Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит нас знамя великого Ленина!
(Сталин)
Древний русский летописец так лаконично и образно нарисовал знаменитого киевского князя Святослава: Легко ходил, как барс, ни подвод (с провиантом), ни котлов (для варки пищи) не возил за собою, но, нарезав тонкими кусками конину или дичь (попавшуюся по дороге), жарил ее на углях (костров); таковы же и воины его были.
Святослав делал дальние походы и на восток от Киева-в землю хозар, и на юго-запад-в Византию.
Окруженный на подступах к Византии большим греческим войском, предводимым искусным полководцем Иоанном Цимисхием, Святослав обратился к своим воинам с такими знаменательными словами: «Уже нам некамо ся дети!
Волею-неволей стати противу... Не посрамим земле Руссьтей! Ляжем костьми, - мертвим бо сраму не имуть!»
Эти слова перешли в века, стали заветом для всех русских воинов: «Не посрамим земли Русской!»...
«Слово о полку Игореве» говорит о борьбе воинов Южной Руси с кочевым народом - половцами, о том же пишет и Киевская летопись. А еще раньше велась
борьба с печенегами, тоже кочевым племенем, и к ней приурочен цикл древних народных былин о богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и других.
На северо-западе Русской земли оплотом ее стал Новгород, а противником выступил немецкий рыцарский «Ливонский орден», неоднократно нападавший на Русь в целях грабежа и покорения новгородских земель.
И рыцари и даже кони их были в тяжелых железных бронях. Излюбленный прием боя ливонских рыцарей был «свинья» - по-современному - клин. Этой «свиньей» - клином - они разрывали пополам строй противника и выходили ему в тыл.
И нужно было быть гениальным полководцем, каким был новгородский князь Александр Невский, и нужно было быть воинами стойкости чрезвычайной, какими были его воины, чтобы в 1240 году наголову разбить такое войско на льду Чудского озера и остатки его потопить в озере.
Удельная система, когда русская земля разбилась на множество мелких княжеств, властители которых были между собой в смертельной вражде, позволила татарам в ХІІІ веке покорить эти княжества поодиночке, и, казалось бы, вовек не вырваться из-под тяжкого татарского ига. Но в глубине Суздальского княжества поднялся и вырос городок Москва, которому суждена была громкая слава, и князь московский Димитрий, прозванный Донским, уничтожил на верховьях Дона огромнейшее войско татар, раскачав этим их страшное иго, - так, что оно не замедлило потом рухнуть.
Русский воин в этом жестоком бою бился за родину и сломил захватчика, навалившегося в русскую культуру тяжелым камнем, а Москву утвердил в почетной миссии собирать и устраивать из разрозненных княжеств мощное государство - Московскую Русь.
В злые годы Смутного времени русские воины, собравшись на зов нижегородца Кузьмы Минина под знамена воеводы Димитрия Пожарского, выручили Москву и выгнали вражеские войска из исконно русских земель.
Шел XVII век. Упорный в бою как в открытом поле, так и при защите пограничных крепостей русский воин неспеша оттискивал всё дальше и дальше неприятеля, строил засеки против крымцев. Но оставался он сухопутен как и много веков назад: моря-Черное, Азовское, Балтийское принадлежали другим.
И вдруг всем на удивление появился в Москве моряк - будущий Петр 1. Началось с бота, кончилось невиданным новшеством - морским флотом. Потом пошло: азовские походы, балтийские походы и двадцати летняя война со шведами: «Окно в Европу»-Петербург взамен Москвы: громкая победа младенчески юного русского флота над старым шведским при Гантуте (ныне Ханко); еще более огромная победа над шведами при Полтаве...Петр-за границей, чего не делал ни один из русских царей; Петр-в Дербенте; Петр строит Петрозаводск; Петр строит каналы на севере; Петр-в Архангельске...везде Петр...
При дочери Петра-Елизавете-Россия вошла в коалиции западных государств - Франции и Австрии для войны против короля Пруссии Фридриха ІІ, - и вот русские войска появляются в прусских пределах, и в сражениях при Цорнсдорфе и Кунерсдорфе так разгромили победителя французов и австрийцев, что вся армия его рассыпалась, и он остался полководцем без солдат.
Крылатым стало выражение Фридриха: «Русского солдата мало убить, его надо еще и повалить на землю!». Необычайной стойкостью русского воина объяснял прусский король свое неслыханное поражение.
Фридрих до самой смерти своей не переставал удивляться качествам русских воинов, блестящие проявивших себя в войнах, которые вела за овладение Черным морем Екатерина ІІ. Победа екатерининского генерала Румянцева, имевшего под начальством всего 17 тысяч солдат, над огромной полутора стотысячной армией противника при Кагуле так поразила Фридриха, что он изучал ее всесторонне.
Даже когда через несколько лет после того, как молодой русский полководец Михаил Илларионович Кутузов приехал в Берлин долечиваться от своей тяжелой раны в голову семилинейной круглой турецкой пулей навылет, Фридрих немедленно пригласил его к себе во дворец, как участника сражения при Кагуле.
Фридрих удивлялся, разумеется, и русскому полковнику, который обманул смерть. Но Кутузов был так хитер, что обманул смерть вторично: через два года он был ранен под Очаковом тоже турецкой пулей и тоже в голову навылет, и врачи, увидев его рану, только безнадежно пожали плечами, а он не только выжил, но еще и прослужил в армии после того лет около сорока, при Суворове брал Измаил и сражался с Наполеоном, как фельдмаршал, под стенами Москвы.
Суворов!.. Он когда-то обратился к поэту Державину с просьбой написать эпитафию в стихах на его будущую могилу, и Державин написал: «Здесь лежит Суворов», добавив, что этого вполне довольно, что никаких стихов не нужно.
У Суворова был свой язык, он называл своих воинов «чудо-богатырями». Он сражался с ними против пруссаков в Семилетнюю войну, против турок, против поляков, против французов в Италии, и не проиграл ни одного сражения.
Он любил говорить о себе: «Я-солдат». И был действительно солдатом, очень простым в своих привычках. Он добивался и добился того, чтобы обмундировка его чудо-богатырей была наиболее простой и удобной.
«Терпи холод, голод и все солдатские нужды...» «Если тебе плохо, знай - неприятелю еще хуже» «...Сам погибай, а товарища выручай!». Это завет Суворова из его «Солдатской памятки». При Суворове каждый русский воин «знал свой маневр», т. е. действовал по-суворовски: «глазомер, быстрота, натиск!»
Суворовской школы были не только генералы, как Кутузов, Багратион, Милорадович, Ермолов и другие, но и множество солдат во множестве полков, когда русскому народу пришлось отражать нашествие наполеоновских армий.
Наполеонова армия в 610 тысяч человек была для того времени невиданной. Казалось, что на вполне способна была в кратчайший срок раздавить и затопить Россию. Но всем известно, чем кончилось это вторжение. К героизму кадровых полков русских и ополчения прибавился ещё и героизм парода, начавшего партизанскую войну. Армия Наполеона погибла почти вся в пределах России: едва ли тридцать тысяч из нее добрались до Франции. А Бородинский бой под Москвой, в котором французы потеряли треть своей армии, добравшейся до Москвы, остался на целый ХІХ век непревзойденным по своей ожесточенности. Наполеон впоследствии говорил о нем: «Из всех данных мною сражений самое ужасное то, какое я вёл под Москвою!»
Великое упорство русского воина в этом бою заставило его добавить: «Здесь русские приобрели право считаться непобедимыми».
Это «право непобедимости» русский солдат и русский матрос показали миру через сорок с лишним лет после Бородинского боя, защищая от натиска четырех держав Европы наспех сооруженные бастионы Севастополя в течение почти целого года.
Крымская кампания 1854-56 гг. была начата интервентами с большим размахом, но ограничилась только несколькими городами на побережье Крыма и Приазовья, благодаря упорной защите Севастополя моряками Черноморского флота и пехотинцами многих полков, когда по словам поэта того времени
«...Одиннадцать месяцев длилась резня,
И одиннадцать месяцев целых
Чудотворная крепость, Россию храня,
Хоронила сынов её смелых».
Русский солдат и после того в войне 1877-78 гг. за освобождение балканских славян и в других войнах стойко выносил труды и лишения: «голод, холод и все солдатские нужды».
С особенной силой и яркость эта способность русского воина переносить голод и холод проявилась во время гражданской войны, когда героическая Красная армия разгромила прекрасно одетые, обутые и снабженные вдоволь продовольствием, как и боеприпасами, армии белогвардейцев и интервентов четырнадцати держав!
А не так давно в одной из официальных немецких газет по поводу наших красноармейцев было сказано, что они могут вести войну в таких условиях, которые считали бы для себя невозможными солдаты всех других европейских армий. Это невольная дань признания со стороны заклятых врагов, вырвавшаяся у них, как объяснение провала «молниеносной» войны.
Как ни молоды наши Красная армия и Военно-морской флот, но они все, сверху донизу, от маршалов до рядовых бойцов, проникнуты идеей защиты Родины, а эта идея мастита и величава.
Воины Красной армии, вдохновленные мужественными образами наших великих предков, не щадя жизни, героически отстаивают свободу и независимость любимой Родины. Верные завету своих предков, они заявляют: «Не посрамим земли Русской!»
И они не посрамят. Немец, вступивший своими грязными ногами на землю русскую, будет разбит и уничтожен.
С. Сергеев-Ценский («Красная звезда»)
Карельский фронт. Красноармейская газета «В БОЙ ЗА РОДИНУ», № 110 от 13 декабря 1941 года.
Подпишитесь 👍 — вдохновите нас на новые архивные поиски!
© РУДН ПОИСК
При копировании статьи, ставить ссылку на канал "Строки фронтовые"
Партнер проекта: Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО)