Найти в Дзене

Регламенты замены масла: пробег, моточасы или сезонность. Стоит ли снижать вязкость к зиме

Осень – время, когда рекомендуется менять масло в ходе подготовки к зимней эксплуатации. Но скорее всего это рекомендация обусловлена  удобством. Зимой сервисы переполнены машинами, пришедшими на долговременный или кузовной ремонт, возится с мелкими  операциями по замене масла им не выгодно. Масло – сложная химическая композиция, состоящая из «базы» (масляной основы) и присадок – разнообразных веществ для улучшения определенных свойств. Одним из основных свойств моторного масла считается щелочное число, определяющее количество кислотных загрязнений, образующихся при сгорании топлива. Считается, что чем выше щелочное число, тем выше ресурс масла. Отечественная школа масленщиков утверждает, что при падении щелочного числа вдвое от изначального, ресурс масла практически исчерпан и его необходимо менять. Западная школа с этим не согласна, утверждая, что ресурс основных присадок еще далеко не исчерпан. Стоит подробнее разобраться, как происходит старение масла. Масло работоспособно до тех

Осень – время, когда рекомендуется менять масло в ходе подготовки к зимней эксплуатации. Но скорее всего это рекомендация обусловлена  удобством. Зимой сервисы переполнены машинами, пришедшими на долговременный или кузовной ремонт, возится с мелкими  операциями по замене масла им не выгодно.

Масло – сложная химическая композиция, состоящая из «базы» (масляной основы) и присадок – разнообразных веществ для улучшения определенных свойств. Одним из основных свойств моторного масла считается щелочное число, определяющее количество кислотных загрязнений, образующихся при сгорании топлива. Считается, что чем выше щелочное число, тем выше ресурс масла. Отечественная школа масленщиков утверждает, что при падении щелочного числа вдвое от изначального, ресурс масла практически исчерпан и его необходимо менять. Западная школа с этим не согласна, утверждая, что ресурс основных присадок еще далеко не исчерпан. Стоит подробнее разобраться, как происходит старение масла.

-2

Масло работоспособно до тех пор, пока присадок достаточно, и они работают. Количество присадок в моторных маслах подбираются таким образом, чтобы компоненты, выполняющие разные функции, старели примерно одновременно. Основной компонент присадочного пакета – загуститель – вещество, что поддерживает рабочую вязкость, обеспечивая защиту двигателя. Со временем, загуститель, как и остальные присадки, срабатывается — масло теряет вязкость и  разжижается в процессе эксплуатации. Это абсолютно нормальный процесс, но он не продолжается бесконечно. По мере выработки остальных присадок, ухудшается защита от окисления. Когда срабатывается основной пакет присадок, начинает окисляться само базовое масло, а вязкость — напротив, начинает подниматься. Момент начала роста вязкости говорит о том, что масло потеряло всякую работоспособность. Именно до момента начала загущения масло и должно быть заменено.

Каковы последствия промедления? Это накопление загрязнений, ухудшение подачи масла, падение его давления, повышенный износ, закоксовка колец. Результат – поломка двигателя. Таких случаев масса и везде одна причина – несвоевременная замена масла.

Отложения забивают маслоприемник и каналы
Отложения забивают маслоприемник и каналы

Но автомобилем владеет не экстрасенс, простому пользователю не определить срок работоспособности. Именно поэтому, ответственность на себя берет автопроизводитель, устанавливая конкретный регламент замены масла, при условии соблюдения требований к допускам. Сроки замены масла в автомобиле зависят от множества причин и могут корректироваться в зависимости от условий эксплуатации.

Рекомендуя сервисные интервалы, автопроизводитель ориентируется на конструкцию двигателя, режим движения, качество топлива и используемого масла, расход топлива, регион эксплуатации и многое другое. Не случайно, в России не действует «LongLife – сервис» ни у одного производителя, а в Европе – пожалуйста! Часто, автовладелец видит в инструкции по эксплуатации только максимальную цифру межсервисного пробега, например 15 000 км, не обращая внимание на то, что написано ниже, мелким шрифтом. Тут, как раз, самое важное – корректировка межсервисного интервала, в зависимости от условий эксплуатации. И эта корректировка всегда в сторону уменьшения. Тяжелый режим – сокращаем срок замены масла вдвое, сернистое топливо – еще вдвое и т.д. Увеличивать же сроки замены масла в автомобиле по своему желанию нельзя!

-4

В холодное время года запуск двигателя осложнен загустеванием масла. Насосу требуется больше времени для покачивания масла по системе при первом пуске после стоянки, двигателю требуется отдавать больше энергии на преодоление трения. Маловязкие масла оказывают меньше противодействия, быстрее поступают к трущимся парам. Как результат – снижение износа двигателя и сокращение расхода топлива. Кстати, распространение маловязких масел связано не только с топливной экономией, но в первую очередь с ней. Достичь максимальной экономии топлива возможно двумя путями: максимальный эффект дает снижение рабочей вязкости, а также снижение трения во всех трущихся парах мотора.

В магазинах можно найти масла ушедших брендов, ввезенных пероральным импортом. Подлинность их вызывает сомнения
В магазинах можно найти масла ушедших брендов, ввезенных пероральным импортом. Подлинность их вызывает сомнения

Масла серии 0W изначально очень технологичны. Чтобы сочетать текучесть и защитные свойства нужны непростые разработки. Например, маркировка C5, C6 и соответствие API SP,  как на маслах reinWell, говорит о наличии магниевого пакета моющих присадок, надежно препятствующего LSPI – явления разрушения поршней на определенном режиме работы бензиновых двигателей. Кроме того, масло испытано на сохранение ресурса приводных цепей распредвалов, устранение черного шлама и хорошую фильтруемость при низких температурах. Масло хорошо противостоит коррозии при использовании бензинов низкой плотности с высоким содержанием спиртов. Его рекомендуется использовать практически во всех двигателях, рассчитанных на малую вязкость SAE 0W-20.

-6

На то, чтобы продавить масло через систему смазки по масляным магистралям тратится энергия двигателя. На стандартных сортах, вязкостью SAE 15W-40, потери на прокачку масла достигают 5%, а на режиме прогрева двигателя уже до 15-17% от мощности двигателя и эти потери покрываются повышенным расходом топлива. Снижение вязкости до уровня SAE 5W-40 могут сократить потери на 2,5%, а до SAE 0W-30 уже на 3-4%. Автопроизводители пошли дальше и требуют использования масел вязкостью 0W-20 и 0W-16, что позволяет достичь наилучших на сегодняшний день показателей.

Производители модифицируют практически каждую ответственную деталь двигателя. Уменьшают зазоры в трущихся парах, ставят более точно изготовленные кольца из более мягких материалов, увеличивают производительность масляных насосов и т.п. Вместе с тем, ужесточаются требования к антифрикционным, защитным свойствам масел, так как на маловязких сортах масляная пленка очень тонка и антиизносная защита ослабевает. Поэтому, используются особо сильные антизадирные присадки, восстанавливающие прочность масляной пленки.

Разумеется, в первый попавшийся двигатель такое масло лить нельзя. Нужно смотреть разрешённые вязкости. И если в перечне допустимых масел есть «нулевки» то на зиму они крайне рекомендуются для снижения износа. На морозе масла 0W сохраняют текучесть и легче прокачиваются по системе, а значит трущиеся пары быстрее получат необходимое количество смазки.