Найти в Дзене
KZ insider

Машина-призрак: почему в СССР запретили самый модный сиреневый цвет «Жигулей» всего через год

Сегодня хотим рассказать вам одну почти детективную историю из советского прошлого, которая касается, казалось бы, такой обыденной вещи, как цвет автомобиля. Но, как часто бывает, за мелочами скрывается целая эпоха. Речь пойдет о легендарном и почти мифическом сиреневом цвете «Жигулей». Для тех из нас в Казахстане, кто помнит советские времена, или для тех, кто слышал рассказы отцов и дедов, «Жигули» — это не просто машина. Это символ эпохи, мечта, ради которой годами стояли в очередях, и, конечно же, предмет гордости. Выбор цвета тогда был почти сакральным действием, ведь машину покупали на десятилетия. Споры о том, что лучше — «коррида», «васильковый» или строгий бежевый — были обычным делом в гаражах и на семейных советах. В середине 1970-х годов Волжский автомобильный завод (ВАЗ) решил отойти от привычной и довольно скромной палитры. Люди устали от унылых оттенков и хотели яркости. Именно тогда, в 1975 году, в каталоге цветов ВАЗа под кодом №422 появился он — сиреневый. Для того вр
Оглавление

Сегодня хотим рассказать вам одну почти детективную историю из советского прошлого, которая касается, казалось бы, такой обыденной вещи, как цвет автомобиля. Но, как часто бывает, за мелочами скрывается целая эпоха. Речь пойдет о легендарном и почти мифическом сиреневом цвете «Жигулей».

Для тех из нас в Казахстане, кто помнит советские времена, или для тех, кто слышал рассказы отцов и дедов, «Жигули» — это не просто машина. Это символ эпохи, мечта, ради которой годами стояли в очередях, и, конечно же, предмет гордости. Выбор цвета тогда был почти сакральным действием, ведь машину покупали на десятилетия. Споры о том, что лучше — «коррида», «васильковый» или строгий бежевый — были обычным делом в гаражах и на семейных советах.

Рождение легенды: дерзкий сиреневый

В середине 1970-х годов Волжский автомобильный завод (ВАЗ) решил отойти от привычной и довольно скромной палитры. Люди устали от унылых оттенков и хотели яркости. Именно тогда, в 1975 году, в каталоге цветов ВАЗа под кодом №422 появился он — сиреневый. Для того времени это был настоящий прорыв. Представьте себе на улицах Алма-Аты или Караганды, среди привычных бежевых и зеленых машин, вдруг появляется стильная, почти европейская сиреневая «тройка» или «копейка».

Этот цвет был настолько необычным и свежим, что мгновенно стал объектом желания. За сиреневыми «Жигулями» охотились, их доставали по блату, они были признаком особого шика. В народе даже шутили, что заполучить такую машину — все равно что купить финские сапоги без очереди. Дизайнеры ВАЗа, работавшие в так называемом «Центре стиля», действительно старались уловить модные тенденции, и сиреневый был их смелым экспериментом.

Закат цвета-призрака

-2

Однако, как и у любой красивой истории, у этой тоже был свой неожиданный и быстрый финал. Роман с сиреневым цветом продлился всего около года. Причина оказалась до банального практичной и в то же время жизненно важной — безопасность.

Дело в том, что в сумерках сиреневые «Жигули» буквально растворялись на дороге. Цвет обладал свойством сливаться с вечерним небом и асфальтом, превращая автомобиль в настоящий «призрак». В эпоху, когда дневные ходовые огни были фантастикой, а качество дорожного освещения оставляло желать лучшего, такая особенность была смертельно опасной.

Несколько отчетов ГАИ о дорожно-транспортных происшествиях, в которых другие водители просто не замечали сиреневую машину, решили судьбу модного оттенка. Без лишнего шума цвет №422 был снят с производства. Безопасность оказалась важнее эстетики. Так, ярко вспыхнув, сиреневый цвет исчез из палитры ВАЗа, оставшись лишь в воспоминаниях и на редких фотографиях.

Цвет как отражение эпохи

-3

Эта история показывает, насколько сложным был мир советского автопрома. С одной стороны, было огромное желание создавать что-то стильное и современное, не отставать от Запада. С другой — суровые реалии: проблемы с поставками пигментов, технологические ограничения и, конечно, строгие требования безопасности.

Даже сегодня, глядя на старые фото, понимаешь, какой смелой была эта попытка. Сиреневый «Жигуль» стал мимолетной мечтой о яркости в довольно серой палитре повседневности. Он — маленький, но очень характерный штрих к портрету эпохи, полной противоречий, где смелые идеи часто сталкивались с прагматичной реальностью.

Так что, если вам когда-нибудь на просторах Казахстана попадется старенькая «копейка» или «тройка» необычного сиреневого цвета, знайте — перед вами не просто машина, а настоящий артефакт, частичка той самой истории о цвете-призраке, который рискнул быть ярким, но проиграл в борьбе с сумерками.