Найти в Дзене
РГГУ

«Он перевернул представления общества о родной истории»: эксперт РГГУ — о наследии Карамзина и его влиянии на современную науку

12 ноября 1803 года император Александр I подписал указ, который навсегда изменил статус истории в России. Николай Михайлович Карамзин был назначен «российским историографом», что положило начало профессионализации отечественной исторической науки. О значении труда Карамзина, о месте его наследия в учебных курсах и научной работе Историко-архивного института РГГУ рассказывает кандидат исторических наук, директор Департамента научной деятельности Павел Андреевич Алипов. – Какое значение, на Ваш взгляд, имела фигура Николая Михайловича Карамзина для российской исторической науки в начале XIX века? – Николай Михайлович Карамзин, на мой взгляд, совершил невозможное: он перевернул представления российского общества о своей родной истории. Точно так же, как в своё время восклицание «И крестьянки любить умеют!» из «Бедной Лизы» изменило отношение людей к целому сословию, так и его грандиозная «История государства Российского» открыла для соотечественников величие и драматизм собственного ист

12 ноября 1803 года император Александр I подписал указ, который навсегда изменил статус истории в России. Николай Михайлович Карамзин был назначен «российским историографом», что положило начало профессионализации отечественной исторической науки. О значении труда Карамзина, о месте его наследия в учебных курсах и научной работе Историко-архивного института РГГУ рассказывает кандидат исторических наук, директор Департамента научной деятельности Павел Андреевич Алипов.

– Какое значение, на Ваш взгляд, имела фигура Николая Михайловича Карамзина для российской исторической науки в начале XIX века?

– Николай Михайлович Карамзин, на мой взгляд, совершил невозможное: он перевернул представления российского общества о своей родной истории. Точно так же, как в своё время восклицание «И крестьянки любить умеют!» из «Бедной Лизы» изменило отношение людей к целому сословию, так и его грандиозная «История государства Российского» открыла для соотечественников величие и драматизм собственного исторического пути. Задействовав всю силу литературного таланта, Николай Михайлович доказал современникам, что история России не только не уступает по масштабу европейской, но и во многом её превосходит, даёт обширную пищу для размышлений и гордости за свою страну.

– Указ Александра I 1803 года, назначивший Карамзина «российским историографом», был уникальным явлением. Насколько этот официальный статус повлиял на последующее развитие отечественной исторической науки и отношения между государством и историками?

– Действительно, официальное назначение Н. М. Карамзина «российским историографом» стало шагом беспрецедентным и во многом судьбоносным. Впервые на высочайшем уровне исследовательская деятельность в области истории была признана делом государственной важности. Говоря образно, если до этого написание истории было уделом «почётных пенсионеров» или даже дилетантов-любителей, то теперь ответственность историков за свой труд поднялась на совершенно иной уровень. Это не могло не сказаться самым лучшим образом на качестве научных исследований. Вместе с тем общественный статус историка вырос настолько, что XIX столетие по праву можно называть «веком истории».

– Какое место отводится Н. М. Карамзину в учебных курсах, читаемых на историческом факультете ИАИ РГГУ?

– Фигура Николая Михайловича Карамзина занимает одно из центральных мест в таких учебных курсах, как «История исторической науки», «Теория и методология истории», «История России». Его вклад в развитие отечественной гуманитаристики, безусловно, обязан знать каждый студент-историк, который сам в скором будущем возьмёт на себя ответственность за историческое просвещение современного российского общества. Наследие Н. М. Карамзина — та база и основа, без которой невозможно понимание дальнейшего развития исторической науки в России.

– Ведётся ли в Институте конкретная научно-исследовательская или просветительская работа, напрямую связанная с наследием исследователя?

Безусловно, такая работа ведётся. Научные проблемы, так или иначе связанные с творчеством Карамзина, поднимаются в статьях и монографиях учёных Историко-архивного института, а доклады о нём регулярно звучат на научных конференциях. Тематика выпускных квалификационных и курсовых работ наших студентов также не обходит стороной достижения Николая Михайловича.

– Что бы вы выделили как главное достижение Н. М. Карамзина, которое продолжает влиять на историческую науку и сегодня?

– Н. М. Карамзин сделал самое главное — он поднял общественный статус истории России и её изучения на высший уровень. Как бы мы ни ушли вперёд методологически, как бы ни расширялось проблемное поле российской исторической науки, Николай Михайлович Карамзин остаётся для нас той самой точкой отсчёта и тем человеком, благодаря которому каждый в нашей стране знает: история — это не прах и не пепел, а самая актуальная наука, определяющая наше мировоззрение и задающая векторы дальнейшего развития.