Киргизская схема была популярна всегда, но сейчас стала особенно востребованной на фоне утильсбора, а также запроса на дешёвые импортные авто.
Исторически она привлекательна из-за разницы в таможенных пошлинах между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Автомобиль ввозился в Киргизию (где пошлины были низкими или нулевыми), "растамаживался" там, а затем свободно перемещался в Россию, Казахстан и Беларусь как товар с территории союза, где таможенные барьеры отсутствуют.
С 2021 года система сильно ужесточилась, так легко уже автомобили не привезти. Но она продолжает существовать. И многие автолюбители ведутся на привлекательные расценки автомобилей недобросовестных импортёров.
Чтобы не попасться на уловки и мошенников, нужно знать все нюансы схемы. Об этом и рассказываем в статье.
Основы «киргизского импорта»
Киргизия является членом ЕАЭС с 2015 года. Это означает, что на внутренних границах (например, Киргизия-Казахстан) нет таможенного контроля.
Товар, легально ввезенный на территорию одного члена ЕАЭС, может свободно перемещаться на территорию другого. Раньше не было почти никаких препятствий и ограничений. Но с 2021 года нужно декларировать товары в электронном виде, чтобы можно их было отслеживать.
Таким образом пропала возможность ввезти автомобиль в Киргизию, а на следующий день уже в Казахстан или Беларусь. Теперь машинам приходится «настаиваться», чтобы провоз не выглядел слишком подозрительно.
Ещё одна мера против недобросовестных импортёров — это НПД, налог на профессиональный доход. Если документация не предоставляется, то у банка есть все основания поинтересоваться доходами.
Несмотря на попытки упорядочить процесс, он всё ещё хаотичен. Автомобили продолжают везти через Киргизию. Огромное количество покупателей, которые повелись на цену, потом платят уже второй раз в России за утилизационный сбор, а также все таможенные пошлины, которые не были уплачены.
Актуальный процесс ввоза и легализации через Киргизию
- Покупка автомобиля. Чаще всего в Китае, Южной Корее, Японии или США. Авто доставляется морским или сухопутным транспортом в один из киргизских портов/КПП (например, "Бишкек").
- Таможенное оформление в Киргизии.
- Уплачиваются все необходимые таможенные платежи по киргизскому законодательству. На этом этапе важно правильно классифицировать автомобиль и рассчитать пошлины.
- Автомобиль получает киргизские документы (свидетельство о регистрации, техпаспорт) и киргизские государственные номера.
- Ключевой момент: С этого момента автомобиль считается товаром ЕАЭС.
- "Выдерживание" срока. Это неофициальный, но важный этап. Чтобы не вызвать подозрений у налоговых органов России при ввозе, автомобиль должен "побыть" в Киргизии некоторое время. Покупка автомобиля, который был растаможен в Киргизии "вчера", и его немедленный ввоз в РФ — прямой путь к пристальному вниманию налоговой. Однако, нередки случаи, когда продавцы не хотят ждать, как и покупатели. Все участники цепочки идут на осознанный риск.
- Перегон автомобиля в Россию. Владелец (часто новый покупатель из РФ) перегоняет автомобиль через границу Казахстана в Россию. Но чаще покупатели пользуются услугами перегонщиков. На границе таможенного досмотра нет, но есть пограничный и транспортный контроль. Предъявляются киргизские документы на авто.
- Легализация в России.
- Это самый сложный этап. Просто приехать и поставить на учет киргизскую машину в ГИБДД РФ не получится.
- Основной способ: Продажа автомобиля. Физическое лицо-резидент Киргизии (часто оформленное как плательщик НПД) продает автомобиль физическому лицу-резиденту России.
- При этой сделке продавец уплачивает налог на доход (НДФЛ или НПД) в Киргизии.
- Покупатель из России приезжает в Киргизию, заключает договор купли-продажи, получает автомобиль и документы, и самостоятельно перегоняет его в РФ.
- С этими документами (договор купли-продажи, подтверждение уплаты налога продавцом в КР) новый владелец ставит автомобиль на учет в российском ГИБДД. Автомобиль рассматривается как бывший в употреблении и ввезенный с территории ЕАЭС.
Минусы, риски и ответственность
Высокие риски при постановке на учет в РФ: Налоговые органы РФ тщательно проверяют цепочки сделок с автомобилями из Киргизии. Если будет заподозрена "фиктивная" сделка с целью уклонения от уплаты таможенных платежей РФ, в постановке на учет откажут.
Дополнительные расходы: Транспортировка в Киргизию и обратно, услуги посредников, "выдерживание" авто — все это увеличивает итоговую стоимость.
Время: Процесс занимает от 1 до 3 месяцев.
Мошенничество: На этом рынке много недобросовестных посредников, которые могут исчезнуть с деньгами или оформить документы с нарушениями.
Изменение законодательства: Правила постоянно ужесточаются. То, что работало полгода назад, может не сработать сегодня.
Будьте бдительны, «киргизский импорт» — это лотерея, в которую играть не стоит. Скорее всего, вы проиграете. Лучше воспользоваться услугами проверенных импортёров, которые ведут сделки абсолютно прозрачно.
Поделитесь своим опытом импорта автомобилей в комментариях.