Найти в Дзене

Вениамин Каверин «Два капитана»

Сбегая от значительного перегруза тяжелой классикой, закопалась до самых уже ста шестидесяти страничек Вениамина Каверина «Два капитана». На полке долгое время пылилась толстющая книга, пророчащая долго-муторное повествование. На деле оказалось, скучать не придётся. Повествование ведёт главный герой – Саша Григорьев, немой мальчик восьми лет. Всё начинается довольно трагично, ведь времена какие? Революция на носу и всё такое. Жизненные условия Саши оставляют желать лучшего. Помимо немоты с ним и с его семьёй много чего плохого случилось всего за пару-тройку глав, но что удивительно, весь трагизм истории не воспринимается особенно остро. Без привычной жестокости мира не обошлось. Однако лёгкость текста, отсутствие зацикливания на одном событии и избегание описаний людской мясорубки, какую, например, страшно любил подчёркивать Шолохов, позволяет именно наслаждаться чтением, а не переживать за всякий кровавый чих. Каждая глава выхватывает один яркий момент из жизни мальчика. В основном мо

Сбегая от значительного перегруза тяжелой классикой, закопалась до самых уже ста шестидесяти страничек Вениамина Каверина «Два капитана». На полке долгое время пылилась толстющая книга, пророчащая долго-муторное повествование. На деле оказалось, скучать не придётся.

Повествование ведёт главный герой – Саша Григорьев, немой мальчик восьми лет. Всё начинается довольно трагично, ведь времена какие? Революция на носу и всё такое. Жизненные условия Саши оставляют желать лучшего. Помимо немоты с ним и с его семьёй много чего плохого случилось всего за пару-тройку глав, но что удивительно, весь трагизм истории не воспринимается особенно остро.

Без привычной жестокости мира не обошлось. Однако лёгкость текста, отсутствие зацикливания на одном событии и избегание описаний людской мясорубки, какую, например, страшно любил подчёркивать Шолохов, позволяет именно наслаждаться чтением, а не переживать за всякий кровавый чих.

Каждая глава выхватывает один яркий момент из жизни мальчика. В основном моменты печальные, но показаны глазами ребёнка, у которого боль порой сбивается любопытством к чему-то другому, к каким-то сторонним темам, и это увлекает читателя подальше от реальных бед семьи главного героя. При этом даже страшный тиран-отчим предстаёт в каком-то комичном виде. Этот непутёвый дурак-бездельник не может пугать, он вызывает отвращение, некоторое опасение, но потом и его след вдруг запутывается в пестроте событий, а Сашу затягивает водоворот насущных проблем, дел и мечтаний.

Наверно это тот случай, когда об очень болезном пишут очень осторожно, будто жалеючи читателя. Рядом с бледным бесцветным лицом матери Саши восстают невинные детские шалости, милые разговорчики младшей сестры и письма. Вот для писем нужен отдельный анализ. Потерянные безадресные письма, пробуждающие потаённое желание странствовать куда-то на север, переходят из главы в главу и к чему-то ведут.

Два капитана: одного уже можно выделить – Саша Григорьев. Где-то же второй? Ошибочно я приняла за него друга Саши Петьку, который был увлечён приключениями, но и он вдруг ушёл со страниц очередным завихрением динамичной жизни Саши. Будто штормовой волной куда-то смыло самоуверенного Петьку. И вот они обледенелые улицы Москвы, голод, холод и одиночество. Но прочувствовав стиль Каверина, понимаю, не стоит унывать. Впереди непременно будет что-то хорошее.

#большойобзор #литература #каверин #двакапитана #обзорнакнигу #анализ