«Коридор бессмертия» — российская военная драма Фёдора Попова. Фильм рассказывает о молодой девушке, Марии Яблочкиной, во время Великой Отечественной войны отправляющейся на железнодорожные курсы, а потом, рискуя жизнью, — на строительство Шлиссельбургской магистрали, которая предназначалась для доставки в осаждённый Ленинград продовольствия и военного снаряжения.
Реальная история:
Не так давно, мы рассматривали реальную историю про «Дорогу жизни», о которой сняли фильм «Спасти Ленинград», сегодня же мы расскажем о «Дороге победы» или как его называли те, кто под артобстрелами и бомбежками строил и эксплуатировал железнодорожную ветку, называли ее «Коридором смерти»
18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов было прорвано кольцо блокады в районе Рабочего поселка и Шлиссельбурга. Вечером того же дня Государственный комитет обороны СССР принял решение о строительстве железнодорожной магистрали на отвоеванном участке. Она должна была соединить внутреннюю блокадную сеть железных дорог с внешней, ведущей на Волховстрой и далее на восток страны.
Руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны выдающийся инженер Иван Георгиевич Зубков.
Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года и уже 5 февраля, всего через 17 дней после начала стройки, Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию.
Как и показано в фильме стройка велась под непрекращающимся обстрелом, и в основном силами женщин…
При строительстве моста, как и всей магистрали, использовался ряд нестандартных решений. Особенно трудно дался строителям свайно-ледовый мост через Неву напротив Шлиссельбурга, где ее ширина составляла 1050 м. Течение сносило сваи, поэтому мост-эстакаду строили полукругом, выгнутой навстречу мощному потоку.
Из интервью Фёдора Попова:
Меня поразило, что дорога была построена в столь невероятных условиях и в такие сжатые сроки во многом женскими руками. Поезда, которые ходили по Шлиссельбургской ветке, обслуживали и вовсе вчерашние школьницы. Я ставил целью себе и съемочной группе показать войну через судьбы этих девчонок.
Одну из главных героинь в фильме зовут Маша Яблочкина, в жизни же эту героическую девушку звали Мария Ивановна Яблонцева.
Когда проект только стартовал, Мария Ивановна еще была жива и сама делилась воспоминаниями о нелегких испытаниях, выпавших на ее долю:
Тридцать восемь километров пути, из них одиннадцать — по голой местности, то есть видно, когда выходит состав. Его тут же обстреливали. Редкий поезд проходил благополучно. На этом участке прямо перед нами взорвался снаряд. Еще минута, и попал бы в наш тормоз. Взрыв получился за нами, но нас оглушило, конечно. Очнулись — машинист сидит без фуражки, я без сумки. Приехали на станцию: люди рты открывают, а ничего не говорят. Оказывается, это мы не слышим — оглушены!.. Да, видимо, ангел-хранитель был у меня, раз после таких случаев оставалась жива.
Начальником колонны назначили Николая Ивановича Кошелева, упомянут в фильме, его роль исполнил Тагир Рахимов. Каждую бригаду возглавил начальник поезда, он же машинист-политрук. Одним из них и был Георгий Иосифович Федоров (создатели фильма изменили отчество персонажа), главный мужской персонаж в фильме, некоторое время служивший в морской бригаде Ленфронта, отсюда и его прозвище — Жора Полундра. В фильме образ Георгия Иосифовича, все же более собирательный. Он действительно много шутил, у него было отменное чувство юмора, он вообще был очень жизнерадостным человеком, но например, в жизни Георгий Федоров, конечно, на мандолине не играл.
В фильме, кроме самого факта строительства «дороги победы» и реальных прототипов, довольно много художественного вымысла. Мария Яблонцева не была влюблена в Георгия — 1 января 1944 года она вышла замуж за машиниста из своей бригады Александрова Ивана Ефимовича.. Родила трёх сыновей.
А Георгий Иосифович не погиб, как это показано в конце фильма. Не реальна борьба советских железнодорожников с немецким бронепоездом. В реальности советские поезда обстреливала немецкая артиллерия, занимавшая позиции в 3-4 километрах от дороги, на Синявских высотах
Только за первые полгода работы погибли 15 железнодорожников 48-й паровозной колонны и были тяжело ранены 53 человека, из которых 21 вскоре вернулся в строй. Из 600 железнодорожников, которые несли службу в «коридоре смерти», погибли две трети.
О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Василий Елисеев
Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью.
Первый поезд с продовольствием из Ярославля в Ленинград отправился в ночь с 6 на 7 февраля 1943 года. В 10:09 на полуразрушенный Финляндский вокзал прибыл первый после прорыва блокады поезд с «Большой земли»
Так о событиях 75-летней давности некогда рассказывал собственный корреспондент Всесоюзного радио на Ленинградском фронте Матвей Фролов:
«Мы ждали первый поезд на Финляндском вокзале с утра 6 февраля, но встреча состоялась только на следующий день, в 10 часов 9 минут. В моей записной книжке сохранилась часть текста из тогдашнего репортажа: „Поезд уже близко, виден дымок… Послушайте, друзья, настоящий поезд! Пройдёт немного времени, и где-то на полустанке пассажир скажет кассиру торжественно и радостно: "В Ленинград!" И, наверное, в эту минуту улыбнётся кассир и сердечно поздравит пассажира. Да, давно кассиры не продавали билеты в Ленинград“. Это сказано в день прихода первого поезда».
Значение этой магистрали тогда исчислялось не только количеством прошедших в Ленинград поездов, но и числом спасённых жизней. Из Ленинграда вывозили в эвакуацию больницы и детские дома. Уже через две недели после начала работы ветки в осажденном Ленинграде был увеличен паек, по карточкам стали выдавать мясо, сало, пшеничную крупу, продуктовая норма сравнялась с московской. По «коридору смерти» в осажденный город доставили более 3/4 всех грузов, военного снаряжения, боеприпасов и продовольствия, что сыграло решающую роль в окончательном снятии блокады и разгроме фашистов у стен Ленинграда.
«Дорога победы» действовала до 10 марта 1944 года. После того как было восстановлено довоенное железнодорожное сообщение Ленинграда со всей страной, надобность в ней отпала.
Интересные факты:
После разгрома немцев под Ленинградом был обнаружен снимок, сделанный с немецкого самолета. На обороте снимка была надпись: «Нет, это не лунный пейзаж с тысячью кратеров. Это работа нашей артиллерии и авиации».
Подсчитано, что в 1943 г. Шлиссельбургская железная дорога получила более 1200 разрушений пути, разбито около 4 тысяч рельсов, 3 тысяч шпал, 52 стрелки
Паровоз, который привел в Ленинград первый грузовой поезд 7 февраля 1943 года, был отыскан Октябрьской железной дорогой в 1979 году на Южной железной дороге. Его поставили на вечную стоянку на станции Волховстрой.
После войны Мария Яблонцева вместе с Георгием Федоровым собрали всех героев 48-ой колонны и организовали Совет ветеранов. Они рассылали анкеты тем, кто жил в других городах, получали от них сведения и фотографии. Так составили картотеку в алфавитном порядке.
Мария Яблонцева была награждена многими наградами, но самой дорогой всегда считала медаль «За оборону Ленинграда».
От автора:
Трудно даже представить, через что пришлось пройти этим людям… Мария Яблонцева не дожила до премьеры этого фильма, тут я оставлю ее наставления для молодого поколения:
Заботьтесь о ближних, ухаживайте за больными, любите свою Родину. Тренируйте привычку работать с раннего детства.
И еще — берегите старых людей. Им так немного осталось, у них уже так мало сил — а ведь без них вас бы не было на свете!