоит отметить, что это — отнюдь не единый универсальный стиль, а, скорее, набор общих черт и мотивов из различных культур Латинской Америки.
Здесь присутствуют энергичные сложные геометрические узоры и орнаменты, вдохновлённые доколумбовыми цивилизациями, а также — такие цветочные узоры и вышивка. Такая упаковка однозначно будет выделяться среди той, которую можно назвать глобальной или универсальной, созданной без учёта местного колорита той или иной страны.
Хорошие варианты – использование символов, характерных для латиноамериканской культуры: изображение солнца, экзотических растений, животных, традиционных музыкальных инструментов или элементов, связанных с праздниками.
Африканская страсть
Африканская страсть проявляет себя яркими узорами, роде принтов Анкара, применением этнических мотивов и природных текстур. Последние – это волокнистость тканей, вроде джута, древесные фактуры и глиняные поверхности. Кроме того, актуальны смелые геометрические формы, изображения животных или масок, почерпнутые из местных материалов, а также — вышивка бисером.
Применяемая цветовая палитра отличается насыщенными, земляными тонами, вроде коричневого, охры, терракотового, а также — красного, оранжевого, жёлтого, синего и зелёного.
Ещё одно решение, актуальное для упаковки в африканском стиле — многослойность и тактильные ощущения, которые достигаются за счёт применения вышеперечисленных материалов.
В ходу — стилизованные изображения животных: леопардов, львов, зебр, разнообразных птиц. Что касается форм, то они должны быть простыми, но максимально выразительными.
Разные элементы упаковки могут напоминать традиционные африканские маски, сосуды или даже одежду, вроде дашики. Упаковка, созданная с применением африканских мотивов, отличается характерной яркостью палитр, геометрией мотивов, вдохновлённых соответствующей символикой и артефактами. Всё это призвано сразу же дать потребителю понять, что товар имеет отношение к наследию Африки и был доставлен с этого континента.
Дыхание Ближнего Востока
Упаковка, выполненная в стилистике Ближнего Востока, отличается изяществом каллиграфии, изумительной золотой или металлизированной отделкой, хорошо узнаваемыми отсылками к исламским искусству и архитектуре.
Здесь царят геометрические узоры, мозаика, растительные мотивы, в частности — арабески. В обязательном порядке используют насыщенные цвета (золотой, синий, красный, изумрудный), которые комбинируют с тёмными — коричневым/чёрным.
Особенно популярны тиснение, рельефы или резные элементы, имитирующие традиционные ремесла.
Для изготовления такой упаковки используют ткани вроде шёлка или хлопка, древесину, пергамент, бумагу и даже глины. Возможны и их сочетания, вроде бархата и шёлка, в качестве украшения на коробке из картона.
Формы, как правило, симметричные, напоминающие традиционные узоры. Декор, конечно же, максимально насыщенный и богатый с большим количеством мелких деталей. Упаковка, выполненная в этом стиле, может быть легко отнесена к классу “Premium”. Она идеально подходит для дорогих товаров, предметов роскоши и деликатесов, является мгновенно узнаваемой в культурном контексте, но в параллель, всё же, сохраняет свой восточный шарм.
Скандинавский минимализм
Для скандинавского минимализма характерны простота, функциональность и близость к природе. В ней царят чистые линии и ни с чем не сравнимая элегантность.
Сама по себе она воплощает философию дизайна северных стран, акцентируя внимание на минимализме, использовании натуральных материалов и светлой цветовой палитре.
Такой подход позволяет сосредоточиться непосредственно на бренде и качестве, а не на дизайнерских решениях в плане оформления. Культурные элементы здесь не очень ярко проявлены и не очень броски.
Все элементы выглядят простыми и строгими. Для изготовления используют натуральные экологичные материалы вроде крафтовой бумаги, неокрашенного дерева, натурального текстиля (мешочки из льна или хлопка).
Такую упаковку выполняют в достаточно ограниченной цветовой палитре, применяют изысканную типографику и один яркий культурный элемент в виде мотива или узора, для того чтобы сделать акцент на элегантности.
Наследие и современность фьюжн
Упаковка, выполненная в стиле «Фьюжн», сочетает в себе сразу несколько культурных отсылок. К примеру, в упаковке бренда из Макао удачно скомбинированы мотивы португальской плитки, китайской каллиграфии и современной цветовой палитры.
Такой дизайн – хорошее решение как для локальных, так и для международных рынков. В последнем случае он говорит об идеологии космополитизма, которую практикует бренд, богатой истории и многоуровневой идентичности. Такие бренды выделяются на рынке за счёт комбинаций хорошо знакомых местным потребителям элементов наряду с экзотическими.
Важно соблюсти аутентичность этого стиля, исключив смешивание не связанных культурных символов разных стран. Его история должна быть связанной и пояснять, почему была выбрана символика именно этих культур и каким является наследие, представленное у того или иного товара.
При этом не нужно вдаваться в чрезмерную сложность, ведь слишком много отсылок создадут ощущение перегруженности.
И в завершении
Решившись на создание упаковки в стиле той или иной мировой культуры, нужно провести тщательное культурное исследование, помогающее лучше понять символику, мотивы и цветовые решения. Не рекомендуется поверхностный подход с применением этнического декора, оптимально — руководствоваться истинным вдохновением и даже сотрудничать с дизайнерами, представляющими эту культуру.
Стоит продумать историю и происхождение: наилучшее решение — связать товар с культурой в плане происхождения, наследия, технологии изготовления. Следует соблюсти чёткость и ясность в плане визуализации: на упаковке должна присутствовать вся необходимая информация о товаре.
Важно исключить разного рода «косяки» и неуважение к местной культуре, отказаться от использования священных символов, а также — приложить все усилия к тому, чтобы не допустить от себя искажений. Заказывайте классную упаковку у профессионалов — обращайтесь к нам, в «Артпласт».