Вам, конечно, знакомо это чувство: когда выходишь из метро и понимаешь, что это то самое место. Для меня таким местом давно стал музей Ф.М.Достоевского. От станции метро «Владимирская» до него рукой подать, но каждый шаг приближал меня не к зданию, а к истории. Это не просто музей — это дверь в эпоху, где оживают страницы великих романов и раскрывается личность одного из самых загадочных русских писателей!
Если бы этот путь описывал Достоевский, он начал бы так: «Было серое петербургское утро…»
- В конце 70-х годов Достоевский стал известным и популярным писателем не только в России, но и за рубежом, а его произведения начали активно переводить на европейские языки.
Ф.М.Достоевского часто приглашали на литературные вечера, поэтому он много выступал в эти годы, читая отрывки из своих произведений. Фёдор Михайлович, читая свои произведения, внезапно преображался, его глухой, прерываемый кашлем голос, было слышно в каждом уголке зала.
«Достоевский не имеет себе равного как чтец... Тонким, но пронзительно-отчетливым голосом и невыразимо захватывающе читал он одну из глав Братьев Карамазовых… Никогда еще с тех пор не наблюдал я такой мертвой тишины зале, такого полного поглощения душевной жизни тысячной толпы настроениями одного человека...» писал С.А.Венгеров.
История дома и музея.
Достоевский снимал квартиры в недорогих районах города, часто меняя их. Более трех лет он не прожил ни в одной квартире.
Дом в Кузнечном переулке стал его последним местом жительства. Здесь, в квартире № 10 на втором этаже, писатель провёл три года — с 1878‑го по 1881‑й. Именно в этих стенах был завершён роман «Братья Карамазовы» и он стал итоговым произведением Достоевского.
Анна Григорьевна, его жена, писала: «Квартира наша состояла из шести комнат, громадной кладовой для книг, передней и кухни и находилась во втором этаже. Семь окон выходили на Кузнечный переулок». К Достоевскому часто приходили люди, со своими вопросами и просьбами, и он никому не отказывал в приёме. Знакомые писателя, которые бывали у него дома в разные годы, говорили про простоту обстановки и сдержанность интерьеров.
Музей открылся в 1971 году — спустя 90 лет после смерти писателя, но меня всегда не покидает здесь ощущение присутствия писателя. Эти стены и комнаты, мебель и тишина — завораживают, чувствуется, что-то мистическое и каждый раз я пытаюсь поймать отголоски мыслей, что витали здесь при жизни писателя.
Создание этого музея стало возможным благодаря внуку Достоевского, Андрея Фёдоровича. Интерьеры воссозданы по воспоминаниям жены писателя, Анны Григорьевны.
Путешествие по комнатам.
Как вы уже поняли, посещение музея-квартиры начинается с прихожей, где на круглом столике под стеклянным колпаком встречает посетителей — шляпа Федора Михайловича.
Из неё можно направиться в любую сторону, потому что квартира в виде «кольца» — из любой точки можно пройти через все комнаты.
Гостиная комната.
Просторная комната в зелёных тонах встречает портретами близких и друзей писателя. Здесь же — старинные часы, которые до сих пор показывают верное время.
На стенах расположилось фотографии, хранящие память о людях, окружавших Достоевского.
Рассматривая их, всех удивляет эмалевый портрет А.С.Пушкина, он же не был современником поэта.
Ф.М.Достоевский почитал А.С.Пушкина своим учителем и в литературном творчестве и в мировоззрении. Свое понимание творчества А.С.Пушкина Ф.М.Достоевский выразил в знаменитой «Пушкинской речи».
В гостиной Федор Михайлович часто сидел перед тем, как зайти в кабинет, набивая табаком папиросы, смешивая два сорта табака. Курил много, особенно работая ночами… а курить ему было запрещено, так как он был болен эмфиземой легких.
Здесь на столе мы видим предметы писателя, вернее табак и папиросы...
Кабинет Достоевского.
Главной комнатой в квартире всегда был кабинет. Тёмная комната, где Достоевский творил по ночам при свете свечи.
- Именно за этим письменным столом написаны последние главы «Братьев Карамазовых».
Кабинет хранит тишину, которую так ценил Достоевский.
Фёдор Михайлович ужасно сердился, когда в его кабинете что-то нарушалось, например, перекладывались рукописи, письма, справки, газеты, книги, даже если сдвигался стул с места. Рабочую атмосферу разрушать было нельзя!
«На его письменном столе царил величайший порядок» — писала дочь, Л.Ф.Достоевская.
На столе представлены мемориальные предметы: на столе ручка с пером, коробочка из-под лекарства и бумажник, над столом место — для бумаг и писем, в углу — икона в серебряном окладе “Божия Матерь Всех Скорбящих Радость”.
Писатель говорил о себе:
«Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства».
Часы на столике у окна, принадлежавшие младшему брату писателя, Андрею Михайловичу, остановлены на дне и часе смерти Достоевского: 28 января I88l года.
Комната Анны Григорьевны.
Комната Анны Григорьевны представляет собой кабинет деловой женщины. Здесь можно увидеть бюро Достоевских и чернильницу, принадлежавшую Анне Григорьевне.
- Её роль в жизни писателя трудно переоценить: она была не только женой, но и помощницей, стенографисткой, хранительницей его наследия.
Вся ее жизнь была посвящена мужу. Она беззаветно любила его, боготворила как писателя, очень ценила то время, которое суждено было ей провести вместе с ним.
- Многие его тексты писались так: ночью он продумывал очередную главу, днем диктовал. Перечитывая написанное, Достоевский делал поправки текста, и Анна Григорьевна переписывала рукопись еще раз.
Кроме того она занималась изданием произведений, книжной торговлей, вела все денежные дела в доме, воспитывала детей.
Лев Толстой, с которым она встретилась после смерти Федора Михайловича, сказал ей: «Многие русские писатели чувствовали бы себя лучше, если бы у них были такие жены»
Достоевский высоко ценил Анну Григорьевну и свой последний, самый главный — роман Братья Карамазовы, он посвятил ей.
После смерти Достоевского Анна Григорьевна всю оставшуюся жизнь, а это целых 37 лет, собирала материалы о жизни своего мужа, издавала его сочинения.
На основе этих материалов 1901 был открыт «Кабинет Достоевского». В 1928 году эта коллекция стала основой Музея Достоевского в Москве.
Столовая.
В столовой вся семья собиралась вечером. В центре — большой стол. Серванты хранят фамильный фарфор Достоевских, включая серебряную ложку с монограммой «Ф.Д.».
Достоевский просил, чтобы самовар всегда держали горячим, он приходил в столовую и заваривал себе чай. Чай пил очень крепкий, считал, что только он умеет его заваривать. Если получалось, что заваривала Анна Григорьевна, он пил, приговаривая: «Ах, как я несчастен!»
Любил очень горячий кофе, который бы кипел, и со своей чашкой уходил в свою комнату, в левой руке неся подсвечник и салфетку, а в правой чашку.
Фёдор Михайлович любил есть сладости: пастилу, мед, киевское варенье, шоколад, синий изюм, виноград, мармелад и желе из фруктов.
Продолжение прогулки по музею следует, далее рассказ о детской комнате и детях писателя.
P.S. : сегодня 11 ноября — день рождения великого русского писателя, Ф.М. Достоевского, которого знает весь мир!
Благодарю всех, кто дочитал статью до конца и познакомился с последними годами жизни Ф.М.Достоевского.
Поделитесь своими впечатлениями со мной и не забывайте про лайки.
Подписывайтесь на канал, буду рада новому общению.
Путешествуйте с Надеждой!