Найти в Дзене

РУБРИКА | Что у нас на пульте: «Юпитер»

В нашем Beijing Union Symphony Orchestra продолжается «моцартовский» абонемент, и мы приступили к репетициям одного из величайших творений в истории музыки — Симфонии № 41, До мажор, известной всему миру под гордым названием «Юпитер». Летом 1788 года Моцарт находится в Вене. Он погряз в долгах, его популярность идёт на спад. Казалось бы, не до творчества. Но именно в этот момент, в творческом порыве, всего за три месяца он пишет три свои последние гениальные симфонии: трагическую № 39, самую известную 40-ю и, как апофеоз, — монументальную № 41. Этот «симфонический триптих» стал высшим достижением классицизма, своего рода завещанием Моцарта и итогом его творчества в этом жанре. Название «Юпитер» принадлежит не автору. Так окрестил симфонию после смерти композитора известный импресарио Иоганн Петер Заломон. И это "прозвище" идеально прижилось! Оно отражает масштаб, мощь и торжественность музыки, особенно её финала, который современники сравнивали с громовыми раскатами самого Юпитера

В нашем Beijing Union Symphony Orchestra продолжается «моцартовский» абонемент, и мы приступили к репетициям одного из величайших творений в истории музыки — Симфонии № 41, До мажор, известной всему миру под гордым названием «Юпитер».

  • Летний марафон. Из истории создания

Летом 1788 года Моцарт находится в Вене. Он погряз в долгах, его популярность идёт на спад. Казалось бы, не до творчества.

Но именно в этот момент, в творческом порыве, всего за три месяца он пишет три свои последние гениальные симфонии: трагическую № 39, самую известную 40-ю и, как апофеоз, — монументальную № 41.

Этот «симфонический триптих» стал высшим достижением классицизма, своего рода завещанием Моцарта и итогом его творчества в этом жанре.
  • Почему «Юпитер»?

Название «Юпитер» принадлежит не автору. Так окрестил симфонию после смерти композитора известный импресарио Иоганн Петер Заломон.

И это "прозвище" идеально прижилось!

Оно отражает масштаб, мощь и торжественность музыки, особенно её финала, который современники сравнивали с громовыми раскатами самого Юпитера — верховного бога римского пантеона.

  • Финальный аккорд эпохи: чудо четвёртой части

Если первые три части симфонии — это "классический Моцарт" во всём его великолепии (от героического порыва первой части до лиризма второй), то финал — это настоящий взрыв мозга даже по сегодняшним меркам.

Моцарт совершает здесь невозможное: он соединяет воедино строгую, академичную полифонию (искусство многоголосия) и ясную сонатную форму.

Он берёт пять простых, как кирпичики, тем и на протяжении всей части строит из них грандиозный музыкальный собор, переплетая, сталкивая и развивая их.

А в кульминации все пять тем звучат одновременно, создавая ликующий эффект.

Этот финал — математическая задачка, поэма и философский трактат одновременно, выраженный в нотах.

И он по праву считается итогом всей инструментальной музыки XVIII века.

В этом Финале есть что-то и от философии «Инь-Ян»: противоположности не уничтожают, а обогащают друг друга, рождая высший порядок.

Именно эта архитектура и стремление к идеальному балансу должны тронуть китайских зрителей, потому что их культура испокон веков ценит гармонию и порядок.

  • Интересный факт

Парадоксально, но в литературе пишут, что этот симфонический опус не был услышан самим автором.

Как в даосской притче:

«Мудрец делает своё дело и уходит, не ожидая признания».

Или по-другому:

Истинное искусство вечно, даже если его момент славы приходит позже.

-2
  • Почему «Юпитер» должен прозвучать в Пекине по-особенному?

Пекинская публика, с её тонким вкусом и любовью к искусству, я думаю, должна оценить не только мелодическую красоту, но и интеллектуальную мощь этой симфонии.

Монументальность «Юпитера», его энергия и, в то же время, безупречная структура должны вызвать уважение, подобное тому, как обычно люди относятся к великим памятникам древности.

Это будет разговор на универсальном языке — языке музыки, языке гения, понятном без перевода.

Публика почувствует масштаб и размах этой музыки.

А Финал заставит восхититься сложностью и простотой гения, как может восхитить и порадовать идеальное уравнение.

«Юпитер» даст эмоциональный подъем, ибо эта музыка — торжество, апофеоз радости и света, который никого не оставит равнодушным.

В жизни всё может быть... как финал у Моцарта: сложно и полифонично.

Но если искать гармонию в противоречиях, результат всегда будет блестящим и победоносным.