В этом выпуске подборки для тех, кто сдаёт ЕГЭ по литературе новая порция литературоведческих терминов. Казалось, бы эти тремины всем известны - композиция, сюжет, персонаж. Многие даже знают термин "фабула". Но, как показывает опыт, очень часто мы путаем разные понятия, в том числе, к сожалению, благодаря школьному образованию, которое, это необходимость, несколько упрощает теорию литературы. А нам нужно разобраться, что есть что. И почему композиция - это не завязка, кульминация, развязка.
Основные компоненты содержания, касающиеся конкретных текстов, можно посмотреть на нашем канале.
А основная информация о произведениях здесь. На нашем Boosty можно получить файлы с основами историко-литературных знаний о каждом произведении, входящем в перечень кодификатора ОГЭ и ЕГЭ (материалы пополняются).
Композиция - значимое взаимное расположение и соотнесенность элементов литературного текста, т.е. построение произведения.
Под элементами композиции мы должны понимать не только экспозицию, кульминацию и пр., но все художественные образы, из которых состоит мир художественного произведения. А это не только события, относящиеся к сюжету, но и герои, детали, пейзаж, пространство, тот, кто рассказывает, - повествователь.
Т.е. композиция - это совокупность всех элементов произведения, в их непосредственной связи.
Когда на олимпиадах просят анализ текста - мы прежде всего должны опираться на это представление.
Композиция состоит из 6 уровней, на которых и рассполагаются все элементы:
Завязка, кульминация, развязка - это только элементы уровня сюжета.
Сюжет и фабула
Сюжет - ход событий в той последовательности, в которой их излагает автор литературного произведения и воспринимает читатель.
Фабула - событийный материал, последовательность событий в их логической, хроникальной связи.
Главное отличие сюжета от фабулы - ситуация рассказывания. Фабула - это события в их объективной данности. А сюжет - это рассказанная кем-то с какой-то целью фабула.
Сюжет может быть очень близок к фабуле. Но даже в этом случае они различны, т.к. повествователь, рассказывая, расставляет свои акценты, обращает наше внимание на то или иное событие или подробность. Что-то становится более важным, что-то менее. В фабуле всё равноценно, только хронология, причина и следствие.
Конфликт - система противоречий в литературном произведении.
Конфликт - это не только столкновение персонажей, которое является лишь внешним проявлением конфликта - интригой, котрой может и не быть. В лирике, например, часто есть только лирический субъект, ему не с кем "сталкиваться", но это не означает, что нет конфликта. В несобытийных текстах конфликт может проявляться в противопоставлении отдельных образов, деталей, мыслей или чувств.
Конфликт - это движущая сила сюжета. Если бы не было противоречия, то и развиваться действию было бы незачем.
Известная всем схема показывает стадии развития конфликта, включает в себя основные события в произведении, и является лишь схемой композиции сюжета:
Экспозиция - элемент сюжета, изображение места, времени и действующих лиц до начала самого действия.
Завязка - элемент сюжета, событие, являющееся началом конфликта и отправной точкой в развитии действия.
Развитие действия - элемент сюжета, ход событий, определяемый разворачивающимся конфликтом.
Кульминация - элемент сюжета, момент, событие, наивысшего напряжения действия. В кульминации проявляется конфликт, финал которого перестаёт быть "интригой", "тайной". После кульминации нам всё понятно, начинается спад действия, и мир постепенно приобретает новый порядок или возвращается к старому.
Развязка - элемент сюжета, заключительный эпизод в развитии конфликта и действия литературного произведения.
О прологе и эпилоге в другой раз, т.к. это внесюжетные элементы, что показано на схеме.
Кодификатор ЕГЭ не знает различия между герем и персонажем (там вот так - "Литературный герой (персонаж)"), но разница есть
Как уже было сказано, всё, что есть в произведении, - образ.
Образ человека в произведении называется по-разному.
Литературный герой - действующее лицо в художественном произведении, обладающее определенностью характера, индивидуальным интеллектуальным и эмоциональным миром.
Герой - это центр произведения. Раньше он был носителем действия, как сказочный герой, а потом стал интересным автору характером, о котором интересно было писать, как Обломов, например, который не делает, но являет собой интересный портрет человека эпохи.
Характер - персонаж, который интересен не только своими поступками, но и внутренним миром, выбором той роли в жизни, которая отличает его от ему подобных. Характер интересен своим «самоопределением», «самобытностью», непохожестью на других. Сюжет характерного героя интересен не теми действиями, которые он совершает, а проявлениями своего внутреннего мира.
Характеру противопоставлен тип. Вот как его определяет В.Г. Белинский:
Типическое лицо есть представитель целого ряда лиц, нарицательное имя многих предметов, выражаемое, однако же, собственным именем... Сущность типа состоит в том, чтоб, изображая, например, хоть водовоза, изображать не какого-нибудь одного водовоза, а всех в одном
Персонаж - действующее лицо в литературном произведении. Понятие персонаж часто используется по отношению к второстепенным действующим лицам. Персонаж - субъект (носитель, исполнитель) действия.
Например, герой не может быть внесценическим, а персонаж может:
Внесценический персонаж – персонаж драматургического произведения, упоминаемый по ходу действия сценическими героями, но так и не появляющийся на сцене (Кузьма Петрович в «Горе от ума» (1824) А.С. Грибоедова).
В лирике есть своя система персонажей, точнее это система субъектов, тех, кто является носителями речи, т.к. лирика - это монолог о себе, своих чувствах, там может не быть "носителя" действия. По этой причине есть мнение, что лирический субъект не может называться персонажем, а героем может (см. Характер).
Мы часто называем любого субъекта лирического произведеиня лирическим героем, но система субъектов сложнее. Ведь необязательно поэт может говорить в произведении о своих чувствах, от своего лица. По этой причине следует различать лирического субъекта, лирического героя и ролевого героя. Первых двух на школьном материале - необязательно. А вот отличать ролевого героя стоит.
Лирический субъект - образ говорящего, носитель речи в лирическом произведении.
Лирический герой - образ говорящего, носитель речи в лирическом произведении, харктер, "сюжет", которого объединяет многие произведения автора. Например, Блок говорил, что его лирика - это роман. Т.е. лирический герой связывает все его произведения. Но если мы говорим о поэте, который "меняется" от текста к тексту - в оде он один, в элегии он другой, то логично говорить о субъекте.
Ролевой герой - это маска, которую надевает на себя поэт и говорит от лица иного персонажа, не своего. Например, Некрасов говорит от лица крестьянина в стихотворении "Огородник", а Высоцкий от лица самолёта - "Як-истребитель".
Если у вас есть вопросы, задвайте их в комментариях.
Другие определения ищите на нашем канале в подборке "Кое-что из теории литературы".
Если вам помогли наши материалы, будем благодарны за поддержку.