Друзья, недавно я вернулся из Узбекистана. Уже не первый год собирался посетить бывшую советскую республику – посмотреть достопримечательности, попробовать местную кухню, познакомиться с тамошним жизненным укладом, ну и, конечно же, пофотографировать местный колоритный автопром и прочую технику (это было одним из главных поводов съездить в те края).
Готовясь к поездке, я знал, что в Узбекистане до сих пор активно эксплуатируется советский автопром. Уже ради этого стоило съездить. Лично мне, как человеку, изучающему историю нашего автопрома с далекого советского детства и с тех времен ведущего его фотолетопись, это было крайне интересно. Конечно, лет 5 назад «нашего всего» там было побольше (могу об этом судить по Яндекс-панорамам), но и по сей день автомобили времен СССР встречаются довольно массово.
В целом поездка в Узбекистан произвела на меня очень хорошее впечатление (не только в плане нашего автопрома 😊), честно говоря, даже не ожидал. Я не прочь повторить вояж еще раз, так как за несколько дней не всё удалось посмотреть.
В конце статьи я дал небольшой фотообзор достопримечательностей Самарканда, Бухары и Ташкента.
Ну, а теперь перейдем к автопрому и прочей технике. Из советских грузовиков чаще всего мне попадались машины семейства ЗИЛ-130. Что интересно, в массе своей – это самосвалы ЗИЛ-ММЗ-4502, но, конечно, были и другие модификации. ЗИЛы зачастую «переобуты» в неродные колеса.
Из характерных особенностей – многие грузовые и легковые автомобили (как старые, так и современные), а также автобусы переведены на газ, в Узбекистане существует громадное количество газовых заправок. И еще одна особенность – ржавых авто я почти не встречал. Здесь нужно отдать должное климату – нет зим с обильными осадками, нет и разъедающих всё и вся реагентов.
Поливомоечная машина КО-002 на шасси ЗИЛ-431412 – последняя версия советской поливалки, которую выпускал Мценский завод «Коммаш» на шасси ЗИЛ.
Давно я не видел автокранов с решетчатой стрелой на шасси ЗИЛ-130, некогда самых массовых в СССР. И вот такая неожиданная встреча: КС-2561К-1 производства Балашихинского завода автомобильных кранов на конечной остановке трамвая в Самарканде. Кран, принадлежащий местному трамвайному хозяйству, оборудован укороченной стрелой. Здесь же кран и обслуживает трамваи по причине так и не запущенного до сих пор в работу трамвайного депо (об этом расскажу ниже).
Как вам сияющий новизной бензовоз на базе ЗИЛ-431412? Как только что с завода. Выпускал такие автоцистерны, обозначающиеся ТСВ-7У, Волгоградский завод нефтяного машиностроения. Надо сказать, это далеко не самый часто встречающийся бензовоз на 130-м ЗИЛе. Мне как-то по жизни больше попадались бензовозы Грабовского завода.
ЗИЛ-133ГЯ. Никак не думал, что увижу такую редкость в наши дни. Жаль, качество фото подкачало (снимал на ходу на большой скорости через стекло).
ЗИЛ-433362 родом из 90-х (еще со старой решеткой). Порадовало не только шасси раннего образца, но и редкая надстройка – автогидроподъемник АГП-22.04 производства Людиновского машиностроительного завода, являющегося структурным подразделением РЖД. Такую технику ЛМЗ выпускал в 90-е годы и даже тогда она встречалась редко.
Единственный «Бычок», который мне попался в Узбекистане. Сорри за качество фото – на ходу, через «полосатое» стекло…
А вот у 53-их ГАЗончиков в Узбекистане своя специфика – в массе своей они ассенизаторы.
Единственный встреченный мной не «медовоз» – вышка АП-17А Мелитопольского завода «Гидромаш».
Еще одна вышка АП-17А мне попалась на базе раннего ГАЗ-3307 образца начала 90-х годов: голубая кабина, решетка позади двери по правому борту, диски колес от ГАЗ-53 с тремя отверстиями и красная надстройка (именно в такой цвет красили мелитопольские вышки в то время).
Пикап на базе «Волги» – вообще лютая экзотика. В советское время пикапы на базе капитально отремонтированных ГАЗ-24 выпускал ряд авторемзаводов, один из известных мне – Чебоксарский. Узбекские пикапы – абсолютно не похожи на чебоксарские. Полагаю, что это местные изделия. Мне здесь попались версии и на базе ГАЗ-24, и на ГАЗ-31029, и на ГАЗ-3110.
Просто свежая ГАЗ-24-10 «Волга», таких в Узбекистане много.
ГАЗ-3102 «Волга» последних лет выпуска (обратите внимание на дверные ручки нового типа).
Поздняя ГАЗ-31105 «Волга» сияет новизной. У нас они в массе своей уже зияют дырами сквозной ржавчины, хороших почти не осталось.
«Газель» – наиболее массовая российская машина в Узбекистане. Здесь есть почти все «Газели» – и самые ранние версии образца 90-х годов, и «Бизнесы», и «Нексты». Вот только NN мне не попадались.
Вот, например, трубовоз на базе ГАЗ-3302 родом из 90-х с кабиной характерного для ранних «Газелей» темно-голубого цвета.
А это, казалось бы, обычный «Бизнес». Обычный, да не обычный… Обратите внимание, как высоко задрана надстройка и кабина. Полагаю, эта произошло за счет дополнительных рессор, благодаря чему грузоподъемность увеличилась может до 3 т, а может и до 5 т. Таких «Газелей» повышенной грузоподъемности пруд пруди.
Позабавила надпись на латинице – Gipsokarton. Замечу, что с обретением независимости, в начале 90-х, в Узбекистане стали внедрять латинский алфавит. Однако в обиходе до сих пор используется как прежний на кириллице, так и новый на латинице. Так, появились вывески типа Avtochehly, Radiatory, Aviakassy и т.п.
«Газель» со спальником местного производства.
«Газель» аварийной газовой службы с надписью на фургоне Gaz avariya.
«Газель Некст» с необычным кузовом, видимо, для перевозки катушек с кабелем.
«Газель Некст» в качестве маршрутки. Обратите внимание, здесь маршрутный указатель на кириллице.
В Узбекистане много КАМАЗов – и советских, и постсоветских. Отмечу, что с 2017 года на мощностях UzAuto Trailer работает созданное с КАМАЗом совместное предприятие. СП выполняет сборку шасси из машинокомплектов, установку газобаллонного оборудования, а также изготовление надстроек и полуприцепов.
Ну, а это сельскохозяйственный самосвал КАМАЗ-55102 советского образца.
КАМАЗ-55111, предположительно, родом из 90-х, тогда самосвалы стали окрашивать в красный цвет. В советское время самосвалы, традиционно, были оранжевыми.
Седельный тягач КАМАЗ-54115 с полуприцепом советского образца.
Классический арбузовоз, не исключаю, что это еще советский КАМАЗ-5320.
Типичный КАМАЗ-65115.
Даже пожарный КАМАЗ попался. Интересно, с российской надстройкой или с местной? Снимал, увы, очень издалека.
«Буханок» в Узбекистане тоже хватает. Но чаще встречаются УАЗы «головастики» (к сожалению, ни одного не снял).
И даже "вечнозеленое" 469-е семейство УАЗов все еще на службе. В данном случае – на милицейской.
Этот УАЗ «Патриот» мне попался на службе в Национальной гвардии Узбекистана…
… а УАЗ Пикап – в инкассаторской службе. Встречались и другие «Патриоты»/Пикапы, но все исключительно на службе.
Ранний Москвич-412ИЭ ижевского производства.
Рестайлинговый ижевский Москвич-412ИЭ-028.
Но больше всего из наших легковушек в Узбекистане сохранилось ВАЗовской классики, «Жигулей» – от «копеек» до «семерок».
Изрядно уставший ВАЗ-21011.
ВАЗ-2102 еще весьма неплох, правда бампера ему достались уже от «пятерки».
Довольно свежая «шестерка».
Более современные ВАЗовские модели тоже довольно распространены во всем своем разнообразии. Вот, например, универсал Лада Калина Кросс в идеальном состоянии (как минимум, внешне).
Просто Лада Xray.
Немножко разбавлю автомобильную тематику тракторами и прочей спецтехникой. Единственный раз в Узбекистане мне попался трактор Т-16М, выпускавшийся в советское время Харьковским заводом тракторных самоходных шасси. Я этих тракторов не встречал в природе уже лет 10. Жаль, что качество снимка только такое (снимал на ходу, на большой скорости, через стекло).
Трехколесных тракторов «Беларус» я никогда прежде не встречал живьем, а в Узбекистане их полно. Во времена СССР во всю работал Ташкентский тракторный завод, который выпускал трехколесные машины. Сейчас трехколесные тракторы Беларус-80Х производит Минский тракторный завод, они используются в хлопководстве. Попавшийся мне трактор как раз-таки тянул прицеп с хлопком.
Оцените древнейший башенный кран серии С-981. С начала 60-х годов их выпускал 55-й механический завод в Ленинграде. С 1967 года их производство освоил Никопольский завод строительных машин им. Ленина.
Даже чехословацкая Tatra 815 с надстройкой экскаватора-планировщика UDS 114 дожила до наших дней. Судя по сохранившемуся на кабине экскаваторщика логотипу ZTS этот экземпляр построен еще во времена СССР. В ту пору завод из города Тисовец, выпускавший UDS’ки, был в составе производственного объединения ZTS Detva. В 90-е годы он стал CSM Tisovec.
А это самаркандский полунизкопольный трамвай Vario LF, представляющий собой глубокую модернизацию старой доброй Tatra T3. История самаркандского трамвая крайне любопытна. В советский период трамвайное движение в этом городе просуществовало с 1947 по 1973 год. В 2016 году ВРИО президента Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступил с предложением возродить трамвайную сеть. Уже в 2017 году был открыт первый маршрут, а в 2018-м – второй. На сегодняшний день в Самарканде по-прежнему работает два маршрута. Недостроенное трамвайное депо полноценно не функционирует, трамваи ночуют и ремонтируются на конечной остановке, в трамвайном кольце.
А теперь вкратце постараюсь рассказать об узбекском автопроме. Мне непривычно было не увидеть в Узбекистане ни одного ПАЗика. Как же так? Где же наше всё? Но в Узбекистане есть своё всё, свои «пазики». Их выпускает завод SamAuto из Самарканда. Самаркандский автомобильный завод начал свою работу в 1999 году, первой продукцией были собираемые из машинокомплектов турецкие грузовики Otoyol, представлявшие собой стародавнюю модель Iveco. В дальнейшем на этом шасси изготовлялись автобусы UZotoyol (кстати, они даже поставлялись в Россию). С 2006 года автозавод переориентировался на сборку японских грузовиков Isuzu, а также автобусов на их шасси.
В ходе моего тура по Узбекистану мне попадалось великое множество «пазиков» маршруток местного производства на шасси Isuzu. Вот, например, SAZ HР 37 предыдущего поколения.
Или почти внешне не отличимый SAZ HС 40. В массе своей такие автобусы имеют батарею газовых баллонов на крыше.
Это самый современный 7-метровый SAZ HС 45.
8-метровая версия SAZ HD 50 из актуального модельного ряда.
Кстати говоря, узбекские автобусы до сих пор поставляются в Россию, в т.ч. по госконтрактам. Так, побывав этим летом в Костроме, я обнаружил на городских маршрутах множество 8-метровых автобусов SAZ LE60. В отличие от перечисленных выше моделей они имеют заднемоторную компоновку, автоматическую коробку передач, несущий кузов и низкий пол в передней части салона. Что интересно, на костромских SAZ’ах нет заводской эмблемы.
Как я уже отметил выше, SamAuto выпускает грузовики Isuzu...
… а также пикапы Isuzu и скорые помощи на их базе.
Ну, а главный герой на дорогах Узбекистана – микроавтобус Damas. Собственно, с этой модели и начинался узбекский автопром в 1996 году. За прошедшие почти 30 лет этот самый микроскопический микроавтобус в мире (его длина всего 3,5 м, а ширина – 1,4 м) выпускался в республике сначала под маркой Daewoo, затем – Chevrolet. Истоки этой модели восходят еще к Suzuki Every образца 1985 года. Производство узбекских Damas’ов было налажено на совместном предприятии АО «УзДЭУавто». После банкротства Daewoo предприятие трансформировалось в АО «ДжиЭм Узбекистан». С 2019 года поныне компания именуется UzAuto Motors.
Пережив пару рестайлингов Damas выпускается по сей день. Это самая массовая модель в производственной программе предприятия. Годовой выпуск составляет более 50.000 таких микроавтобусов и около 10.000 унифицированных с ними микрогрузовиков Labo.
Damas широко применяется как личный транспорт, используется для коммерческих перевозок и на государственной службе. Автомобиль оснащается 3-цилиндровым бензиновым двигателем объемом 0,8 л мощностью 38 л.с. В пассажирской версии (выпускаются также комби и цельнометаллические фургоны) машина имеет 7 мест, включая водительское.
Приехав в Узбекистан и увидев на дорогах множество Damas’ов, я в шутку подумал об их применении на маршрутных перевозках. Моя мысль оказалась материальна, приехав на жд вокзал в пригороде Бухары я обнаружил массу этих сверхмикроавтобусов с маршрутными табличками.
На местной автостанции были практически только Damas’ы.
Унифицированные с Damas’ами микрогрузовики Labo грузоподъемностью 550 кг по сей день имеют дорестайлинговый облик.
Транспортный поток легковых автомобилей процентов на 90 состоит из Chevrolet узбекского производства – это Lacetti, Cobalt, Nexia, Matiz, Spark. Современный модельный ряд представлен моделями Cobalt, Onix, Malibu. Также UzAuto Motors осуществляет сборку кроссоверов Tracker, Captiva, Equinox, Traverse, Tahoe.
А это узбекский легкобронированный автомобиль Qalqon (что означает – щит).
MAN местного производства. Выпускается на предприятии MAN Auto-Uzbekistan.
Я планировал еще показать китайское разнообразие в Узбекистане, но уже получается перебор по объему. Так что покажу лишь несколько фотографий наиболее интересных на мой взгляд экземпляров.
Как вам этот Hongyan древней модели? В России эта марка не получила широкого распространения, а такая модель официально вообще не поставлялась. Что интересно, во время своих поездок в Китай я ни разу не встречал такую дичь, хотя всяческой другой повидал немало.
Часто попадаются малотоннажные грузовички Changan.
Неведомый T-King.
JMC Conquer. У нас эту модель собирают в Калининграде на «Автоторе» под маркой Ambertruck.
Еще один экзот - Golden Prince китайской компании Sinotruk (сорри за качество фото). В Россию такие официально не поставлялись. Обратите внимание, кабина от древнего среднетоннажного MAN’а. Такие кабины (произведенные в Китае) ставили на рубеже 2000-2010-х годов на бескапотные ЗИЛы.
Таких Sinotruk Howo V5X в России тоже нет. Как минимум, они не представлены у официальных продавцов, да и на дорогах я их не встречал.
В период 2024-2025 годов Самарканд закупил 100 электробусов Yutong.
Газовую гармошку King Long в Ташкенте тянет дежурный тягач-автобус.
Городской газовый автобус Zhongtong в Бухаре.
У нас это «Соллерс», а в Узбекистане – JAC.
А теперь обещанный краткий фотообзор достопримечательностей Самарканда, Бухары и Ташкента
Преамбула. Узбекистан меня порадовал в широком смысле этого слова. Помимо того, что здесь сохранилось много исторической архитектуры – от средневековья до периода Российской Империи, здесь доброжелательное отношение к русским туристам. Здесь все поголовно говорят по-русски (русский язык является обязательным в школьной программе, а не на выбор, как один из иностранных языков). В общественных местах надписи дублируются на русском. Объявления на жд тоже дублируются на русском. А в сети продуктовых магазинов «Корзинка» даже чеки на двух языках – узбекском и русском. Что еще. Здесь вкусно. Здесь недорого. Здесь чисто. Между крупными городами ходят современные поезда типа Сапсана. Такси можно вызвать в приложении ЯндексGo. Здесь приличные гостиницы. Кстати, бурное развитие туристической инфраструктуры здесь началось в 2022 году, когда российским туристам стало гораздо сложнее путешествовать по европейским странам. Сейчас в стране очень много туристов, причем, не только из России, но и из Китая, а также из Европы. Для въезда не требуется виза. В ходе своего турне по Узбекистану я много общался с местными жителями, люди охотно рассказывают, как они живут сейчас, как жили во времена СССР. А еще повезло с погодой. И даже довелось пережить землетрясение: вот ведь, никогда не был в Узбекистане, приехал, и на тебе, хорошо, что не сильное, так, кровать слегка покачало, да люстру.
Не забывайте листать фотогалереи.
Самарканд
Бухара
Ташкент
Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!