Найти в Дзене
РАСсвет

Ребенок с РАС и время: от вращающегося круга до новогодних планов.

Фразы вроде «вчера мы были в парке» или «завтра поедем к сестре» для моего сына Вовы (сейчас ему 8 лет, РАС) долгое время оставались просто фоном. Он их слышал, но они не запускали в его сознании никаких конкретных образов или ожиданий. Я как мама и специалист (АВА, RDI, дошкольный педагог) увидела в этом не трагедию, а задачу: найти способ сделать эти абстракции осязаемыми и наполнить их реальным смыслом из его жизни. И нашла — через систему, в которой сочетались визуал, логика и ежедневная практика. Это история о пройденном этапе, который стал для нас прочным фундаментом. Теперь мы осваиваем новые вершины, но без той базы, которую заложили тогда, это было бы невозможно. Давайте отойдем от сложных терминов и посмотрим на эту проблему глазами ребенка. Его сознание — это мощный компьютер, но с другими настройками. Наша задача — не ломать его, а научиться на нем «работать». 1. «Мир — это я»: Трудности с Теорией Разума (Theory of Mind) 2. «Мысленная полка перегружена»: Слабость исполнител
Оглавление

Как мы в 4-5 лет научили Вову (сейчас 8 лет, РАС) понимать «вчера» и «завтра». Полная система: визуальные пособия, мультфильмы-загадки, речевые игры и работа с фотографиями для прокачки памяти, речи и планирования.

Вот такой календарь у нас дома уже много лет
Вот такой календарь у нас дома уже много лет

Задача, а не трагедия

Фразы вроде «вчера мы были в парке» или «завтра поедем к сестре» для моего сына Вовы (сейчас ему 8 лет, РАС) долгое время оставались просто фоном. Он их слышал, но они не запускали в его сознании никаких конкретных образов или ожиданий. Я как мама и специалист (АВА, RDI, дошкольный педагог) увидела в этом не трагедию, а задачу: найти способ сделать эти абстракции осязаемыми и наполнить их реальным смыслом из его жизни.

И нашла — через систему, в которой сочетались визуал, логика и ежедневная практика. Это история о пройденном этапе, который стал для нас прочным фундаментом. Теперь мы осваиваем новые вершины, но без той базы, которую заложили тогда, это было бы невозможно.

Что мешает мозгу ребенка с РАС понять время?

Давайте отойдем от сложных терминов и посмотрим на эту проблему глазами ребенка. Его сознание — это мощный компьютер, но с другими настройками. Наша задача — не ломать его, а научиться на нем «работать».

1. «Мир — это я»: Трудности с Теорией Разума (Theory of Mind)

  • Что это значит? В основе лежит сложность понять, что у других людей — свои мысли, знания и планы, отличные от твоих.
  • Как это выглядит в жизни? Вы говорите: «Завтра мы пойдем в парк». Ребенок слышит это сейчас. Сам факт, что вы уже спланировали что-то в своей голове на завтра, для него неочевиден.
  • Наша задача: Стать его «проводником». Мы наглядно показываем существование планов. Календарь, визуальное расписание — это «материализованные» мысли взрослого.

2. «Мысленная полка перегружена»: Слабость исполнительных функций

  • Что это значит? Это «дирижер» мозга, отвечающий за планирование и удержание информации. У детей с РАС этот «дирижер» часто перегружен.
  • Как это выглядит в жизни? Чтобы понять цепочку «вчера→сегодня→завтра», мозг должен удерживать все три концепции одновременно. Для ребенка с РАС это требует огромных энергозатрат.
  • Наша задача: Стать внешним организатором. Мы выносим «мысленную полку» наружу. Вращающийся круг дней недели — это и есть та самая полка.

3. «Без эмоций и контекста»: Проблемы с эпизодической памятью

  • Что это значит? Эпизодическая память — это целостный «кинофильм» о событии: что, где, когда и, главное, какие чувства я испытывал. Именно эта система памяти часто нарушена при РАС.
  • Как это выглядит в жизни? Прошлое может быть набором разрозненных «фотографий» без связи между собой. Без этой памяти невозможна проекция в будущее. Чтобы захотеть «завтра в парк», нужно помнить радость от прошлого посещения.
  • Наша задача: Мы строим кинофильм вместе. Мы помогаем мозгу выстраивать связи между фактом, контекстом и эмоцией.

Теперь наши практические шаги — это точная стратегия, которая помогает мозгу обойти его природные ограничения.

Наша система в 4-5 лет – от визуала к автобиографии

1. Фундамент: «Живое» пособие и мультфильмы-загадки

Я перелопатила кучу материалов и нашла идеальную основу. Спасибо тому, кто это придумал!

  • Вращающийся круг дней недели, который накладывается на центральный с секторами «ВЧЕРА | СЕГОДНЯ | ЗАВТРА».
  • Как играли: «Вова, смотри, СЕГОДНЯ у нас ПОНЕДЕЛЬНИК. Рядом ВЧЕРА - ВОСКРЕСЕНЬЕ! Посмотри! А что будет ЗАВТРА?». Механическое понимание связи пришло быстро.

Нашим главным открытием стала серия мультфильмов для РКИ (русский язык как иностранный) про дни недели. В них были задачки: «Если вчера была среда, а завтра пятница, значит сегодня...?».

Эффект был потрясающим:

  1. С удовольствием играл по мультику.
  2. Просил загадки на улице — мозг был готов работать без визуальных ориентиров.
  3. Начал придумывать задачки сам — схема времени интериоризировалась, стала его внутренним инструментом.

2. Стены и крыша: Календарь, который мы ВЕДЕМ вместе

Наш плакат-календарь — это не картинка, а живой организм.

  • Ежедневный ритуал: Мы переклеиваем цифры (на липучках), чтобы «сегодня» было актуальным. Переклеиваем месяцы. Мы уже сменили на нем два года! Для Вовы это не абстракция — он видит, как растут цифры.
  • Проговариваем структуру: «Вчера было воскресенье, 5-е. Сегодня понедельник, 6-е. Завтра будет вторник, 7-е».
  • Подсвечиваем ВАЖНОЕ карточками (дни рождения, поездки, праздники, выступления). Это создает эмоциональный якорь.

3. Золотое время: речевые игры в пути

Наши дороги — это полигон для диалога в духе RDI.

  • Обмен опытом, а не допрос: Я начинаю первой: «Я сегодня на завтрак ела овсянку». Вова, по аналогии, парирует: «А я... кукурузные хлопья». Это часть беседы. Так мы легко переходим к: «А я вчера вечером читала...», «А я завтра хочу посмотреть...».
  • Эволюция планирования: от «завтра» к «новому году».
    Раньше горизонт планирования ограничивался «завтра».
    Сейчас мы оперируем неделями и месяцами.
    Мы заранее спланировали поход в кино на осенних каникулах.
    Обсудили, как Вова хочет провести свой день рождения.
    И вот новая вершина — начали планировать новогодние каникулы.
    Это доказывает, что временные понятия стали частью его мышления. Он
    простраивает свое будущее.
  • Метод «ошибки» – включаем мышление: Я специально путаю: «Так, сегодня пятница и мы идем на музыку. Нет? Ой! А какой день сегодня? И куда мы идем?». Это вызов, который заставляет его активировать память, проявить инициативу и убедиться в собственной компетентности.

4. Окна в прошлое: Как мы строим эпизодическую память через фотографии

Мы строим кинофильм его жизни вместе.

  • Мы не допрашиваем, а восхищаемся и вспоминаем вместе.
    Достаем альбом. Я начинаю с восторга:
    «Ух ты, какие красивые фотографии! Веселый праздник! Точно! Это твой день Рождения! Весело было! Точно, в игровом центре! А тут кто? Конечно, все пришли поздравить! Да, и песенка, и торт, и свечки, и подарки! Точно! Как ты здорово все помнишь!»
    Такой диалог — это совместное проживание. Я
    наполняю воспоминание общими эмоциями.
  • Планируем будущее, отталкиваясь от прошлого опыта. «Помнишь, в кино нам понравился мультфильм? Давай повторим – найдем и почитаем книгу». Так прошлое становится фундаментом для осмысленного будущего.

От дней недели к собственной истории

Наш прогресс – это трансформация. Когда Вова сам говорит: «Позавчера в кинотеатре мы смотрели фильм, у нас были слезы счастья», – в этой фразе есть и время, и событие, и эмоция. Он рассказывает свою историю.

Именно ради этих моментов я, Алла, мама 8-летнего Вовы с РАС, сертифицированный специалист, учусь, пробую и делюсь с вами. Я верю в системный подход, адаптированный под сердце вашего ребенка.

Если вы чувствуете, что это ваш путь – подписывайтесь. Вместе мы будем искать и находить ключи к миру наших особых детей.

С огромным уважением к вашему пути,
Алла.