О некоторых серьёзных изменениях, которые касаются (в первую очередь) пользователей лодок не подлежащих регистрации:
В конце водномоторного сезона 2025 (а именно, с 01.09.25г) вступил в действие тот самый закон «О безопасности людей на водных объектах» (ФЗ №4 от 3 февраля 2025 года), который обсуждали последние три года...
Этот закон изменил многое.
В первую очередь, он увеличил список полномочий ГИМС. Теперь лодочники-нерегистраты уже не обманывают себя надеждами на то, что они не подчиняются инспектору на воде.
А уж сколько разговоров было про паспорт в лодке... Интернет до сих пор переполнен спорами о том, можно ли заменить паспорт ксерокопией — и являются ли автомобильные "права" удостоверением личности...
Не хочется брать паспорт в лодку.
Сегодня мы обсудим только два важных вопроса, из самых горячих:
1. Чем можно заменить паспорт в лодке?
2. Правда ли, что инспектор не имеет права останавливать мою лодку и проверять меня, если я ничего не нарушил?
Начнём с первого вопроса:
1. Паспорт.
Согласно новому закону, теперь у граждан, управляющих маломерными судами не подлежащими регистрации, появилась обязанность иметь при себе удостоверение личности.
Всю осень это требование было основной темой для обсуждения среди лодочников-нерегистратов...
Мы обсуждали это на нашем телеграм-канале "Лодочник" (его легко найти по названию в "телеге"). И здесь, на Дзене. И во всех других соцсетях.
Для чего это надо?
Наличие удостоверения личности сильно упрощает контроль на водных объектах.
У зарегистрированной лодки есть номера на бортах — даже издалека можно зафиксировать факт нарушения. Для составления протокола есть удостоверение судоводителя и судовой билет...
А нарушитель на небольшой надувнушке или Казанке с мотором 9.9.л.с. раньше не обязан был иметь при себе документы. И лодка у него без бортового номера (нерегистрат).
На кого инспектору протокол выписывать? На имя Ивана Фёдоровича Крузенштерна, которым представился пьяный рыбак в небольшой ПВХ лодке? (он заякорился на судовом ходу и ловит леща на донки, потягивая пивко).
Ранее многие рыбаки, не имеющие регистрации своих маломерных судов, могли полагать, что инспекторы ГИМС или Рыбоохраны не будут проявлять особого желания связываться с ними, так как отсутствие документов, позволяющих составить протокол на месте, снижало мотивацию инспекторов к преследованию незначительных нарушений.
Инспекторы чаще предпочитали не замечать таких лодочников. Исключение — если это совместный рейд с привлечением полиции.
До 1 сентября 2025 года у инспектора не было возможности установить личность нарушителя, ему приходилось тратить целый день на то, чтобы доставить его в полицию (а уже там, сотрудники МВД могли задержать нарушителя до выяснения его личности).
И то, это в том случае, если нарушитель добровольно согласится следовать в отделение (а вы много знаете таких добровольцев?).
Теперь же, с вступлением в силу нового закона, инспекторы получили право требовать наличие документа, что, в свою очередь, увеличивает охват контроля за маломерными судами.
Вопрос: "Можно ли заменить паспорт ксерокопией, водительским удостоверением или ещё чем-то"?
Формулировка в законе чёткая: "Удостоверение личности". Не любое удостоверение, а именно "удостоверение личности".
Это важно знать: Удостоверение члена кооператива, пенсионное, водительское удостоверение или другое подобное — удостоверяет статус гражданина, а не его личность. Поэтому, даже не ввязывайтесь в бесконечные споры о том, что "а я им водительские права покажу"...
Только паспорт?
Нет. Не только. Удостоверением личности гражданина являются:
- Паспорт гражданина Российской Федерации (основной документ),
- Временное удостоверение личности по форме №2П (для утративших паспорт граждан, а также для граждан, в отношении которых до выдачи паспорта проводится дополнительная проверка),
- Свидетельство о рождении (для несовершеннолетних, не достигших 14 лет),
- Удостоверение личности военнослужащего РФ,
- Заграничный паспорт,
- Паспорт моряка,
- Удостоверение беженца,
- Свидетельство о рассмотрении ходатайства.
А ксерокопия?
В законе «О безопасности людей на водных объектах» нет оговорок ни про какие копии (даже нотариально заверенные). То есть, законе не предусматривает никакую замену самого документа (удостоверения личности). Один инспектор может нормально отнестись к показанной копии, а другой нет (имеет полное право) — советую это запомнить.
Для управления маломерным судном необходимо иметь именно оригинал паспорта (удостоверения личности). Инспекторы ГИМС могут потребовать его предъявления, и отсутствие оригинала может привести к составлению протокола о нарушении.
Правда, здесь есть один нюанс...
Обязан ли предъявлять паспорт инспектору ГИМС?
Обязанность иметь паспорт (удостоверение личности) у лодочника теперь есть — а вот обязанность предъявлять его инспектору ГИМС пока нигде не прописана. И в КоАП нет такой статьи, по которой можно наказать Ивана Фёдоровича Крузенштерна (или другого бедолагу-нерегистрата) за отсутствие паспорта.
Но вы особо-то не расслабляйтесь. Не торопитесь включать режим "гопота из 90-х" и кричать инспектору: "А я не обязан!.."
Потому, что это быстро поправят. Возможно, уже к началу следующего лодочного сезона (сейчас это делается запросто) появится дополнение к статье КоАП или ведомственный приказ ГИМС на эту тему.
И вообще, многие "закрученные гайки" начинались с нашей людской хитросделанности... Не только чиновничья жадность и жестокость всему виной.
Уже появились подвесные моторы реальной мощностью 30 и даже 40 л.с. с документами 9.9. (и радостные пользователи такого "нерегистрата"). Подробности об этом моторе ниже, по ссылке.
Именно из-за них рано или поздно будет отменена "вольница" с нерегистратами до 10,88 л.с. Потому, что во всём надо знать меру...
Возвращаясь к паспорту: Лично я, не стал бы гнуть пальцы и предъявил бы инспектору паспорт по его требованию. У него обязанность такая: Следить за порядком на воде. Зачем ему палки в колёса совать?
Переходим ко второму вопросу:
2. Правда ли, что инспектор не имеет права останавливать мою лодку и проверять меня, если я ничего не нарушил?
Пара слов о полномочиях инспектора ГИМС:
В том же самом сентябре, который принёс нам столько изменений, вступило в действие Постановление Правительства РФ от 01.07.2025 N 990 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Это постановление значительно расширяет список полномочий сотрудников ГИМС.
В частности, инспектор теперь может (цитата):
а) останавливать маломерные суда при выявлении признаков административного правонарушения, а также для проверки документов, подтверждающих право управления и пользования маломерным судном.
То есть, инспектор может просто остановить маломерное судно для проверки документов (без видимых причин, без допущенного нарушения).
Лодочник-нерегистрат покажет ему паспорт и спасжилет.
А у меня зарегистрированная лодка. Поэтому я покажу судовой билет и удостоверение судоводителя (правда, здесь тоже не всё так гладко — но об электронных документах для "регистрата" мы поговорим в другой раз).
О том, что сотрудники ГИМС теперь имеют право применять физическую силу — вы наверняка уже знаете. Я имею ввиду, что инспектору теперь выдают спецсредства, которые он может применять к особо буйным гражданам. Это уже сто раз обсуждалось, поэтому не буду повторяться.
В заключение, хочется пожелать всем коллегам-лодочникам добра и здоровья! Пусть зима пролетит быстро и беспроблемно. А месяцев через пять мы снова увидимся на воде. Обещанная ссылка на дикие нерегистраты ниже, после этой иллюстрации.
Телеграм-канал "Лодочник" можно найти здесь.
Обещанная ссылка на статью "Лодочный мотор 30 л.с: Нерегистрат".