Найти в Дзене
psy.zhuravleva

Воспоминания как последняя остановка в жизни: пси-разбор фильма «Великолепная поездка» (Une belle course, 2022)

Этот текст размышление о фильме «Великолепная поездка» глазами психолога, для кого тема человеческой связи, зрелости и исцеления через диалог особенно близка; речь пойдёт о встрече двух незнакомых людей, которые становятся друг для друга смыслом, зеркалом и формой утешения. ❗️Внимание: в статье содержатся спойлеры, и если вы предпочитаете первичное соприкосновение с историей без преломления через чужой взгляд, рекомендую сначала посмотреть фильм, а уже потом возвращаться к этому тексту. Мадлен, пожилая женщина 92 лет, вызывает такси, чтобы доехать до дома престарелых, и так получается, что дополнительно в последний раз проехать по улицам города, где хранятся её воспоминания, ошибки, выборы и надежды, ставшие уже не мечтами, а частью её внутреннего мира. Шарль, водитель такси, изначально воспринимает заказ как очередную неприятность на фоне финансовых сложностей и личного кризиса, однако по мере того как его пассажирка просит останавливаться у значимых для неё мест, он всё глубже вовлек
Оглавление

Этот текст размышление о фильме «Великолепная поездка» глазами психолога, для кого тема человеческой связи, зрелости и исцеления через диалог особенно близка; речь пойдёт о встрече двух незнакомых людей, которые становятся друг для друга смыслом, зеркалом и формой утешения.

❗️Внимание: в статье содержатся спойлеры, и если вы предпочитаете первичное соприкосновение с историей без преломления через чужой взгляд, рекомендую сначала посмотреть фильм, а уже потом возвращаться к этому тексту.

О чём фильм

Мадлен, пожилая женщина 92 лет, вызывает такси, чтобы доехать до дома престарелых, и так получается, что дополнительно в последний раз проехать по улицам города, где хранятся её воспоминания, ошибки, выборы и надежды, ставшие уже не мечтами, а частью её внутреннего мира.

-2

Шарль, водитель такси, изначально воспринимает заказ как очередную неприятность на фоне финансовых сложностей и личного кризиса, однако по мере того как его пассажирка просит останавливаться у значимых для неё мест, он всё глубже вовлекается в её рассказ, в её ритм, в её способ быть с прошлым.

-3

Такси как пространство перехода

Съёмка преимущественно ведётся крупными планами в тесном салоне автомобиля, и за счёт этого создаётся эффект присутствия: зритель не просто наблюдает диалог, а почти становится его участником, наблюдая, как между двумя абсолютно разными людьми возникает медленное, неловкое, но подлинное доверие.

Такси, будучи в реальности местом анонимного перемещения, в фильме превращается в терапевтическую капсулу, в переходное пространство, в котором можно сказать то, что долго замалчивалось, и быть услышанным без осуждения с человеческим интересом.

Женский голос, прорвавшийся сквозь время

История Мадлен, открывает перед нами частную биографию ее молодости в 50-х и целую эпоху, в которой женщинам приходилось молчать, адаптироваться, выживать и терпеть, не имея законной поддержки.

Говоря о насилии, о бедности, о вынужденных браках, о материнстве, о сексуальности, Мадлен проживает это и возвращает себе право на слово, и делает это с достоинством того, кто понял и многое отпустил, но не забыл.

И именно в этом голосе звучит вызов молчаливому забвению, в которое часто уходят истории женщин старшего поколения.

Терапия присутствием

Шарль, сперва отгороженный, раздражённый и недоверчивый, постепенно переходит от безразличия к участию, от автоматизма к вниманию, от раздражения к сопричастности к историям пассажирки, которая проявляется не в красивых словах, а в том, как он начинает останавливаться, слушать, задерживать взгляд.

Это не история о великих изменениях и катарсисе, а скорее рассказ о тонком внутреннем смещении, которое может произойти только при условии настоящего присутствия, когда рядом оказывается кто-то, способный не только говорить, но и слышать, не торопясь предложить решение, а просто разделяя чужой путь.

-4

Город как карта чувств

Париж, запечатлённый в фильме, предстает не только как туристическая открытка, но и как субъективное пространство памяти, в котором каждый переулок отсылает к конкретному эпизоду, к телесному ощущению, к внутреннему следу, оставленному временем.

Город становится своего рода метафорической топографией: за каждой остановкой следует какой-то флэшбек, за каждым зданием вспоминается что-то утерянное «тогда», и в этой динамике прошлого и настоящего появляется нечто, напоминающее о внутренней интеграции, памяти и событий, которые складываются в цельный образ себя.

И в этом смысле поездка становится своеобразным ритуалом прощания.

Старость = исчезновение?

Мадлен в исполнении Лин Рено не вызывает внутри образ беззащитной старости, нуждающейся в жалости, она фигура удивительной внутренней силы, в которой смешались мудрость, усталость, юмор, опыт и способность не впадать в горечь, несмотря на сложный жизненный путь.

Старость здесь не трагична, а достойна, и именно это делает фильм таким редким и терапевтически ценным.

Финальная мысль

«Великолепная поездка» история о том, что в любой момент жизни возможно быть услышанным, стать важным для другого, обрести уважение и сказать себе: «я есть и я важна».

И, может быть, самое ценное послание этого фильма в том, что связь между людьми может возникнуть даже в один случайный день, если в этот день оба окажутся достаточно живыми и открытыми к уязвимости, чтобы не отмахнуться.

А это значит, что смысл в том, чтобы хотя бы один раз в жизни быть с кем-то в подлинном контакте и, благодаря этому, пережить свою собственную историю как завершённую, а не потерянную во времени.