Я тут недавно перечитал роман Владимира Войновича "Москва 2042", написанный в 1986 году. И сделал вывод, что это не просто сатирическая антиутопия. Это, на мой взгляд, едкое и до сих пор пугающе актуальное исследование архетипов русской власти и русского протеста. Когда читаешь о Москорепе - изолированном государстве с его "кольцами враждебности", где победил абсурдный "коммунизм" Гениалиссимуса, - сложно избавиться от ощущения, что Войнович не просто высмеивал советское прошлое, но и давал ключ к пониманию нашего настоящего. Москореп – это мир, где бдительность стала одной из пяти основ национального единства, а религия слилась с государственной идеологией, славя не Бога, а Вождя. Фантастическое преувеличение Войновича заключается в том, что он показал, как пустые идеологические оболочки могут сохраняться и трансформироваться в нечто новое, но столь же тоталитарное и нелепое. Главные герои романа представляют собой ключевые фигуры, которые нашли своих "наследников" среди современных реальных людей во власти России и в оппозиции.
Во-первых, это Гениалиссимус - верховный вождь, соединивший в себе черты партийного лидера и полководца. Культ его личности абсолютно тотален. Очевидны тревожные параллели с современностью - в России, где вся полнота власти сконцентрирована вокруг одного Путина, а государственная пропаганда создаёт образ "отца нации" и единственного гаранта стабильности, эти черты проявляются особенно ярко. Гениалиссимус Войновича - это идеальный образ абсолютизированной, не подвергаемой сомнению власти, которая существует вне всяких институтов, опираясь исключительно на мифотворчество, верность спецслужб и общенациональную истерику. Он управляет не законом, а своим "гениальным" присутствием, что напоминает нашу собственную вертикаль.
Во-вторых, Сим Симыч Карнавалов - известный русский писатель-эмигрант, моральный авторитет, который находится в добровольном (или не очень) изгнании и вынашивает планы по спасению России, но при этом невероятно озабочен собственным местом в истории. Он живёт в отшельничестве и окружён ореолом мученичества, но его самомнение и догматизм делают его фигурой не менее сатирической, чем Гениалиссимус. В современном политическом ландшафте эта фигура напоминает мне некоторых изгнанных лидеров оппозиции и диссидентов, которые, будучи оторванными от реальной жизни в России, приобретают гипертрофированную роль "морального судьи" и "пророка", порой скатываясь в высокомерие и внутренние склоки. Здесь я не могу назвать конкретного человека - их несколько. Войнович гениально показал, что инакомыслие может быть столь же нелепым и претенциозным, как сама власть, против которой оно направлено.
В-третьих, сам Виталий Карцев - писатель, который просто хочет путешествовать и записывать, оставаясь только наблюдателем. Он представляет собой фигуру интеллектуала и гражданина, которого абсурдная реальность неожиданно бросает в центр политических событий. Эта вечная фигура - человек, который не выбирает между Гениалиссимусом и Карнаваловым, а просто пытается разобраться в кошмаре, который ему предлагают в качестве "будущего". В нашей современности Карцев - это прежде всего собирательный образ независимого хрониста в изгнании - журналиста, писателя или блогера, который покинул Россию и теперь, с позиции внешнего наблюдателя, ищет выход из-под пресса противоречивых идеологий. Ярким примером такого документатора-наблюдателя я могу назвать Юрия Дудя, который, не будучи политиком, через свой медиаформат фиксирует и свидетельствует об изменениях, происходящих в обществе. Карцев - это голос разумного человека, который, столкнувшись с государственным абсурдом, вынужденно принимает на себя роль свидетеля и, в конце концов, с ужасом обнаруживает, что обе стороны - и власть, и оппозиция - могут быть по-своему инфантильны и жестоки.
Еще один яркий, но институциональный архетип Москорепа - Отец Звездоний, Предстоятель Коммунистической Православной Церкви. Его фигура символизирует окончательное слияние церкви с государством, где вера в Бога заменена на служение Гениалиссимусу и где церковные обряды используются для пропаганды коммунистических идей. Этот гротескный образ напрямую перекликается с сегодняшней ситуацией в России, где официальная церковная иерархия, в частности в лице Патриарха Кирилла, активно участвует в поддержке государственной политики и сакрализации власти. Войнович предсказал не просто лояльность, а полное сращивание духовного института с государственной машиной и спецслужбами, где церковные догматы используются для освящения политических решений, военных действий и культа личности вождя, превращая церковь в один из столпов режима.
Если вы ещё не читали "Москва-2042", рекомендую почитать эту удивительную и пророческую книгу. Это уникальная вневременная сатира, которая препарирует механизмы власти и противостояния - культ личности, тотальную бдительность и нарциссизм. Читая Войновича сегодня, понимаешь, что он смеялся не над тем, что случилось, а над тем, как это происходит снова и снова.