Продолжаем знакомиться с музеем Ф.М.Достоевского и из комнаты Анны Григорьевны заходим в скромно обставленную детскую.
Детская комната.
Это достаточно просторная комната, по сравнению с другими, с небольшим столом для занятий и немногочисленными игрушками. На стене — деревянные портреты детей в профиль, типичные для XIX века. Комната эта детей — Любови и Федора.
Анна Григорьевна писала в своих воспоминаниях, что Достоевский считал, что без детей нет смысла в жизни, он был очень заботливым, любящим отцом.
Фёдор Михайлович занимался воспитанием и образованием детей. Часто читал детям вслух произведения писателей, которых сам знал и любил с ранней юности: Пушкина, Жуковского, Карамзина, Гоголя, Диккенса, Гофмана, Шиллера, Гюго, знакомил их с Библией.
Достоевская вспоминала: «Когда дети ложились спать, кто-нибудь из них кричал: «Папа, Богородицу читать. Он приходил и читал над ребенком, затем говорил несколько ласковых слов, целовал лоб или губы».
В этом, втором браке у Фёдора Достоевского с Анной Григорьевной Сниткиной было четверо детей. Их судьбы сложились по-разному, и каждый оставил свой след в истории семьи.
София (1868–1868)
Первая дочь родилась в Женеве, но прожила всего три месяца. Умерла она от простуды. Смерть Софии стала тяжёлым ударом для родителей. Фёдор Михайлович писал: «Соня моя умерла, три дня тому назад похоронили... А Соня где? Где эта маленькая личность, за которую я, смело говорю, крестную муку приму, только чтоб она была жива?».
Любовь Федоровна Достоевская (1869-1926).
Вторая дочь родилась в Дрездене в 1869 году.
Фёдор Михайлович обожал её, отмечая, что она «не по годам умна и развита», а также похожа на него «до смешного, до малейших черт».
Любе шёл 12-й год, когда умер Достоевский. Похороны отца, вероятно, подействовали на характер впечатлительной девочки.
Она пыталась продолжить литературное дело отца и впоследствии стала писательницей, автором рассказов и повестей, но её работы не получили признания. Но есть книга, которая вызывает интерес, это её воспоминания об отце «Достоевский в изображении его дочери». Книга была написана на французском языке в 1919 г, в 1920 r. вышла на немецком языке, в 1922 г. был напечатан русский перевод.
В 1913 году Любовь уехала в Европу на лечение и осталась за границей, взяв имя Эмма. Она не была замужем. Умерла в северной Италии.
Федор Федорович Достоевский (1871-1921).
Фёдор с детства любил спорт и увлекался лошадьми.
В «Братьях Карамазовых» Достоевский писал, скорее всего о своем сыне: «русский мальчик так родился вместе с лошадкой». Кстати, окончив петербургскую гимназию, а затем юридический и естественный факультеты университета, Фёдор Фёдорович стал крупным специалистом по коневодству.
В юности писал стихи и рассказы, но сжигал их. По рассказам близких, Фёдор Фёдорович был человеком с тяжелым характером, замкнутым, исключительно честным.
В последние годы жизни сын писателя, продолжал дело матери: собирал и хранил архив Достоевского.
Умер и похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Федор Федорович был женат дважды.
Алексей (1875-1878)
Был ещё сын Алёша, родившийся в 1875 году в Старой Руссе. Он был любимцем писателя, умер, не дожив до трёх лет. Достоевский сильно переживал, он не мог скрыть своего отчаяния и плакал навзрыд. Свои чувства отразил их в романе «Братья Карамазовы». Именно поэтому, невозможно спокойно читать страницы, посвященные страданиям Снегирева, утратившего любимого сына.
Литературная экспозиция под названием «Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество: Pro et contra».
Обойдя квартиру по кругу несколько раз я плавно перешла в соседнее помещение — литературную экспозицию «Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество: Pro et contra».
Здесь история писателя разворачивается как роман: от детства в Мариинской больнице до триумфа «Братьев Карамазовых».
Я не преувеличиваю, в этой экспозиции представлена подробная информация о биографии писателя, а также о каждом из его значимых произведений — повестей и романов. Выставка включает множество документов, фотографий его родителей и не только.
Здесь много других материалов, создающих представление о жизненном и творческом пути Достоевского.
Перед глазами — подлинные рукописи с правками, прижизненные издания, письма. В стеклянных витринах — предметы, связанные с каторгой, журналами «Время» и «Эпоха», публичными чтениями. Каждый экспонат — ключ к пониманию его миров.
Особенно впечатляет раздел о «Преступлении и наказании». На стендах — карты Петербурга с маршрутами Раскольникова, черновики с вариантами финала, рецензии современников. Я словно прошла за героем по мрачным улицам, ощущая тяжесть его выбора.
В зале звучат записи голосов:
- Достоевский читает отрывок из «Братьев Карамазовых»;
- Анна Григорьевна вспоминает о работе над «Идиотом»;
- критики спорят о смысле «Записок из подполья».
На экранах мелькают фотографии: дом в Старой Руссе, редакция «Гражданина», похороны на Тихвинском кладбище.
В общем, история оживает и проходит перед твоими глазами.
Я долго стояла у интерактивной карты, с помощью которой можно проследить маршруты Достоевского и его героев по Петербургу. Составила для себя маршруты, по которым пройду в следующее посещение города.
В финале экспозиции — посмертная маска писателя. Её строгие черты будто задают вопрос: «Понял ли ты, читатель, о чём я пытался сказать?»
Вышла, как всегда, переполненная мыслями, потому что музей не просто рассказывает о Достоевском — он заставляет заглянуть в собственную душу.
Это место, где литература становится жизнью, а жизнь —литературой. И ты уносишь с собой не просто знания, а ощущение прикосновения к вечному, а слова «Красота спасёт мир» обретают новый смысл.
Адрес: Кузнечный переулок, д. 5/2, Санкт‑Петербург.
Кто ещё не читал, начало о музее-квартире по ссылке:
Благодарю всех, кто прошёлся со мной по комнатам музея и познакомился с последними годами жизни Ф.М.Достоевского. Поделитесь своими впечатлениями со мной и не забывайте про лайки.
Подписывайтесь на канал, буду рада новому общению.
Путешествуйте с Надеждой!