Привет, друзья! Давайте поговорим об одном из самых громких и... странных фильмов этого сезона — «Крушащая машина» с Дуэйном Джонсоном. История, которая могла бы быть шедевром, но в итоге оставила чувство, будто тебе показали шикарный трюк, но забыли про сюжет.
Знакомьтесь, Марк Керр, он же «Крушащая машина». США, лихие 90-е. Этот парень в октагоне не просто бойцом — он был стихией. Такой бульдозер, который сносил всех на своем пути, почти не зная поражений. Рядом с ним — его друг и тренер, не менее легендарный Марк Коулман. Казалось, эту машину ничто не остановит.
Всё рухнуло в один момент. Прямо перед боем с Игорем Вовчанчиным какой-то репортер задал Марку дурацкий, на его взгляд, вопрос: «А что, если проиграешь?» Керр лишь недоуменно хмыкнул. Он об этом просто не думал. Проигрыш не существовал в его вселенной.
Но случилось немыслимое — проиграл. Технически, бой не засчитали (Вовчанчин применил запрещенный прием), но по факту-то удар был нанесен. И этот удар сломал Керра не физически, а морально. А ведь у него уже была своя ахиллесова пята — сильнейшая зависимость от обезболивающих. Боль от травм плюс катастрофический стресс от поражения — и вот он уже в больнице с передозировкой, на волоске от смерти.
Откуда ноги растут у этого фильма?
Идея снять кино о Марке Керре — это личная боль Дуэйна Джонсона. Они познакомились еще в 97-м, и оба видели, как их коллеги-спортсмены гибли от наркотиков. В 2019 году, впечатлившись «Неограненными алмазами» братьев Сэфди, Джонсон предложил Бенни Сэфди сесть в режиссерское кресло. Сам Дуэйн хотел не только сыграть главную роль, но и продюсировать.
Дальше — история как в кино. Бенни идея понравилась, и он... отправил Дуэйну по почте тот самый желтый свитер, что носил Керр, с восторженным письмом. Но посылка затерялась! Джонсон решил, что режиссер «забил» на проект, и история могла бы на этом закончиться.
Спасла ситуацию... Эмили Блант! Сэфди, снимаясь с ней в «Оппенгеймере», узнал, что она дружит с Джонсоном после «Круиза по джунглям». Бенни попросил ее нажать на кнопку «Напомнить другу». Связь восстановилась, проект запустился (Бенни даже отказался от роли Энди Кауфмана в сериале ради этого), а Эмили Блант в итоге получила роль подруги Керра, Доун Стэйплс.
Дуэйн Джонсон проделал титаническую работу. Он прошел 12-недельный тренировочный лагерь, а потом еще и свою собственную программу, чтобы сойти за бойца ММА, а не рестлера. Снимали всё на студии A24, известной своим артхаусным подходом.
Так что же в итоге получилось
А вот здесь начинается самое интересное и грустное. Бенни Сэфди, оставшись без своего брата-сорежиссера Джошуа, получил полную творческую свободу... и решил ей не пользоваться. Он не придумал ничего лучше, чем сделать буквально художественный ремейк одноименного документального фильма 2002 года.
Честно? Подход так себе. Документалка — сильная и самодостаточная. И Сэфди просто переснял ее покадрово, заменив реального Керра на Джонсона. Проблема в том, что в документалке есть живой Керр и его комментарии, которые всё объясняют. А в художественном кино их нет, и от этого персонаж становится плоским и непонятным.
Не поймите неправильно, работа Джонсона — хороша. Он не просто накачался. Он перенял походку Керра, его манеру говорить, его мимику. Сын самого Марка Керра, Брайс, говорил, что Дуэйн удивительно похож на его отца. Гримеры тоже сработали на отлично.
Но все эти усилия повисают в воздухе. Кто такой Марк Керр? Из фильма мы узнаем, что он: 1) зверь на ринге, 2) большой ребенок в жизни. И всё. Его показывают примитивно: вот он боится карусели, вот он трогательно ухаживает за кактусом (видимо, проводя параллель с самим собой). И на этом глубина персонажа заканчивается.
Эмили Блант в роли Доун — просто молодец. Ее героиня — не образец для подражания. Она сама любила выпить и покурить, скандалы в их доме были делом обычным. Но она пыталась поддерживать Марка. Блант, обычно играющая более сдержанных героинь, здесь раскрывается по-новому.
А вот настоящим открытием стал Райан Бэйдер в роли Марка Коулмана. Сам Бэйдер — звезда ММА, чемпион, а в фильме он играет просто друга. Но его харизма такая мощная, что когда он на экране, ты не можешь смотреть ни на кого другого. Отличная работа.
И, конечно, шикарный кастинг — Александр Усик в роли Игоря Вовчанчина. Легенда бокса сыграла легенду ММА. Роль маленькая, но очень яркая.
Вердикт: стоит ли смотреть
Фильм оставил одно большое недоумение. После просмотра оригинальной документалки 2002 года оно только усилилось. Вышло так, что реальная история оказалась живее, целостнее и интереснее, чем ее дорогущая голливудская копия.
Похоже, без брата Бенни Сэфди потерял свою творческую магию. Вместо того чтобы осмыслить историю, он ее просто переснял. Зачем? Непонятно.
В итоге при всей самоотдаче Джонсона и сильной игре Блант и Бэйдера, кино вышло... скучным. Оно не плохое. Оно — ни о чем. Побеждал, кололся, проиграл, кололся сильнее, завязал, ушел. Аминь.
Самая большая ирония? Бенни Сэфди получил за эту работу Серебряного льва Венецианского фестиваля за режиссуру. Ну, знаете, в Каннах могут десять минут аплодировать роману кофемашины с тостером, так что всерьез воспринимать эти овации не стоит.
Так что да, «Крушащая машина» — это тот случай, когда все старались, но собрали в итоге красивый, но абсолютно бездушный конструктор. Жаль.
А вы смотрели? Что думаете?