"Главная задача человека в жизни – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально."
— Эрих Фромм
Почему мы так часто не понимаем друг друга? Ответ прост: мы живем в совершенно разных мирах. Для одного реальность — это «Джунгли», где нужно выжить. Для другого — «Арена», где нужно победить. Третий ищет «халяву» в «Детском саду», а четвертый соблюдает ритуалы «Светского мира». Как мы выяснили ранее, все эти миры — ловушки, обрекающие человека на инфантильное или деструктивное поведение.
Так куда же двигаться, когда осознаешь, что твой мир — это тупик? Что находится за пределами этих примитивных «песочниц»? Здесь мы переходим к мирам зрелых личностей, где перестают потреблять и начинают созидать. Мы разберем, как устроен мир «Мастерской», где каждый становится Творцом своей реальности, и какой еще более высокий уровень ждет тех, кто готов идти дальше.
В предыдущих статьях мы рассмотрели примитивные модели мира, в которых живет большинство людей: "Джунгли", где все борются за выживание; "Арену", где главная цель – победа любой ценой; "Детский сад" с его погоней за "халявой" и "Светский мир", погрязший в ритуалах. Все эти миры, по сути, являются ловушками, которые держат человека в плену инфантильных или деструктивных паттернов поведения.
Но что происходит, когда человек все-таки осознает ограниченность этих моделей? Куда он может двигаться дальше? Здесь мы, вслед за автором теории – Николаем Козловым, переходим к мирам зрелых личностей, где игра ведется по совершенно другим правилам.
6. Мир "Мастерской": рождение творца
Первый шаг на пути к зрелости – это переход в мир "Мастерской". Это происходит в тот момент, когда человек понимает, что он – не пассивный объект, который лишь получает "халяву" или следует ритуалам, а субъект, способный творить и изменять реальность.
В "Мастерской" главной ценностью становится развитие, самосовершенствование, создание чего-то нового. Человек начинает расти над собой, осваивать новые навыки, реализовывать свой творческий потенциал. Он перестает просто потреблять и начинает созидать. Это может быть что угодно: написание книги, создание бизнеса, воспитание детей, строительство дома. Главное здесь – сам процесс творчества, в котором человек находит смысл и удовлетворение.
7. "Святая церковь": мир учителей и святых
Но "Мастерская" – это еще не предел. Следующий уровень – это мир, который можно условно назвать "Святой церковью". И речь здесь не о религии в узком смысле слова, а о служении.
Обитатели этого мира – это "Процессники", люди, которые работают не столько над созданием конкретных "продуктов", сколько над совершенствованием самого мира. Это Учителя и Святые (в широком, светском смысле этого слова), которые создают новые идеи, ценности, смыслы. Они работают не на динамику мира (то есть, не на то, чтобы что-то в нем изменить), а на его содержание. Они задают процессы, которые будут определять развитие общества на многие годы вперед.
Несовпадение миров: почему мы не понимаем друг друга?
Теперь становится понятно, почему люди так часто не могут найти общий язык. Проблема в том, что они живут в совершенно разных мирах, в разных "песочницах", с разными правилами и ценностями.
Если вы живете в мире "Святой церкви", вам будут абсолютно неинтересны и непонятны игры обитателей "Джунглей" или "Светского мира". И наоборот, житель "Детского сада" никогда не поймет, зачем тратить годы на написание книги, если можно просто "получить халяву".
Вы можете не вмешиваться в их игры, они вам неинтересны. Но проблема в том, что они-то в ваши вмешаться захотят. Особенно, если ваша "песочница" лучше, а "песок" в ней круче. "Халявщик" из "Детского сада" прибежит к вам, чтобы получить "классную халяву", не понимая, что ваш мир создан за счет ваших трудов и забот. Игрок с "Арены" попытается отнять у вас то, что вы создали, просто чтобы одержать очередную "победу".
Именно здесь и начинаются игры на распад мира, в том числе вашего. Поэтому, к сожалению, свои миры нужно защищать.
8. "Мир человеческой встречи": недостижимый идеал?
Существует и еще один, высший мир, который можно назвать миром "Человеческой встречи". Это мир просвещенных "Процессников", где люди встречаются с людьми, где они живут ради людей. Это мир, основанный на абсолютной открытости, эмпатии, отсутствии зависти, корысти и эгоизма.
Пожалуй, наиболее полно этот мир описан в семикнижии Андрея Измайлова "Странник" (под псевдонимом Иар Эльтеррус), где существовал орден Арн – телепатов и эмпатов, которые были абсолютно открыты для всех и понимали боль каждого живого существа.
Но чем закончилась их история? Им пришлось уйти в подполье, почти прекратить свое существование. Почему? Потому что их возненавидела вся оставшаяся галактика. Их открытость, их совершенство, их счастье служили немым укором для всех остальных, несовершенных и несчастных. Любая система, достигшая гармонии, вызывает отторжение и агрессию у систем, пребывающих в хаосе.
Как защитить свой мир: два правила выживания
Эта история подводит нас к двум важным и, возможно, жестоким, но необходимым выводам. Если вы сумели создать свой собственный, более сложный и гармоничный мир, если ваши игры вас устраивают и ведут к развитию, вам придется научиться его защищать.
- Защищайте свой мир, но не высовывайтесь без нужды. Играйте в свои игры, но делайте это внутри своего мира. Не стоит без особой необходимости демонстрировать свои достижения и свое превосходство обитателям "Джунглей" или "Арены". Это будет воспринято как вызов и провокация. Не ходите в чужие миры со своим уставом – скорее всего, вы проиграете, потому что там действуют другие законы. Будьте известным и влиятельным внутри своего мира, но не пытайтесь доказать что-то тем, кто живет в другой системе ценностей.
- Ограничьте свое желание "сеять разумное, доброе, вечное". Это, пожалуй, самое трудное. Когда вы достигаете определенного уровня развития, возникает естественное желание поделиться своими знаниями, помочь другим, "открыть им глаза". Но нужно понимать, что каждый мир достаточно костен и имеет свои собственные законы и ценности. И то, что ваш мир лучше и выше, вовсе не означает, что обитатели более низкого мира с радостью примут вашу помощь. Скорее, они сделают все, чтобы ваш мир, как более высокий и непонятный, перестал существовать. Они воспримут вашу помощь как агрессию, как посягательство на их привычный уклад жизни.
Жестоко, но точно. Прежде чем пытаться спасти мир, нужно научиться защищать свой собственный.
Заключение: ваш ход в игре под названием "Жизнь"
Итак, мы завершаем наше путешествие по лабиринтам человеческой психологии, пытаясь найти ответ на вопрос: "Почему мы терпим поражения в жизни?". Мы прошли путь от анализа базовых детских программ до исследования сложных цивилизационных игр и моделей мира.
Давайте подведем итог. Причина наших поражений кроется не во внешних обстоятельствах, а внутри нас самих. Она – в неосознанных игровых ролях, в которые мы вживаемся с детства; в примитивных играх, на которые мы тратим свою жизнь; в ограниченных моделях мира, которые мы сами для себя строим.
Мы разобрали систему человеческих игр, впервые рассмотренную С.В. Ковалевым в таком ключе С.В. Ковалевым; выяснили, что существует четыре базовые жизненные стратегии: деятельный Лидер, пассивная Золушка, скрытый Паразит и вечно недовольный Скептик. И только стратегия Лидера, основанная на дружелюбной силе и ответственности, ведет к настоящему успеху; увидели, что большинство людей играет в "низшие" и "средние" игры – в погоню за богатством, славой, властью или в создание уютного, но ограниченного мирка. И лишь немногие решаются вступить в высшую игру – игру "Мастера", цель которой – познание и реализация самого себя; осознали, что каждый из нас живет в своем собственном мире – будь то жестокие "Джунгли", конкурентная "Арена", инфантильный "Детский сад" или творческая "Мастерская". И именно законы нашего мира определяют наши ценности и поступки.
Что же делать со всем этим знанием?
Прежде всего – остановиться и оглянуться. Честно спросить себя: "Какую роль я играю? В какую игру? В каком мире я живу?". Осознание – это первый и самый важный шаг к переменам.
А дальше – сделать свой ход. Взять на себя ответственность за свою жизнь. Перестать быть "битой фишкой" или "фигурой" в чужой игре. Начать путь к тому, чтобы стать сначала Игроком, потом Хозяином, а в конечном итоге – Создателем своей собственной реальности.
Это нелегкий выбор. Но это единственный путь к подлинной, осмысленной и счастливой жизни.
Ваша жизнь – это ваша игра. И только вам решать, по каким правилам в нее играть.
Материал подготовлен на основе программы Proпсихология "На что и как вы тратите жизнь. Психология больших игр" Часть 3
Подписывайтесь на наш канал на Дзене.
ИНП. Интересно. Наглядно. Практично.
(с) Институт Инновационных Психотехнологий, 2025
(с) Сергей Ковалев, 2025