Найти в Дзене

Коридор Бессмертия, реальная история...

«Коридор бессмертия» — российская военная драма Фёдора Попова. Фильм рассказывает о молодой девушке, Марии Яблочкиной, во время Великой Отечественной войны отправляющейся на железнодорожные курсы, а потом, рискуя жизнью, — на строительство Шлиссельбургской магистрали, которая предназначалась для доставки в осаждённый Ленинград продовольствия и военного снаряжения. Реальная история: Не так давно, мы рассматривали реальную историю про «Дорогу жизни», о которой сняли фильм «Спасти Ленинград», сегодня же мы расскажем о «Дороге победы» или как его называли те, кто под артобстрелами и бомбежками строил и эксплуатировал железнодорожную ветку, называли ее «Коридором смерти» 18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов было прорвано кольцо блокады в районе Рабочего поселка и Шлиссельбурга. Вечером того же дня Государственный комитет обороны СССР принял решение о строительстве железнодорожной магистрали на отвоеванном участке. Она должна была соединить внутреннюю блокадную сет

«Коридор бессмертия» — российская военная драма Фёдора Попова. Фильм рассказывает о молодой девушке, Марии Яблочкиной, во время Великой Отечественной войны отправляющейся на железнодорожные курсы, а потом, рискуя жизнью, — на строительство Шлиссельбургской магистрали, которая предназначалась для доставки в осаждённый Ленинград продовольствия и военного снаряжения.

Премьера состоялась 8 мая 2019 года
Премьера состоялась 8 мая 2019 года

Реальная история:

Не так давно, мы рассматривали реальную историю про «Дорогу жизни», о которой сняли фильм «Спасти Ленинград», сегодня же мы расскажем о «Дороге победы» или как его называли те, кто под артобстрелами и бомбежками строил и эксплуатировал железнодорожную ветку, называли ее «Коридором смерти»

18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов было прорвано кольцо блокады в районе Рабочего поселка и Шлиссельбурга. Вечером того же дня Государственный комитет обороны СССР принял решение о строительстве железнодорожной магистрали на отвоеванном участке. Она должна была соединить внутреннюю блокадную сеть железных дорог с внешней, ведущей на Волховстрой и далее на восток страны.

маршрут «дороги победы»
маршрут «дороги победы»

Руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны выдающийся инженер Иван Георгиевич Зубков.

-3

Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года и уже 5 февраля, всего через 17 дней после начала стройки, Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию.

Как и показано в фильме стройка велась под непрекращающимся обстрелом, и в основном силами женщин…

-4

При строительстве моста, как и всей магистрали, использовался ряд нестандартных решений. Особенно трудно дался строителям свайно-ледовый мост через Неву напротив Шлиссельбурга, где ее ширина составляла 1050 м. Течение сносило сваи, поэтому мост-эстакаду строили полукругом, выгнутой навстречу мощному потоку.

-5

Из интервью Фёдора Попова:

Меня поразило, что дорога была построена в столь невероятных условиях и в такие сжатые сроки во многом женскими руками. Поезда, которые ходили по Шлиссельбургской ветке, обслуживали и вовсе вчерашние школьницы. Я ставил целью себе и съемочной группе показать войну через судьбы этих девчонок.

Одну из главных героинь в фильме зовут Маша Яблочкина, в жизни же эту героическую девушку звали Мария Ивановна Яблонцева.

фото улучшено при помощи ИИ
фото улучшено при помощи ИИ

Когда проект только стартовал, Мария Ивановна еще была жива и сама делилась воспоминаниями о нелегких испытаниях, выпавших на ее долю:

Тридцать восемь километров пути, из них одиннадцать — по голой местности, то есть видно, когда выходит состав. Его тут же обстреливали. Редкий поезд проходил благополучно. На этом участке прямо перед нами взорвался снаряд. Еще минута, и попал бы в наш тормоз. Взрыв получился за нами, но нас оглушило, конечно. Очнулись — машинист сидит без фуражки, я без сумки. Приехали на станцию: люди рты открывают, а ничего не говорят. Оказывается, это мы не слышим — оглушены!.. Да, видимо, ангел-хранитель был у меня, раз после таких случаев оставалась жива.
Слева актриса Анастасия Цибизова, справа настоящая Мария Ивановна Яблонцева
Слева актриса Анастасия Цибизова, справа настоящая Мария Ивановна Яблонцева

Начальником колонны назначили Николая Ивановича Кошелева, упомянут в фильме, его роль исполнил Тагир Рахимов. Каждую бригаду возглавил начальник поезда, он же машинист-политрук. Одним из них и был Георгий Иосифович Федоров (создатели фильма изменили отчество персонажа), главный мужской персонаж в фильме, некоторое время служивший в морской бригаде Ленфронта, отсюда и его прозвище — Жора Полундра. В фильме образ Георгия Иосифовича, все же более собирательный. Он действительно много шутил, у него было отменное чувство юмора, он вообще был очень жизнерадостным человеком, но например, в жизни Георгий Федоров, конечно, на мандолине не играл.

слева актер Артём Алексеев, справа настоящий Георгий Иосифович Федоров
слева актер Артём Алексеев, справа настоящий Георгий Иосифович Федоров

В фильме, кроме самого факта строительства «дороги победы» и реальных прототипов, довольно много художественного вымысла. Мария Яблонцева не была влюблена в Георгия — 1 января 1944 года она вышла замуж за машиниста из своей бригады Александрова Ивана Ефимовича.. Родила трёх сыновей.

-9

А Георгий Иосифович не погиб, как это показано в конце фильма. Не реальна борьба советских железнодорожников с немецким бронепоездом. В реальности советские поезда обстреливала немецкая артиллерия, занимавшая позиции в 3-4 километрах от дороги, на Синявских высотах

мост под обстрелом
мост под обстрелом

Только за первые полгода работы погибли 15 железнодорожников 48-й паровозной колонны и были тяжело ранены 53 человека, из которых 21 вскоре вернулся в строй. Из 600 железнодорожников, которые несли службу в «коридоре смерти», погибли две трети.

-11

О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Василий Елисеев

Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью.
Василий Михайлович Елисеев, фото улучшено при помощи ИИ
Василий Михайлович Елисеев, фото улучшено при помощи ИИ

Первый поезд с продовольствием из Ярославля в Ленинград отправился в ночь с 6 на 7 февраля 1943 года. В 10:09 на полуразрушенный Финляндский вокзал прибыл первый после прорыва блокады поезд с «Большой земли»

Так о событиях 75-летней давности некогда рассказывал собственный корреспондент Всесоюзного радио на Ленинградском фронте Матвей Фролов:

«Мы ждали первый поезд на Финляндском вокзале с утра 6 февраля, но встреча состоялась только на следующий день, в 10 часов 9 минут. В моей записной книжке сохранилась часть текста из тогдашнего репортажа: „Поезд уже близко, виден дымок… Послушайте, друзья, настоящий поезд! Пройдёт немного времени, и где-то на полустанке пассажир скажет кассиру торжественно и радостно: "В Ленинград!" И, наверное, в эту минуту улыбнётся кассир и сердечно поздравит пассажира. Да, давно кассиры не продавали билеты в Ленинград“. Это сказано в день прихода первого поезда».

Значение этой магистрали тогда исчислялось не только количеством прошедших в Ленинград поездов, но и числом спасённых жизней. Из Ленинграда вывозили в эвакуацию больницы и детские дома. Уже через две недели после начала работы ветки в осажденном Ленинграде был увеличен паек, по карточкам стали выдавать мясо, сало, пшеничную крупу, продуктовая норма сравнялась с московской. По «коридору смерти» в осажденный город доставили более 3/4 всех грузов, военного снаряжения, боеприпасов и продовольствия, что сыграло решающую роль в окончательном снятии блокады и разгроме фашистов у стен Ленинграда.

«Дорога победы» действовала до 10 марта 1944 года. После того как было восстановлено довоенное железнодорожное сообщение Ленинграда со всей страной, надобность в ней отпала.

-15

Интересные факты:

После разгрома немцев под Ленинградом был обнаружен снимок, сделанный с немецкого самолета. На обороте снимка была надпись: «Нет, это не лунный пейзаж с тысячью кратеров. Это работа нашей артиллерии и авиации».

Подсчитано, что в 1943 г. Шлиссельбургская железная дорога получила более 1200 разрушений пути, разбито около 4 тысяч рельсов, 3 тысяч шпал, 52 стрелки

-16

Паровоз, который привел в Ленинград первый грузовой поезд 7 февраля 1943 года, был отыскан Октябрьской железной дорогой в 1979 году на Южной железной дороге. Его поставили на вечную стоянку на станции Волховстрой.

Паровоз «Эм 721−83», который привел в Ленинград первый после прорыва блокады состав
Паровоз «Эм 721−83», который привел в Ленинград первый после прорыва блокады состав

После войны Мария Яблонцева вместе с Георгием Федоровым собрали всех героев 48-ой колонны и организовали Совет ветеранов. Они рассылали анкеты тем, кто жил в других городах, получали от них сведения и фотографии. Так составили картотеку в алфавитном порядке.

-18

Мария Яблонцева была награждена многими наградами, но самой дорогой всегда считала медаль «За оборону Ленинграда».

От автора:

Трудно даже представить, через что пришлось пройти этим людям… Мария Яблонцева не дожила до премьеры этого фильма, тут я оставлю ее наставления для молодого поколения:

Заботьтесь о ближних, ухаживайте за больными, любите свою Родину. Тренируйте привычку работать с раннего детства.
И еще — берегите старых людей. Им так немного осталось, у них уже так мало сил — а ведь без них вас бы не было на свете!
-19