Найти в Дзене
Around Art

«В каждой квартире, в любом этаже знают достоинства марки «ТЭЖЭ»…

Послесловие к выставке «Красная Москва. Женщина в большом городе» в культурном центре «Зотов»

Текст: Галина Мумрикова

ТЭЖЭ – это всего лишь Жиркость. Был такой после Октябрьской революции Государственный трест высшей парфюмерии жировой и костеобрабатывающей промышленности, но потом Жиркость переименовали и получился Трест эфиров жировых эссенций, т.е. сокращенно ТЭЖЭ. До революции в России не производили парфюмерные ингредиенты, их привозили из-за рубежа, после революции импорт рухнул, но в 1920-х вернулся, потом было организовано производство эфирных масел, создавались лаборатории и опытные хозяйства, в парфюмерной промышленности работали советские женщины-ученые, поскольку отрасль считалась «женской» сферой.

-2

Прошедшая в «Зотове» выставка и посвящена развитию парфюмерии в России в 1920-1930-х годах. Ее экспонаты в виде плакатов, ароматов, флаконов рассказали, как менялась жизнь в молодой советской республике, как новая идеология вклинивалась в красную Москву, как парфюмерию пытались причислить к буржуазным пережиткам, придав ей политическую окраску, как потом наша парфюмерия вышла на международный рынок и т.д. Как писали кураторы, «помимо рукотворных парфюмерных композиций на выставке слышны характерные запахи городской среды и повседневности 1920-1930-х – керосина, сирени, хлеба, махорки, шоколада, мыла, бани и других».

-3
-4
-5

Впрочем, с духами, пудрой и прочими благами былой цивилизации боролись лишь во времена НЭПа, когда коммунистической молодежи, комсомолкам запрещено было пудриться и мазаться и душиться тоже, считая парфюмерию «запахом полного политического разложения».

Анатолий Гаранин. Осмотр новой партии духов перед выпуском в продажу на фабрике "Новая заря". Лист из альбома "Пищевая индустрия". Оформители альбома Эль и Софья Лисицкие. Бумага, картон, офсетная печать
Анатолий Гаранин. Осмотр новой партии духов перед выпуском в продажу на фабрике "Новая заря". Лист из альбома "Пищевая индустрия". Оформители альбома Эль и Софья Лисицкие. Бумага, картон, офсетная печать

Совсем иная картина наблюдалась в 1930-е. Все – наоборот! Москва, например, реально стала витриной советского благополучия, символом новой жизни. Парфюмерией тогда ведала жена партийного деятеля Вячеслава Молотова Полина Жемчужина. В начале 1930-х она была директором фабрики «Новая заря», потом руководила той самой "Жиркостью", а в 1936-м стала начальником Главного управления парфюмерно-косметической, синтетической и мыловаренной промышленности. Это она однажды сказала, что «женщина всегда должна тщательно следить за своей красотой, за своим лицом и телом, за ногтями и волосами. Всегда можно урвать несколько минут. Все секреты модных европейских салонов, за огромные деньги открывающихся для буржуазных дам, мы сделаем доступными советской женщине».

-7
-8

Так ведь и сделали. Кто ж не знает, кто ж не слышал о «Красной Москве»! Во время войны «Красная Москва» была символом мирной жизни, а пика своей популярности она «достигла в послевоенные годы: став действительно массовым парфюмом».

-9
-10

Что касается рекламы и этикеток для парфюмерии, тут все было не просто. Разработать новую визуальную эстетику парфюмерии оказалось труднее, чем казалось. «Главной мишенью критики стала продукция ТЭЖЭ. Безобидные этикетки мыла, духов и пудры обвинялись в потакании реакционным вкусам мещан и гнилой эстетике мелкой буржуазии». Вместо всяческих манонов, фокстротов и нимф советским женщинам пытались навязать пионеров, октябри, москвичек на фоне Кремля и т д. Как вам название «Ух ты ягодка моя, земляничка красная!». Мыло «Пролетарское» – тоже дань времени.

-11
-12
-13
-14
-15

-16
-17

-18

Разработка фирменного стиля дело нешуточное, да и реклама нового уровня тоже не блистала оригинальностью. Чего уж проще написать «мыло «Букет моей бабушки» постоянно потребляют пятнадцать миллионов человек». Можно подумать, что у советских женщин был выбор, кроме продукции ТЭЖЭ. А вот флакончики из-под духов, оказывается, сдавали, как позже сдавали в пункты приема стеклотары бутылки и банки. Реклама в те поры призывала и предлагала требовать. «Требуйте всюду» - таков был слоган новой пролетарской рекламы. В прессе вовсю ругали нашу пролетарскую парфюмерию. «Эстетический жир ТЭЖЭ на этикетках мыла, на флаконах духов, на коробках с пудрой… прет в советский быт и благоухает тысячами запахов всевозможных черемух, мимоз и гераней», - писал Николай Лухманов в 1929 году в журнале «Искусство». Вот и непонятно: то ли покупать духи и мыло, то ли воздержаться…

На выставке показали и визуальное искусство. Так, в 1930-х многие живописцы были увлечены прославлением красивой строящейся и благополучной столицы. Натюрморт с продукцией ТЭЖЭ Павла Кузнецова, написанный в 1937-м, – отражение того времени, равно как и полотно «Будущие химики», написанное в том же 1937-м. Пионеры вовсю занимались химией, женщины покупали баночки и флакончики ТЭЖЭ, а кого-то в это время увозили в черных воронках – такое было время…

Аристарх Лентулов. Закат. 1910-е
Аристарх Лентулов. Закат. 1910-е
Александр Монин. Продавщица мороженого. 1936
Александр Монин. Продавщица мороженого. 1936
Н.Чернышев. Будущие химики. 1937
Н.Чернышев. Будущие химики. 1937
Павел Кузнецов. ТЭЖЭ. 1937
Павел Кузнецов. ТЭЖЭ. 1937
Юрий Пименов. Утро. 1966
Юрий Пименов. Утро. 1966

Всего в выставке приняли участие более 25 российских музеев и частных собраний: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Государственный музей В. В. Маяковского, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, Музей Москвы, Собрание Романа Бабичева, Архив Александра Родченко и Варвары Степановой, частная коллекция Ирины Воробьевой и другие.

Фото: Екатерина Дубовская

#выставки#культурный центр "Зотов"#выставка Красная Москва. Женщина в большом городе#