Найти в Дзене
Сеть трасс Автодор

Как изменились авторынок и сфера автоуслуг. Расказывает автоэксперт

Осенью этого года эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» изучили, как изменились российский авторынок и сфера автоуслуг за последние 5 лет. И пришли к ряду интересных выводов. Во-первых, наши авторынок и автопарк продолжают меняться. Например, 5 лет назад на долю китайских марок приходилось 1,5% от всех стоящих на учете легковых машин, а сейчас этот показатель достиг 6%, то есть вырос в четыре раза. При этом в последние три года уже более половины проданных новых легковых автомобилей – «китайцы». Но их доля сокращается за счет появления в РФ новых сборочных производств («Москвич», Tenet, X-Cite и т.д.) из китайских комплектующих. Во-вторых, растет популярность электрокаров и гибридов. Вместо штучных продаж россияне ежемесячно покупают тысячи машин, вместе они занимают уже почти 4% рынка. В-третьих, расширяют свой ареал распространения компании, предоставляющие автомобили в краткосрочную аренду (каршеринг). Такая услуга сейчас есть уже в 30-ти городах России, а количество пользо

Осенью этого года эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» изучили, как изменились российский авторынок и сфера автоуслуг за последние 5 лет. И пришли к ряду интересных выводов.

Во-первых, наши авторынок и автопарк продолжают меняться. Например, 5 лет назад на долю китайских марок приходилось 1,5% от всех стоящих на учете легковых машин, а сейчас этот показатель достиг 6%, то есть вырос в четыре раза.

При этом в последние три года уже более половины проданных новых легковых автомобилей – «китайцы». Но их доля сокращается за счет появления в РФ новых сборочных производств («Москвич», Tenet, X-Cite и т.д.) из китайских комплектующих.

Во-вторых, растет популярность электрокаров и гибридов. Вместо штучных продаж россияне ежемесячно покупают тысячи машин, вместе они занимают уже почти 4% рынка.

В-третьих, расширяют свой ареал распространения компании, предоставляющие автомобили в краткосрочную аренду (каршеринг). Такая услуга сейчас есть уже в 30-ти городах России, а количество пользователей выросло с 1,2% в 2022 году до нынешних 3%, подсчитали аналитики Т-Банка.

В-четвертых, растет популярность покупок онлайн. 69% автовладельцев совершали онлайн-покупку автомобильных товаров в течение последнего года. Самыми популярными площадками были маркетплейсы, на втором месте – специализированные магазины, на третьем – сайты частных и коммерческих объявлений.

И в-пятых, быстрыми темпами развивается внутренний туризм, в том числе автомобильный. В этом году, по данным Минэкономразвития, почти половина (48%) туристов-россиян предпочла поездку куда-то на машине другому виду отдыха. Тому есть причины. Открылись новые федеральные магистрали (в первую очередь – новые участки на М-11 «Нева» и М-12 «Восток»), которые позволяют быстро и с комфортом пересечь сразу несколько регионов. Поток автотуристов очень вырос. А это, в свою очередь, потребовало развития соответствующей инфраструктуры, в том числе – новых современных многофункциональных зон (МФЗ), где есть не только автозаправочная станция, но и возможность полноценно отдохнуть, поесть, приобрести самые разные нужные товары.

На самых «продвинутых» МФЗ есть детские и спортивные площадки (а также площадки для выгула домашних животных), прачечные и даже современные отели. Я уже не говорю о раздельных зонах, где останавливаются грузовые, легковые автомобили и мотоциклисты. Например, на трассе М-12 «Восток» работает уже 26 современных МФЗ, и целый ряд – строится.

Параллельно развиваются и мобильные приложения. Сегодня это целые экосистемы разных сервисов, необходимых автомобилисту. С помощью приложения уже можно, не выходя из салона автомобиля, оплатить бензин на АЗС, заказать еду или сделать какие-то покупки на станции. Кроме того, приложения помогают найти в дороге точки техобслуживания (если вдруг понадобится!), а также интересные достопримечательности, получать актуальные советы или оформить полис автострахования.

В приложении «Автодор» можно, например, рассчитать стоимость поездки и проложить маршрут, пополнить баланс транспондера или оплатить задолженность за проезд по ЦКАД, М-12 или А-289, а также вызвать аварийного комиссара и подключить скидку по Программе лояльности для выгодных поездок по сети трасс «Автодор».

Понятно, что привычки автомобилистов меняются, а вслед за ними должна меняться и дорожная инфраструктура. Сегодня мало кого устроит одинокая АЗС с неизвестным названием, где из услуг – старый деревянный туалет. Автотуристы сегодня надеются, что поездка по дорогам нашей страны будет комфортной и безопасной.

Между прочим, крупные сети АЗС такую проверку «на качество» успешно проходят. Опрос, проведенный агентством «АВТОСТАТ», показал, что бренд АЗС не имеет значения лишь для 4,3% автовладельцев. Соответственно, для 95% автомобилистов важно, на какой заправочной станции они смогут пополнить запас топлива. И здесь среди факторов, определяющих выбор того или иного бренда – удобство, количество и качество предоставляемых услуг, возможности мобильных сервисов. Для автотуристов сегодня важно все. И многофункциональная зона со всеми ее преимуществами – уже не роскошь, а примета современной дороги. По которой так и тянет отправиться в интересное путешествие.

Автор: автоэксперт Игорь Моржаретто