Найти в Дзене

Спасти Ленинград, реальная история

«Спасти Ленинград» — российская военная драма режиссёра Алексея Козлова. В основе сюжета лежит реальная история гибели баржи № 752, 17 сентября 1941 года. Реальная история: В июле 1941 года, гитлеровское командование начало операцию, целью которой был захват Ленинграда.Уже в августе кровопролитные бои развернулись на подступах к городу. 30 августа немецкие войска захватили Мгу, перерезав последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград с другими районами страны. 8 сентября 1941 года подразделения групп армий «Север» захватили город Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы. Ленинград оказался во вражеском кольце. Начиналась страшная и героическая история ленинградской блокады, которая продлилась 872 дня (включительно с днём начала и конца). Сюжет фильма охватывает одни сутки - это 16-17 сентября 1941 года, или девятый день блокады. Грузы для Ленинграда доставляли на станцию Волхов. Там шла погрузка на баржи, которые буксирами вели через Волховский шлюз до Новой Ладоги. Оттуда начинала

«Спасти Ленинград» — российская военная драма режиссёра Алексея Козлова. В основе сюжета лежит реальная история гибели баржи № 752, 17 сентября 1941 года.

Премьера состоялась 27 января 2019 года
Премьера состоялась 27 января 2019 года

Реальная история:

В июле 1941 года, гитлеровское командование начало операцию, целью которой был захват Ленинграда.Уже в августе кровопролитные бои развернулись на подступах к городу. 30 августа немецкие войска захватили Мгу, перерезав последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград с другими районами страны. 8 сентября 1941 года подразделения групп армий «Север» захватили город Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы. Ленинград оказался во вражеском кольце. Начиналась страшная и героическая история ленинградской блокады, которая продлилась 872 дня (включительно с днём начала и конца).

-2

Сюжет фильма охватывает одни сутки - это 16-17 сентября 1941 года, или девятый день блокады. Грузы для Ленинграда доставляли на станцию Волхов. Там шла погрузка на баржи, которые буксирами вели через Волховский шлюз до Новой Ладоги. Оттуда начиналась главная часть маршрута — примерно 15-18 часов по Ладожскому озеру до бухты Осиновец. Эвакуация людей из осажденного города шла по данному маршруту в обратном порядке. Самым страшным на этой дороге более чем 100-километровый участок, который необходимо было преодолеть по Ладожскому озеру.

Ладожское озеро
Ладожское озеро

Из воспоминаний Самуила Дворкина, непосредственного участника трагедии на Ладоге:

На причал нас доставили вечером 16 сентября. Кроме 408 курсантов Дзержинки, отправления здесь ожидали еще около 800 человек — из Военно-морской медицинской академии и Главного гидрографического управления, Военно-инженерного, Гидрографического и нескольких ремесленных училищ. Некоторые ехали с семьями — женами, детьми и стариками.

К причалу подали огромную баржу, которую должен был тянуть за собой буксирный пароход «Орел».

-5

В итоге, по разным данным, на баржу погрузились от 1200 до 1500 человек, плюс еще грузы, среди которых были даже автомашины. Перегруженная эвакуируемыми баржа № 752, отправилась в 23:00 из порта Осиновец, в сторону Новой Ладоги.

-6

В фильме не показано, что охрану баржи должна была осуществлять канонерская лодка «Шексна», однако она сама была нагружена эвакуируемыми и ушла вперёд самостоятельно, обогнав баржу с буксиром.

-7

Легкие порывы ветра, небольшая волна и относительно ясная погода не вызывали у людей никаких опасений. Постепенно ветер крепчал, волнение усилилось, Ладога угрожающе шумела. Hачалась качка, с непривычки у многих началась морская болезнь.

-8

В 3 часа ночи в барже открылась течь. Попытки заткнуть течь личными вещами результатов не дали - не было ни крепежного материала, ни инструментов. Старая баржа не способна была долгое время выдерживать удары огромных волн. Через некоторое время в средней части корпуса раздался страшный скрежет, обшивка лопнула, и через большую трещину вода стала быстро заполнять трюм. Поплыли чемоданы, ящики, другие предметы. Ладога бушевала. Hебо было закрыто темными, почти черными облаками. За бортом, совсем близко, перекатывались и обрушивались крутые волны.

Баржа оседала все глубже. Hадо было хоть как-то поддерживать плавучесть судна. Одни работали помпой, другие встав цепочкой, вычерпывали воду из трюма четырьмя найденными ведрами. Сбросили за борт автомашины, и на какое-то время показалось, что баржа немного всплыла и стала легче всходить на волну. Это несколько воодушевило людей, и, обнадеженные, они стали избавляться также и от личных вещей. В довершение всего баржа треснула и разломилась. «Орел» все это время находился недалеко, однако из-за огромных волн не мог подойти, чтобы снять людей с разваливающейся баржи. Hекоторые, увидев, как быстро уходят на дно те, кто не успел избавиться от тяжелой одежды и обуви, раздевались. В 6 часов утра с буксира был передан открытым текстом сигнал SOS, волны смыли надстройку и смывали людей с палубы. По данным метеостанций Осиновец и Hовая Ладога, в тот день температура воды колебалась от +10 до +12 градусов, а температура воздуха от +4 до +9. Плюс шторм. У попавших в воду людей, шансов практически не было. Катастрофа произошла в этой точке…

-10

Женщины в большинстве своем держали себя в руках. Одна старушка тихо шептала, что умирать не хочется. Молодая мать умоляла окружающих спасти ее ребенка, потому что он еще ничего не видел в жизни. Сама же она внутренне, видимо, смирилась со своей гибелью.

На сигнал SOS быстрее среагировали фашистские самолеты - сначала разведчики, а затем истребители-бомбардировщики. За морскими волнами следовали ударные волны от разрывов бомб. Хлещущая со всех сторон вода дополнялась ливнем пулеметного огня. Отбомбившись, самолеты улетали. Казалось, наступала передышка, но шторм становился все сильнее. Баржа уже так низко осела, что волны без труда прокатывались над палубой, унося людей в пучину целыми группами.

-11

По самолетам открывали стрельбу из винтовок, но оружия было мало и рассчитывать на эффективность такого слабого огня не приходилось, поэтому момент со сбитыми фашистскими мессершмиттами — выдумка…

Момент как в рубку попадает бомба, не верно показан, из воспоминаний Владимира Солонцова следует что, водяной вал сорвал рубку с палубы и вынес ее за борт. Рубка стала быстро погружаться почти без крена. В рубке все было как-то тихо - женщины и дети, вероятно, в первый момент даже не поняли, что случилось.

Почти все персонажи в фильме вымышлены, или у них изменены фамилии, но капитана буксира «Орел» Ерофеева Ивана Дмитриевича, сценаристы решили не трогать.

слева актер Алексей Шевченков, справа настоящий Ерофеев Иван Дмитриевич (09.03.1901– 06.12.1949)
слева актер Алексей Шевченков, справа настоящий Ерофеев Иван Дмитриевич (09.03.1901– 06.12.1949)

Он рисковал судном и экипажем, но сделал все возможное для спасения погибающих людей, не ожидая подхода других спасателей. «Орел» маневрировал вокруг баржи, подбирая людей, когда произошел самый страшный эпизод этой долгой трагедии. Ударами гигантских волн средняя часть палубы баржи с еще находившимися на ней сотнями людей была оторвана от корпуса и смыта за борт. Разбушевавшаяся стихия за считанные минуты раскрошила ее на мелкие части. Именно в этом невообразимо-страшном месиве человеческой плоти, дерева и воды быстро погибла большая часть из почти тысячи мужчин, женщин и малолетних детей, нашедших в тот день свою могилу на дне Ладоги.

В 21 час 16 сентября из Новой Ладоги в Осиновец (т.е. в на встречу Б752) вышла канонерская лодка «Селемджа», которая взяла в Новой Ладоге на буксир баржу с 400 тоннами муки и 460 бойцами пополнения для Ленинградского фронта. 17 сентября в 3:50 ночи под воздействием штормовых волн в барже открылась течь, появился сильный крен, лопнули буксирные тросы, и «Селемджа» встала на якорь, а на рассвете обнаружила гибель баржи и всех людей. И именно экипаж этой лодки пытался помочь гибнущим, но спасти им удалось всего 24 человека.

-14

А вот "Орел" подобрал среди волн 216 человек! Благодаря самоотверженным действиям капитана и экипажа, добровольных помощников из числа спасенных…

Точное число погибших в катастрофе баржи N752 из-за отсутствия полного учета пассажиров никогда не станет известным. Только по спискам военно-морских училищ, Военно-морской медицинской академии и Гидрографического управления погибли 685 человек. Кроме них жертвами трагедии стали все дети, ученики ремесленного училища, члены семей офицеров. Если считать, что на барже было более более 1 200 человек, то погибло около тысячи. Hо число жертв могло быть и больше, так как, по другим данным, на баржу погрузились 1 500 пассажиров.

Судами "Орел" и "Селемджа" было подобрано всего 240 человек.

Общая фотография немногих оставшихся в живых на барже 752.
Общая фотография немногих оставшихся в живых на барже 752.

Интересные факты:

В 1942 году группа гидрографов обнаружила остов баржи № 752 у острова Птинов. В ней находились останки людей и оборудование Гидрографического управления ВМФ, перевозившееся на барже. Гидрографы похоронили останки у северо-восточной части острова Птинов, где теперь установлен памятный камень.

На острове Птинов в Ладожском озере у камня с надписью
На острове Птинов в Ладожском озере у камня с надписью

Из рассекреченного, актом №36/2004 года, доклада о катастрофе в Ладожском озере:

Надлежит отметить, что случаев паники, почти не наблюдалось. Можно отметить случай, когда выпускник ВММА Виноградов стремился сбить ногой своего товарища - женщину, тоже окончившую Академию, которая цеплялась за плот, на котором плавал Виноградов. И этот Виноградов, и женщина – оба погибли.
Гораздо больше было примеров обратного порядка. Так, например, курсант Кузнецов, спасая 3-х женщин, сам утонул. При таких же обстоятельствах погиб и лейтенант Смирнов. Очень хорошо себя показывали курсанты: Бочков, Барабанов, Рабиновский и др.
-17

Основными причинами трагедии назвались:

  • Очевидно, был допущен просчет при предсказании погоды.
  • Командир канлодки «Селемджа» капитан III ранга Антонов до преступности оказался осторожен. Имея полную возможность оказать помощь и спасти людей, он долго не подходил, а когда после угроз оружием подошел и стал спасать, то мог спасти только 24 человека.
  • Начальник перебросок через Ладожское озеро капитаном I ранга тов. Авраамовым была допущена чрезмерная перегрузка баржи. Может быть, если бы баржа не была так перегружена, то она бы и выдержала вышеуказанный шторм.
Николай Юрьевич Авраамов (1892—1949)
Николай Юрьевич Авраамов (1892—1949)

Для Анастасии и Марии Мельниковых - мама и дочь снялись в картине вместе - история о барже N 752 личная. Дело в том, что отец Анастасии, в те годы курсант Военно-медицинской академии, должен был в тот день отправляться на одной из таких барж, но его по счастливой случайности сгрузили вместе с другими военными врачами.

Анастасия и Мария Мельниковы, кадр из фильма
Анастасия и Мария Мельниковы, кадр из фильма

К 70-летию полного снятия блокады в 2013 году были проведены водолазные поисковые работы на Дороге жизни. В частности, была обнаружена затонувшая рубка баржи и другие свидетельства катастрофы.

Заканчивает фильм, документальная съемка колонны Бессмертного полка - родные тех, кто погиб на барже N 752

-20

От автора:

Такая катастрофа, как гибель пассажиров баржи 752, стала лишь фрагментом колоссальной трагедии Ленинграда, потерявшего в тисках блокады более 600 тысяч жителей. Погибли более 300 тысяч советских солдат и офицеров, оборонявших город, десятки тысяч пропали без вести.

-21