Детство последнего русского императора — это история о мальчике, рожденном в золоченой клетке долга. С первого вздоха он не принадлежал себе — его жизнь была отмерена шагами по паркету дворцовых зал, а его титул стал его судьбой.
Николай родился в семье Великого князя Александра и его жены Марии Федоровны. Маленький Ники рос под присмотром нянек и гувернеров среди бесконечных залов Аничкова дворца в Петербурге. Воздух там пах воском для паркета и духами.
Первой учительницей была Александра Оллангрен
Вот как вспоминает об отце Ники Александре ее сын Володя, живший во дворце вместе с матерью:
(Прим.: орфография и пунктуация приведены в соответствии с источником).
«Это был на редкость веселый и простой человек. Он с нами, детьми, играл в снежки, учил нас пилить дрова, помогал делать снежных баб, но за шалости крепко дирывал за уши. Однажды мы с Ники забрались в Аничковом саду на деревья и плевали на проходящих по Невскому проспекту. Обоим от будущего Александра Третьего был дёр, отеческий и справедливый».
Вот как мемуарист описывает мать – Марию Федоровну:
«Вспоминаю, как иногда, выезжая, например, в театр, родители заходили к нам прощаться. В те времена была мода на длинные шлейфы, и Мария Федоровна обязана была покатать нас всех на шлейфе, и всегда начинала с меня. Я теперь понимаю, какая это была огромная деликатность — и как всё вообще было невероятно деликатно в этой очаровательной и простой семье».
Вот каким видел воспитание наследника его отец Александр:
«Имейте в виду, что ни я, ни великая княгиня не желаем делать из них [детей] оранжерейных цветов. Они должны шалить в меру, играть, учиться, хорошо молиться Богу.
Итак, сударыня… учите хорошенько мальчуганов, спрашивайте по всей строгости законов, повадки не давайте, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать. Повторяю, мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доказчику — первый кнут».
Распорядок дня Наследника был расписан по минутам. Подъем в шесть утра, молитва, уроки. Мемуарист вспоминает:
«Теперь, на склоне лет, я, вспоминая дворцовую жизнь, начинаю понимать, какой это ужас, когда ребенку вбивают в голову четыре языка, четыре синтаксиса, четыре этимологии. Какая это путаница, какая непросветная темень!».
Русские государи были прекрасно образованными людьми
Николай II в совершенстве владел английским, французским, немецким языками, говорил по-датски, имел высшее юридическое и военное образование
Его учителями были лучшие умы России:
- историк Сергей Соловьев,
- экономист Иван Вышнеградский,
- правовед Константин Победоносцев, сыгравший роковую роль в судьбе русской монархии. Он привил наследнику мысль о священной, богоустановленной природе самодержавия — мысль, которая станет его роковой верой.
Его учили всему: от высшей математики до тактики и фортификации. Он в совершенстве знал четыре языка. Но его не научили главному — понимать биение жизни за стенами дворца. Его мир был стерилен и ограничен: парадный подъезд, плац манежа, лагерь гвардии. Он не ведал, чем живет, о чем мечтает и от чего страдает народ, которым ему предстояло править. Ему вручили штурвал гигантской империи, но скрыли от него карту подводных течений.
Радости маленького Ники были простыми и, увы, редкими
У него была огромная коллекция свинцовых и оловянных солдатиков, которую он расставлял на огромном столе, разыгрывая баталии. Он мог часами сидеть над ними, погруженный в свой тихий, упорядоченный мир, где всё подчинялось только его воле.
Он обожал долгие прогулки в парках по грибы и ягоды. Наследника, окруженного охраной, конечно, нельзя назвать свободным, но на природе он, кажется, мог на время забыть о своем предназначении.
Вечерами семья Александра III собиралась вместе, они читали вслух и музицировали. Именно здесь, в кругу родных, застенчивая улыбка Ники появлялась чаще всего.
А с шестнадцати лет его сердцем завладели два образа: блистательная балерина Матильда Кшесинская, олицетворявшая страсть и запретный плод, и тихая принцесса Аликс Гессенская, в которой он прозрел родственную душу.
Детство закончилось, не успев начаться
Из Николая сделали идеального джентльмена, образованного офицера и глубоко верующего человека. Но не лидера. Его научили подчиняться — отцу, долгу, Богу. Но не научили принимать волевые решения и идти против течения. Он вырос прекрасным семьянином, но трагедия в том, что России был нужен не семьянин, а Государь.
Николай вступил на престол с искренним желанием добра для страны, но с душой, навсегда оставшейся в тени могучего отца и в том тихом кабинете, где на столе стояли верные, безмолвные свинцовые полки единственная армия, которая безропотно повиновалась его воле.
Ребёнок, рождённый во дворце, лишён главного опыта будущего правителя — опыта жизни своих подданных. Он знает империю по парадным портретам и докладам министров, но не чувствует её пульс. Его мир — это золотая клетка протоколов и обязанностей. Как можно идеально управлять страной, которую ты не знаешь и, по большому счёту, не понимаешь?
Может ли быть идеальным правитель, получивший власть по наследству? Напишите комментарий!