Найти в Дзене

Оловянный солдатик: как Николая II готовили к трону, который стал его крестом

Детство последнего русского императора — это история о мальчике, рожденном в золоченой клетке долга. С первого вздоха он не принадлежал себе — его жизнь была отмерена шагами по паркету дворцовых зал, а его титул стал его судьбой. Николай родился в семье Великого князя Александра и его жены Марии Федоровны. Маленький Ники рос под присмотром нянек и гувернеров среди бесконечных залов Аничкова дворца в Петербурге. Воздух там пах воском для паркета и духами. Вот как вспоминает об отце Ники Александре ее сын Володя, живший во дворце вместе с матерью: (Прим.: орфография и пунктуация приведены в соответствии с источником). «Это был на редкость веселый и простой человек. Он с нами, детьми, играл в снежки, учил нас пилить дрова, помогал делать снежных баб, но за шалости крепко дирывал за уши. Однажды мы с Ники забрались в Аничковом саду на деревья и плевали на проходящих по Невскому проспекту. Обоим от будущего Александра Третьего был дёр, отеческий и справедливый». Вот как мемуарист описывает
Оглавление

Детство последнего русского императора — это история о мальчике, рожденном в золоченой клетке долга. С первого вздоха он не принадлежал себе — его жизнь была отмерена шагами по паркету дворцовых зал, а его титул стал его судьбой.

Николай родился в семье Великого князя Александра и его жены Марии Федоровны. Маленький Ники рос под присмотром нянек и гувернеров среди бесконечных залов Аничкова дворца в Петербурге. Воздух там пах воском для паркета и духами.

-2

Первой учительницей была Александра Оллангрен

Вот как вспоминает об отце Ники Александре ее сын Володя, живший во дворце вместе с матерью:

(Прим.: орфография и пунктуация приведены в соответствии с источником).

«Это был на редкость веселый и простой человек. Он с нами, детьми, играл в снежки, учил нас пилить дрова, помогал делать снежных баб, но за шалости крепко дирывал за уши. Однажды мы с Ники забрались в Аничковом саду на деревья и плевали на проходящих по Невскому проспекту. Обоим от будущего Александра Третьего был дёр, отеческий и справедливый».

Вот как мемуарист описывает мать – Марию Федоровну:

Александр III и Мария Федоровна
Александр III и Мария Федоровна
«Вспоминаю, как иногда, выезжая, например, в театр, родители заходили к нам прощаться. В те времена была мода на длинные шлейфы, и Мария Федоровна обязана была покатать нас всех на шлейфе, и всегда начинала с меня. Я теперь понимаю, какая это была огромная деликатность — и как всё вообще было невероятно деликатно в этой очаровательной и простой семье».

Вот каким видел воспитание наследника его отец Александр:

«Имейте в виду, что ни я, ни великая княгиня не желаем делать из них [детей] оранжерейных цветов. Они должны шалить в меру, играть, учиться, хорошо молиться Богу.
Итак, сударыня… учите хорошенько мальчуганов, спрашивайте по всей строгости законов, повадки не давайте, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать. Повторяю, мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доказчику — первый кнут».
Николай
Николай

Распорядок дня Наследника был расписан по минутам. Подъем в шесть утра, молитва, уроки. Мемуарист вспоминает:

«Теперь, на склоне лет, я, вспоминая дворцовую жизнь, начинаю понимать, какой это ужас, когда ребенку вбивают в голову четыре языка, четыре синтаксиса, четыре этимологии. Какая это путаница, какая непросветная темень!».

Русские государи были прекрасно образованными людьми

Александр III и Николай
Александр III и Николай

Николай II в совершенстве владел английским, французским, немецким языками, говорил по-датски, имел высшее юридическое и военное образование

Его учителями были лучшие умы России:

  • историк Сергей Соловьев,
  • экономист Иван Вышнеградский,
  • правовед Константин Победоносцев, сыгравший роковую роль в судьбе русской монархии. Он привил наследнику мысль о священной, богоустановленной природе самодержавия — мысль, которая станет его роковой верой.
Цесаревич Николай Александрович в мундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1889 год
Цесаревич Николай Александрович в мундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1889 год

Его учили всему: от высшей математики до тактики и фортификации. Он в совершенстве знал четыре языка. Но его не научили главному — понимать биение жизни за стенами дворца. Его мир был стерилен и ограничен: парадный подъезд, плац манежа, лагерь гвардии. Он не ведал, чем живет, о чем мечтает и от чего страдает народ, которым ему предстояло править. Ему вручили штурвал гигантской империи, но скрыли от него карту подводных течений.

Радости маленького Ники были простыми и, увы, редкими

У него была огромная коллекция свинцовых и оловянных солдатиков, которую он расставлял на огромном столе, разыгрывая баталии. Он мог часами сидеть над ними, погруженный в свой тихий, упорядоченный мир, где всё подчинялось только его воле.

Николай II принимает доклад командира новой подводной лодки «Дельфин» на Балтийском суд.заводе
Николай II принимает доклад командира новой подводной лодки «Дельфин» на Балтийском суд.заводе

Он обожал долгие прогулки в парках по грибы и ягоды. Наследника, окруженного охраной, конечно, нельзя назвать свободным, но на природе он, кажется, мог на время забыть о своем предназначении.

Вечерами семья Александра III собиралась вместе, они читали вслух и музицировали. Именно здесь, в кругу родных, застенчивая улыбка Ники появлялась чаще всего.

А с шестнадцати лет его сердцем завладели два образа: блистательная балерина Матильда Кшесинская, олицетворявшая страсть и запретный плод, и тихая принцесса Аликс Гессенская, в которой он прозрел родственную душу.

Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна (1894)
Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна (1894)

Детство закончилось, не успев начаться

Из Николая сделали идеального джентльмена, образованного офицера и глубоко верующего человека. Но не лидера. Его научили подчиняться — отцу, долгу, Богу. Но не научили принимать волевые решения и идти против течения. Он вырос прекрасным семьянином, но трагедия в том, что России был нужен не семьянин, а Государь.

Николай вступил на престол с искренним желанием добра для страны, но с душой, навсегда оставшейся в тени могучего отца и в том тихом кабинете, где на столе стояли верные, безмолвные свинцовые полки единственная армия, которая безропотно повиновалась его воле.

Петербург. Николай II и императрица Александра Фёдоровна отплывают на осмотр новых кораблей. 1903 год
Петербург. Николай II и императрица Александра Фёдоровна отплывают на осмотр новых кораблей. 1903 год

Ребёнок, рождённый во дворце, лишён главного опыта будущего правителя — опыта жизни своих подданных. Он знает империю по парадным портретам и докладам министров, но не чувствует её пульс. Его мир — это золотая клетка протоколов и обязанностей. Как можно идеально управлять страной, которую ты не знаешь и, по большому счёту, не понимаешь?

Может ли быть идеальным правитель, получивший власть по наследству? Напишите комментарий!

Подпишитесь на новости канала и поддержите статью лайком!