Найти в Дзене

Все о таможенной экспертизе

УДК 339.543 С.Н. Метельков Исследователь ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НА РАСПУТЬЕ: ВЫЗОВЫ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ И ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ Аннотация. В статье анализируются актуальные проблемы развития института таможенной экспертизы в условиях действия Таможенного кодекса ЕАЭС и цифровой трансформации. Выявлены системные challenges, стоящие перед ЦЭКТУ, и предложены пути их решения на основе внедрения технологий искусственного интеллекта для повышения эффективности и прозрачности таможенного контроля. Ключевые слова:таможенная экспертиза, ЦЭКТУ, цифровизация, искусственный интеллект, Таможенный кодекс ЕАЭС, противодействие коррупции. Abstract. The article analyzes the current problems of the development of the customs examination institute in the context of the EAEU Customs Code and digital transformation. The system challenges facing the Central Expert and Forensic Customs Directorate are identified, and solutions based on the introduction of artificial intelligence technologies to improve the eff

УДК 339.543

С.Н. Метельков

Исследователь

ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НА РАСПУТЬЕ: ВЫЗОВЫ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ И ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация. В статье анализируются актуальные проблемы развития института таможенной экспертизы в условиях действия Таможенного кодекса ЕАЭС и цифровой трансформации. Выявлены системные challenges, стоящие перед ЦЭКТУ, и предложены пути их решения на основе внедрения технологий искусственного интеллекта для повышения эффективности и прозрачности таможенного контроля.

Ключевые слова:таможенная экспертиза, ЦЭКТУ, цифровизация, искусственный интеллект, Таможенный кодекс ЕАЭС, противодействие коррупции.

Abstract. The article analyzes the current problems of the development of the customs examination institute in the context of the EAEU Customs Code and digital transformation. The system challenges facing the Central Expert and Forensic Customs Directorate are identified, and solutions based on the introduction of artificial intelligence technologies to improve the efficiency and transparency of customs control are proposed.

Keywords:customs examination, CECTU, digitalization, artificial intelligence, EAEU Customs Code, anti-corruption.

Современный этап развития таможенного дела характеризуется глубокой интеграцией в рамках ЕАЭС и активной цифровой трансформацией. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС [1] и Федерального закона № 289-ФЗ [2] не только детализировало правовые основы деятельности, но и предъявило новые требования к институту таможенной экспертизы, осуществляемой Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением (ЦЭКТУ). В этих условиях актуализируется поиск решений системных проблем, препятствующих повышению эффективности экспертного обеспечения таможенного контроля.

Несмотря на детализацию регулирования в ТК ЕАЭС, сохраняется потребность в качественном подзаконном нормотворчестве на уровне ФТС России. Многие процедурные и методические аспекты деятельности экспертных подразделений нуждаются в регламентации. Как справедливо отмечала Н.С. Соколова, эффективность правового регулирования определяется качеством подготовки нормативных актов, их согласованностью и отсутствием внутренних противоречий [3, с. 15].

Действующая дивизиональная структура ЦЭКТУ, обусловленная территориальной разрозненностью, порождает проблемы с оперативностью управленческих решений, ведением отчетности и размыванием ответственности. Новые сроки и процессуальные требования ТК ЕАЭС обострили эти проблемы. Выходом видится не только организационная доработка, но и внедрение системы менеджмента качества и сбалансированных показателей, увязанных с целями деятельности в новых условиях.

ТК ЕАЭС законодательно закрепил принципы «единого окна» и электронного документооборота. В этой связи отсутствие у ЦЭКТУ полноценного доступа к ведомственным и общесоюзным информационным ресурсам становится критическим препятствием.

Ключевым элементом модернизации должно стать внедрение технологий искусственного интеллекта. Алгоритмы машинного обучения могут быть применены для:

· предварительного анализа больших данных для выявления рисков;

· автоматизации рутинных операций (идентификация по изображениям, анализ документов и д.р.);

· поддержки принятия решений через экспертные системы.

Особенно перспективным выглядит применение ИИ как инструмента поддержки при принятии классификационных решений. Алгоритм, обученный на массиве заключений экспертов, может предложить варианты кодов ТН ВЭД с указанием обоснования и ссылками на прецеденты.

Недостаточный уровень взаимодействия между таможенными экспертами и должностными лицами таможенных органов приводит к ошибкам и отрицательной судебной практике. В рамках ЕАЭС особую актуальность приобретает реализация нормы о взаимном признании заключений таможенных экспертиз.

Эффективным механизмом противодействия коррупции является применение ИИ для анализа экспертной методологии. Алгоритм может проводить автоматизированный перекрестный анализ нового заключения с базой ранее произведенных экспертиз, выявляя статистические аномалии и непрозрачные паттерны в работе.

В заключении: Проведенный анализ позволяет утверждать, что институт таможенной экспертизы находится на этапе качественного преобразования. Предлагаемый комплекс мер, центральное место в котором отводится системному внедрению технологий искусственного интеллекта, направлен на преодоление ключевых проблем и выведение деятельности ЦЭКТУ на качественно новый уровень эффективности и прозрачности.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

3. Соколова Н.С. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Развитие и совершенствование: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. – М.: Издательство РАГС, 2003. – 48 с.