Найти в Дзене

Эффект Пигмалиона в классе: Как ожидания учителя создают отличников и двоечников

Давайте проведем маленький эксперимент. Вспомните, как вы сами учились в школе. Был у вас учитель, который смотрел на вас с уверенностью, как на будущего академика? Или тот, кто вздыхал, когда вы тянули руку, и вскользь бросал: «Ну, ладно, садись»? Как вы себя чувствовали в этих двух ситуациях? И, что важнее, как это влияло на ваши реальные оценки? Это проявление одного из самых мощных психологических феноменов в образовании — Эффекта Пигмалиона (или эффекта Розенталя). Проще говоря, это когда наши ожидания от другого человека (часто бессознательные) начинают сбываться, потому что мы сами своим поведением подталкиваем его к этому результату. В 1963 году психолог Роберт Розенталь провел остроумный опыт. Он дал студентам-биологам крыс и сказал, что одна группа — это «супер-умные» грызуны, выведенные специально для интеллектуальных подвигов, а другая — «туповатые». Задачей студентов было научить крыс проходить лабиринт. Результат был шокирующим. Крысы из «умной» группы справлялись с задан
Оглавление

Давайте проведем маленький эксперимент. Вспомните, как вы сами учились в школе. Был у вас учитель, который смотрел на вас с уверенностью, как на будущего академика? Или тот, кто вздыхал, когда вы тянули руку, и вскользь бросал: «Ну, ладно, садись»? Как вы себя чувствовали в этих двух ситуациях? И, что важнее, как это влияло на ваши реальные оценки?

Это проявление одного из самых мощных психологических феноменов в образовании — Эффекта Пигмалиона (или эффекта Розенталя). Проще говоря, это когда наши ожидания от другого человека (часто бессознательные) начинают сбываться, потому что мы сами своим поведением подталкиваем его к этому результату.

Как это доказали? Легендарный эксперимент с «буйными» и «гениальными» крысами.

В 1963 году психолог Роберт Розенталь провел остроумный опыт. Он дал студентам-биологам крыс и сказал, что одна группа — это «супер-умные» грызуны, выведенные специально для интеллектуальных подвигов, а другая — «туповатые». Задачей студентов было научить крыс проходить лабиринт.

Результат был шокирующим. Крысы из «умной» группы справлялись с заданием значительно лучше, чем их «недалекие» собратья. Но вот в чем фокус: все крысы были абсолютно одинаковыми! Разница была лишь в ожиданиях студентов. Те, кто считал своих подопечных гениями, обращались с ними ласковее, чаще их гладили, терпеливее ждали у финиша. Студенты с «глупыми» крысами были более резки, нетерпеливы и подсознательно ждали от них провала. Животные просто оправдали возложенные на них надежды.

А что в школе? Эксперимент, который перевернул педагогику.

Розенталь не остановился на крысах. Вместе с директором школы Ленорой Джейкобсон он провел тот же эксперимент с детьми. В начале учебного года в одной из американских школ ученикам 1-6 классов устроили тест на IQ. Учителям сказали, что это уникальный «Гарвардский тест интеллектуального взлета», который может предсказать, у каких детей в этом году проявится резкий скачок в развитии.

Затем исследователи наугад выбрали 20% учеников из каждого класса и сообщили учителям их имена, представив их как этих самых «потенциальных гениев». На самом деле эти дети ничем не отличались от остальных.

Что же произошло к концу года?

-2
  • У «гениев», выбранных случайно, показатели IQ выросли значительно больше, чем у остальных.
  • Учителя отмечали, что эти дети стали более любознательными, успешными и адаптированными.
  • Эффект был особенно сильным у учеников 1-2 классов.

Как же учителя, сами того не желая, создали отличников и двоечников?

Они делали это не через заговоры, а через тысячи мелких, невербальных и вербальных сигналов:

  1. «Теплый» климат. Учителя чаще улыбались «гениям», устанавливали с ними более теплый зрительный контакт, кивали в знак одобрения.
  2. Больше возможностей. Этим детям чаще давали высказаться, дольше ждали их ответа (та самая «пауза мышления»), задавали более сложные и интересные вопросы.
  3. Более качественная обратная связь. Если «гений» ошибался, учитель разбирал ошибку, считая ее случайностью. Если ошибался «негений», он скорее переходил к следующему ученику, подсознательно закрепляя мысль: «С ним и говорить не о чем».
  4. Больше похвалы и поощрений. Успехи «одаренных» детей замечали и хвалили чаще и искреннее.

А что насчет родителей? Мы — главные «Пигмалионы» для своих детей.

Этот эффект работает не только в классе, но и дома. Задумайтесь:

  • Как вы комментируете двойку по математике: «Ну, я сам в школе с ней мучился, ничего, выкрутишься» или «Странно, ты же у меня такой сообразительный, давай разберемся»?
  • Кого вы первым зовете помочь с техникой — сына или дочь? И тем самым закрепляете установку: «Техника — это не для девочек».
  • Как вы реагируете на слезы над домашкой: «Видишь, ты бестолковый» или «Задание и правда сложное, но мы справимся»?
мел
мел

Наши установки — «ты сильный», «ты старательный», «ты справишься» или «ты неусидчивый», «руки-крюки», «вечно у тебя все валится» — становятся для ребенка программой, которую он послушно исполняет.

Что же делать? Практические шаги для учителей и родителей.

  1. Проведите ревизию своих ожиданий. Честно спросите себя: кого я в глубине души считаю способным, а кого — безнадежным? Осознание — первый шаг к изменению.
  2. Создавайте «ситуации успеха» для всех. Давайте задания, с которыми ребенок гарантированно справится, чтобы он почувствовал вкус победы. Затем постепенно усложняйте.
  3. Используйте «язык роста». Хвалите не ум («ты такой умный»), а процесс и усилия («Мне нравится, как ты старался!», «Отличный подход к решению!»).
  4. Давайте право на ошибку. Ошибка — это не приговор, а ступенька к learning. Разбирайте их спокойно, без раздражения.
  5. Верьте. Самое главное. Искренне верьте, что КАЖДЫЙ ребенок способен на большее. Он это почувствует. И обязательно оправдает ваши самые лучшие ожидания.

Ведь в конечном счете, образование — это не просто передача знаний. Это вера в человека еще до того, как он в себя поверил.

Читайте также: