Найти в Дзене

Когнитивные искажения руководителя: какие ловушки мозга мешают тебе принимать верные решения

Ты уверен, что твои решения объективны? Мозг так не думает. Он обманывает тебя десятками способов. Особенно когда ты устал или under pressure. Топ-5 опасных искажений для руководителя: Эффект якоря Первая цифра, которую ты услышал, становится точкой отсчета.
Пример: «Этот проект стоит 500к» → все переговоры будут вокруг этой суммы, даже если реальная стоимость 300к. Подтверждающая предвзятость Ты ищешь аргументы, подтверждающие твою точку зрения, и игнорируешь противоположные.
Пример: «Я же говорил, что он не справится» — ищешь доказательства провала, не замечая прогресс. Слепое пятно власти «Со мной такого не случится». Чем выше должность, тем сильнее иллюзия контроля.
Пример: «Наш проект не провалится — я же руковожу». Эффект ореола Общее впечатление переносится на частные оценки.
Пример: Сотрудник хорошо провел одну презентацию → ты доверяешь ему все важные задачи без проверки. Потерянного средства Продолжаешь вкладывать в провальный проект, потому что «уж столько вложили».
Пример
Оглавление

Ты уверен, что твои решения объективны? Мозг так не думает. Он обманывает тебя десятками способов. Особенно когда ты устал или under pressure.

Топ-5 опасных искажений для руководителя:

Эффект якоря

Первая цифра, которую ты услышал, становится точкой отсчета.
Пример: «Этот проект стоит 500к» → все переговоры будут вокруг этой суммы, даже если реальная стоимость 300к.

Подтверждающая предвзятость

Ты ищешь аргументы, подтверждающие твою точку зрения, и игнорируешь противоположные.
Пример: «Я же говорил, что он не справится» — ищешь доказательства провала, не замечая прогресс.

Слепое пятно власти

«Со мной такого не случится». Чем выше должность, тем сильнее иллюзия контроля.
Пример: «Наш проект не провалится — я же руковожу».

-2

Эффект ореола

Общее впечатление переносится на частные оценки.
Пример: Сотрудник хорошо провел одну презентацию → ты доверяешь ему все важные задачи без проверки.

Потерянного средства

Продолжаешь вкладывать в провальный проект, потому что «уж столько вложили».
Пример: Допиливаем неудачный продукт 2 года, хотя все данные говорят: пора остановиться.

Практические анти-инструменты:

Метод «Красной команды»

Назначь специальную группу, чья задача — найти слабые места в твоем решении. Искусственно создай оппозицию.

Чек-лист «Перед важным решением»

  • Какие факты подтверждают мое мнение?
  • Какие опровергают?
  • Что скажут об этом решении через год?
  • Если бы решение принимал мой конкурент, что бы он сделал?
-3

Правило 10/10/10

Как я отнесусь к этому решению:

  • Через 10 дней?
  • Через 10 месяцев?
  • Через 10 лет?

Фреймворк «Предсмертный анализ»

Представь: проект провалился. Какие 3 причины привели к провалу? Теперь профилактируй их.

Важно:

Осознание своих искажений — уже 50% успеха. Остальные 50% — системная работа с решениями.

🎁 Если вы дочитали статью до конца — значит, вам действительно
важно развивать свой бизнес и избегать ошибок в digital. Еще больше
откровенного и полезного контента без воды читайте в моем личном
Telegram-канале. Подписывайтесь прямо сейчас:

👉 TG: Чегодаев Павел - digital для руководителей