Наверное, самые смешиваемые литературоведческие термины, с которыми нужно обязательно разобраться к ЕГЭ - автор, повествователь и рассказчик. Мы часто говорим "слова автора" в произведении, "автор-повествователь", "автор говорит", "автор выражает свою основную мысль". Но на самом деле, всё, что делает автор, - это пишет произведение.
В этим терминах мы и разберёмся в этом материале.
Основные компоненты содержания, касающиеся конкретных текстов, можно посмотреть на нашем канале.
А основная информация о произведениях здесь. На нашем Boosty можно получить файлы с основами историко-литературных знаний о каждом произведении, входящем в перечень кодификатора ОГЭ и ЕГЭ (материалы пополняются).
Автор - реальный создатель произведения, находящийся вне пределов условного мира. Автор не является частью художественного мира, он творец произведения искусства и находится за его пределами.
Если принять такое определение, то станет ясно, что автор-повествователь - это странный терминологический гибрид. Слов автора не бывает в произведении, хотя всё, что есть в произведении, написано автором. Но его голос как бы подменяет дургой голос, который тоже придумал автор, - это голос повествователя.
Повествователь - субъект речи, от лица которого ведется рассказ в литературном произведении, посредник между автором и читателем.
Повествователь может быть личным и безличным - зависит от того, как он соотносится с миром, о котором рассказывает, - находится вне или в его пределах.
Личный - ведет рассказ от первого лица, это - персонаж, герой собственного рассказа, он выявлен в тексте как субъект речи.
Безличный - говорящий «объективно», его голос переплетается с миром произведения, и он оказывается вне действия, лишь оформляет его. Повествование ведётся от третьего лица.
Есть ещё термин рассказчик, который тоже описывает того, кто расскзаывает в произведении. Но рассказчик и повествователь - это не одно и то же.
Рассказчик - это субъект речи особого повествования - сказа. Это речевая маска, которую "надевает" автор, точка зрения рассказчика всегда отлична от автоской. Рассказчик стилистически отличается от автора и "нейтрального" повествователя, он пользуется просторечием, диалектной речью, профессиональным или социальным жаргоном.
Сказ - это особый вид повествования, ориентированный на воспроизведение живой, устной речи; имитация импровизационного рассказа, рождающегося на глазах у читателя («Шинель» (1842) Н.В. Гоголя, рассказы М. Зощенко).
Авторский замысел и его воплощение
Если в произведении нет автора, то нам никто прямо не скажет, о чём же текст на самом деле. Художественное произведение - это образное высказывание, задача читателя - понять образы, их соотношение в композиции, расшифровать непрямое значение.
Авторская позиция - это общий вектор позиций всех персонажей и всего происходящего в тексте. Произведение - и есть позиция. Не следует искать автора в отдельных словах.
Конструкция произведения зависит от авторского мировоззрения - идей, которые ему близки, влияния на него книг и людей, оно воплощается в замысле и идее.
Идея - эмоционально окрашенная мысль, выраженная в литературном произведении, включает в себя направленную интерпретацию и оценку автором определенных жизненных явлений, а также воплощение философического взгляда на мир в его целостности, которое сопряжено с духовным самораскрытием автора. Идея есть вклад автора в познание действительности, идея субъективна по определению.
Идея не содержится в каких-либо, даже удачно подобранных цитатах, а выражается во всей художественной структуре. Исследователь, который не понимает этого и ищет идею в отдельных цитатах, похож на человека, который, узнав, что дом имеет план, начал бы ломать стены в поисках места, где этот план замурован. План не замурован в стенах, а реализован в пропорциях здания. План – идея архитектора, структура здания – ее реализация.
Ю.М. Лотман
В кодификаторе ЕГЭ есть понятие "авторское (лирическое) отступление". Но никакое оно не авторское - оно тоже повествователя или персонажа. Нельзя сказать, что в одном отступлении выражено всё содержание произведения.
Лирическое отступление - внесюжетный элемент, фрагмент повествования, в котором непосредственно автор дает комментарий происходящему или переходит на темы иногда очень отвлечённого, философского характера (философское отступление), не связанные с развитием основного повествования.
В отступлениях повествователь или лирический герой лишь говорит о важных проблемах, которые его интересуют или фрагментах жизни, которые привлекают его внимание (см. "Евгений Онегин").
Проблема - аспект содержания произведения, на котором акцентирует свое внимание автор.
Проблематика - это отбор, выделение, усиление в избранном материале (теме) таких сторон, которые кажутся писателю наиболее значимыми с социальной, идейной, нравственной и психологической точек зрения.
Особое присутствие автора характерно для драмы, в которой нет повествования, нет монолога лирического героя:
Ремарка - авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими. Ремарка, наряду с действием и диалогом, является признаком драмы как особого литературного рода.
Если нужна помощь в подготовке к экзаменам, ЕГЭ и ОГЭ, конкурсам, обращайтесь к автору, он обязательно поможет.
Поддержите автора, сказав спасибо, нажав на значок "палец вверх" или нажмите на кнопку "поддержать", что очень мотивирует на создание новых материалов.
Доброе слово и кошке приятно!