Для чего повстанцам в самом первом снятом Джорджем Лукасом фильме «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» понадобился паренёк из сельской глуши по имени Люк? Для того, чтобы совершить невозможное — попасть простой, неуправляемой бомбой (в фильме она падает по баллистической траектории и не оснащена системой самонаведения) в крохотную дырку системы охлаждения реактора «Звезды смерти». Лётчик сумел сделать это только потому, что в короткие сроки овладел мистической Силой. Вот только если бы у повстанцев была хоть капля интеллекта, этот подвиг бы не понадобился. Также не понадобилось бы жертвовать жизнями пилотов, прикрывавших истребитель Люка Скайуокера.
Обычно по малоразмерным объектам, к каковым в данном случае относится оголовье шахты на «Звезде смерти», применяют управляемые боеприпасы, например самонаводящиеся ракеты. Вот только боевые корабли во вселенной «Звёздных войн» от подобных ракет защищены эшелонированной системой ПВО. Прежде всего, большой корабль или боевая станция имеет несколько батарей зенитных орудий, которые отстреливают ракеты противника ещё на подлёте. Прорвавшиеся «умные» боеприпасы глушатся радиоэлектронными помехами. Кроме того, от кинетических и энергетических зарядов боевые корабли Империи прикрывают соответствующие щиты, то бишь энергетические поля. Повстанцам пришлось использовать истребители с простыми бомбами (которые не сможет обмануть РЭБ боевой станции), чтобы преодолеть всю эту многоуровневую защиту.
Но того же эффекта можно было достичь намного проще и притом без человеческих жертв. Ведь схема нападения на «Звезду смерти», показанная в фильме Джорджа Лукаса, потребовала привлечения нескольких истребительных эскадрилий чтобы связать боем имперские истребители, прикрывавшие боевую станцию. Кроме того, поскольку не было никаких гарантий, что одиночный истребитель не только сумеет долететь до точки сброса бомбы, но и положит её точно в шахту, пришлось посылать несколько истребителей с бомбами, чтобы хотя бы одна из них попала в шахту. Никто не мог предвидеть заранее, что удача улыбнётся именно Люку, который был новичком и прежде в космических сражениях не участвовал (во всяком случае в этом фильме).
Почему вообще потребовалось доставлять заряд до цели именно истребителем? Потому, что ракету если не собьют зенитки «Звезды смерти» (они в фильме не блистали эффективностью, все сбитые истребители повстанцев были уничтожены истребителями Империи, прикрывавшими свою боевую станцию), то уведёт в сторону РЭБ, обманув помехами систему самонаведения. Всё бы ничего, но в Далёкой-Далёкой Галактике была высокоразвитая технология дроидостроения. Тамошние роботы весьма продвинуты и могут самостоятельно пилотировать боевые машины. Ведь были же полностью автоматические дроид-истребители типа «Стервятник», которые использовала Торговая федерация.
В данном случае от боевой машины не требовалось показывать чудеса пилотажа. Вполне достаточно было бы долететь до нужной точки над поверхностью «Звезды смерти» и уронить там боеприпас, который в таком случае вполне мог иметь собственную чисто оптическую (чтобы не поддаться электромагнитным помехам) автономную систему наведения. Можно соорудить космический беспилотник-камикадзе с двигателем и пилотажной системой от истребителя, мозгом дроида и боевым зарядом. Притом такие беспилотники можно запускать в любом количестве — поскольку они не пилотируются живыми людьми, то их потери никак не сказались бы на повстанческом флоте.
Впрочем, для гарантированного результата часть таких беспилотников могли быть аналогами «Стервятника», то есть очень маневренными (электроника может выдержать намного большие перегрузки, чем хрупкое человеческое тело) истребителями, заточенными на перехват СИД-истребителей Империи. Пара эскадрилий подобных машин свяжет боем истребители прикрытия «Звезды смерти», как это сделали пилотируемые живыми пилотами «крестокрылы» повстанцев в «Новой надежде». А в это время звено (или два звена, или десяток, если нужно) более простых дроидов-камикадзе пойдёт на прорыв к заданной цели, то бишь к шахте системы охлаждения реактора боевой станции.
Можно возразить, что у повстанцев не было времени на отработку подобной новаторской технологии. Но ведь дроиды, в том числе заведомо совместимые с истребителями (вроде R2D2), у них уже были. И сами истребители тоже. Им не требовалось создавать принципиально новые машины, достаточно было соединить одно с другим и слегка доработать свободнопадающие бомбы, сделав их бомбами с самонаведением, только и всего. Что не заняло бы много времени — во всяком случае не больше, чем им потребовалось на подготовку эскадрилий живых пилотов для выполнения сложнейшей задачи, требующей снайперской меткости. Притом, самое главное, выжили бы и смогли дальше воевать те пилоты, которые погибли, прикрывая Люка Скайуокера.