Найти в Дзене

Узбекистан радушно встречает нашим автопромом и не только

Друзья, недавно я вернулся из Узбекистана. Уже не первый год собирался посетить бывшую советскую республику – посмотреть достопримечательности, попробовать местную кухню, познакомиться с тамошним жизненным укладом, ну и, конечно же, пофотографировать местный колоритный автопром и прочую технику (это было одним из главных поводов съездить в те края). Готовясь к поездке, я знал, что в Узбекистане до сих пор активно эксплуатируется советский автопром. Уже ради этого стоило съездить. Лично мне, как человеку, изучающему историю нашего автопрома с далекого советского детства и с тех времен ведущего его фотолетопись, это было крайне интересно. Конечно, лет 5 назад «нашего всего» там было побольше (могу об этом судить по Яндекс-панорамам), но и по сей день автомобили времен СССР встречаются довольно массово. В целом поездка в Узбекистан произвела на меня очень хорошее впечатление (не только в плане нашего автопрома 😊), честно говоря, даже не ожидал. Я не прочь повторить вояж еще раз, так ка

Друзья, недавно я вернулся из Узбекистана. Уже не первый год собирался посетить бывшую советскую республику – посмотреть достопримечательности, попробовать местную кухню, познакомиться с тамошним жизненным укладом, ну и, конечно же, пофотографировать местный колоритный автопром и прочую технику (это было одним из главных поводов съездить в те края).

Готовясь к поездке, я знал, что в Узбекистане до сих пор активно эксплуатируется советский автопром. Уже ради этого стоило съездить. Лично мне, как человеку, изучающему историю нашего автопрома с далекого советского детства и с тех времен ведущего его фотолетопись, это было крайне интересно. Конечно, лет 5 назад «нашего всего» там было побольше (могу об этом судить по Яндекс-панорамам), но и по сей день автомобили времен СССР встречаются довольно массово.

Оцените количество ЗИЛ-130 на квадратный метр площади ))
Оцените количество ЗИЛ-130 на квадратный метр площади ))

В целом поездка в Узбекистан произвела на меня очень хорошее впечатление (не только в плане нашего автопрома 😊), честно говоря, даже не ожидал. Я не прочь повторить вояж еще раз, так как за несколько дней не всё удалось посмотреть.

В конце статьи я дал небольшой фотообзор достопримечательностей Самарканда, Бухары и Ташкента.

Ну, а теперь перейдем к автопрому и прочей технике. Из советских грузовиков чаще всего мне попадались машины семейства ЗИЛ-130. Что интересно, в массе своей – это самосвалы ЗИЛ-ММЗ-4502, но, конечно, были и другие модификации. ЗИЛы зачастую «переобуты» в неродные колеса.

Из характерных особенностей – многие грузовые и легковые автомобили (как старые, так и современные), а также автобусы переведены на газ, в Узбекистане существует громадное количество газовых заправок. И еще одна особенность – ржавых авто я почти не встречал. Здесь нужно отдать должное климату – нет зим с обильными осадками, нет и разъедающих всё и вся реагентов.

Поливомоечная машина КО-002 на шасси ЗИЛ-431412 – последняя версия советской поливалки, которую выпускал Мценский завод «Коммаш» на шасси ЗИЛ.

-3

Давно я не видел автокранов с решетчатой стрелой на шасси ЗИЛ-130, некогда самых массовых в СССР. И вот такая неожиданная встреча: КС-2561К-1 производства Балашихинского завода автомобильных кранов на конечной остановке трамвая в Самарканде. Кран, принадлежащий местному трамвайному хозяйству, оборудован укороченной стрелой. Здесь же кран и обслуживает трамваи по причине так и не запущенного до сих пор в работу трамвайного депо (об этом расскажу ниже).

-4

Как вам сияющий новизной бензовоз на базе ЗИЛ-431412? Как только что с завода. Выпускал такие автоцистерны, обозначающиеся ТСВ-7У, Волгоградский завод нефтяного машиностроения. Надо сказать, это далеко не самый часто встречающийся бензовоз на 130-м ЗИЛе. Мне как-то по жизни больше попадались бензовозы Грабовского завода.

-5

ЗИЛ-133ГЯ. Никак не думал, что увижу такую редкость в наши дни. Жаль, качество фото подкачало (снимал на ходу на большой скорости через стекло).

-6

ЗИЛ-433362 родом из 90-х (еще со старой решеткой). Порадовало не только шасси раннего образца, но и редкая надстройка – автогидроподъемник АГП-22.04 производства Людиновского машиностроительного завода, являющегося структурным подразделением РЖД. Такую технику ЛМЗ выпускал в 90-е годы и даже тогда она встречалась редко.

-7

Единственный «Бычок», который мне попался в Узбекистане. Сорри за качество фото – на ходу, через «полосатое» стекло…

-8

А вот у 53-их ГАЗончиков в Узбекистане своя специфика – в массе своей они ассенизаторы.

Единственный встреченный мной не «медовоз» – вышка АП-17А Мелитопольского завода «Гидромаш».

-10

Еще одна вышка АП-17А мне попалась на базе раннего ГАЗ-3307 образца начала 90-х годов: голубая кабина, решетка позади двери по правому борту, диски колес от ГАЗ-53 с тремя отверстиями и красная надстройка (именно в такой цвет красили мелитопольские вышки в то время).

-11

Пикап на базе «Волги» – вообще лютая экзотика. В советское время пикапы на базе капитально отремонтированных ГАЗ-24 выпускал ряд авторемзаводов, один из известных мне – Чебоксарский. Узбекские пикапы – абсолютно не похожи на чебоксарские. Полагаю, что это местные изделия. Мне здесь попались версии и на базе ГАЗ-24, и на ГАЗ-31029, и на ГАЗ-3110.

Просто свежая ГАЗ-24-10 «Волга», таких в Узбекистане много.

-13

ГАЗ-3102 «Волга» последних лет выпуска (обратите внимание на дверные ручки нового типа).

-14

Поздняя ГАЗ-31105 «Волга» сияет новизной. У нас они в массе своей уже зияют дырами сквозной ржавчины, хороших почти не осталось.

-15

«Газель» – наиболее массовая российская машина в Узбекистане. Здесь есть почти все «Газели» – и самые ранние версии образца 90-х годов, и «Бизнесы», и «Нексты». Вот только NN мне не попадались.

Вот, например, трубовоз на базе ГАЗ-3302 родом из 90-х с кабиной характерного для ранних «Газелей» темно-голубого цвета.

-16

А это, казалось бы, обычный «Бизнес». Обычный, да не обычный… Обратите внимание, как высоко задрана надстройка и кабина. Полагаю, эта произошло за счет дополнительных рессор, благодаря чему грузоподъемность увеличилась может до 3 т, а может и до 5 т. Таких «Газелей» повышенной грузоподъемности пруд пруди.

-17

Позабавила надпись на латинице – Gipsokarton. Замечу, что с обретением независимости, в начале 90-х, в Узбекистане стали внедрять латинский алфавит. Однако в обиходе до сих пор используется как прежний на кириллице, так и новый на латинице. Так, появились вывески типа Avtochehly, Radiatory, Aviakassy и т.п.

«Газель» со спальником местного производства.

-18

«Газель» аварийной газовой службы с надписью на фургоне Gaz avariya.

-19

«Газель Некст» с необычным кузовом, видимо, для перевозки катушек с кабелем.

-20

«Газель Некст» в качестве маршрутки. Обратите внимание, здесь маршрутный указатель на кириллице.

-21

В Узбекистане много КАМАЗов – и советских, и постсоветских. Отмечу, что с 2017 года на мощностях UzAuto Trailer работает созданное с КАМАЗом совместное предприятие. СП выполняет сборку шасси из машинокомплектов, установку газобаллонного оборудования, а также изготовление надстроек и полуприцепов.

Ну, а это сельскохозяйственный самосвал КАМАЗ-55102 советского образца.

-22

КАМАЗ-55111, предположительно, родом из 90-х, тогда самосвалы стали окрашивать в красный цвет. В советское время самосвалы, традиционно, были оранжевыми.

-23

Седельный тягач КАМАЗ-54115 с полуприцепом советского образца.

-24

Классический арбузовоз, не исключаю, что это еще советский КАМАЗ-5320.

-25

Типичный КАМАЗ-65115.

-26

Даже пожарный КАМАЗ попался. Интересно, с российской надстройкой или с местной? Снимал, увы, очень издалека.

-27

«Буханок» в Узбекистане тоже хватает. Но чаще встречаются УАЗы «головастики» (к сожалению, ни одного не снял).

-28

И даже "вечнозеленое" 469-е семейство УАЗов все еще на службе. В данном случае – на милицейской.

-29

Этот УАЗ «Патриот» мне попался на службе в Национальной гвардии Узбекистана…

-30

… а УАЗ Пикап – в инкассаторской службе. Встречались и другие «Патриоты»/Пикапы, но все исключительно на службе.

-31

Ранний Москвич-412ИЭ ижевского производства.

-32

Рестайлинговый ижевский Москвич-412ИЭ-028.

-33

Но больше всего из наших легковушек в Узбекистане сохранилось ВАЗовской классики, «Жигулей» – от «копеек» до «семерок».

Изрядно уставший ВАЗ-21011.

-34

ВАЗ-2102 еще весьма неплох, правда бампера ему достались уже от «пятерки».

-35

Довольно свежая «шестерка».

-36

Более современные ВАЗовские модели тоже довольно распространены во всем своем разнообразии. Вот, например, универсал Лада Калина Кросс в идеальном состоянии (как минимум, внешне).

-37

Просто Лада Xray.

-38

Немножко разбавлю автомобильную тематику тракторами и прочей спецтехникой. Единственный раз в Узбекистане мне попался трактор Т-16М, выпускавшийся в советское время Харьковским заводом тракторных самоходных шасси. Я этих тракторов не встречал в природе уже лет 10. Жаль, что качество снимка только такое (снимал на ходу, на большой скорости, через стекло).

-39

Трехколесных тракторов «Беларус» я никогда прежде не встречал живьем, а в Узбекистане их полно. Во времена СССР во всю работал Ташкентский тракторный завод, который выпускал трехколесные машины. Сейчас трехколесные тракторы Беларус-80Х производит Минский тракторный завод, они используются в хлопководстве. Попавшийся мне трактор как раз-таки тянул прицеп с хлопком.

-40

Оцените древнейший башенный кран серии С-981. С начала 60-х годов их выпускал 55-й механический завод в Ленинграде. С 1967 года их производство освоил Никопольский завод строительных машин им. Ленина.

-41

Даже чехословацкая Tatra 815 с надстройкой экскаватора-планировщика UDS 114 дожила до наших дней. Судя по сохранившемуся на кабине экскаваторщика логотипу ZTS этот экземпляр построен еще во времена СССР. В ту пору завод из города Тисовец, выпускавший UDS’ки, был в составе производственного объединения ZTS Detva. В 90-е годы он стал CSM Tisovec.

-42

А это самаркандский полунизкопольный трамвай Vario LF, представляющий собой глубокую модернизацию старой доброй Tatra T3. История самаркандского трамвая крайне любопытна. В советский период трамвайное движение в этом городе просуществовало с 1947 по 1973 год. В 2016 году ВРИО президента Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступил с предложением возродить трамвайную сеть. Уже в 2017 году был открыт первый маршрут, а в 2018-м – второй. На сегодняшний день в Самарканде по-прежнему работает два маршрута. Недостроенное трамвайное депо полноценно не функционирует, трамваи ночуют и ремонтируются на конечной остановке, в трамвайном кольце.

А теперь вкратце постараюсь рассказать об узбекском автопроме. Мне непривычно было не увидеть в Узбекистане ни одного ПАЗика. Как же так? Где же наше всё? Но в Узбекистане есть своё всё, свои «пазики». Их выпускает завод SamAuto из Самарканда. Самаркандский автомобильный завод начал свою работу в 1999 году, первой продукцией были собираемые из машинокомплектов турецкие грузовики Otoyol, представлявшие собой стародавнюю модель Iveco. В дальнейшем на этом шасси изготовлялись автобусы UZotoyol (кстати, они даже поставлялись в Россию). С 2006 года автозавод переориентировался на сборку японских грузовиков Isuzu, а также автобусов на их шасси.

В ходе моего тура по Узбекистану мне попадалось великое множество «пазиков» маршруток местного производства на шасси Isuzu. Вот, например, SAZ HР 37 предыдущего поколения.

-44

Или почти внешне не отличимый SAZ HС 40. В массе своей такие автобусы имеют батарею газовых баллонов на крыше.

-45

Это самый современный 7-метровый SAZ HС 45.

-46

8-метровая версия SAZ HD 50 из актуального модельного ряда.

-47

Кстати говоря, узбекские автобусы до сих пор поставляются в Россию, в т.ч. по госконтрактам. Так, побывав этим летом в Костроме, я обнаружил на городских маршрутах множество 8-метровых автобусов SAZ LE60. В отличие от перечисленных выше моделей они имеют заднемоторную компоновку, автоматическую коробку передач, несущий кузов и низкий пол в передней части салона. Что интересно, на костромских SAZ’ах нет заводской эмблемы.

-48

Как я уже отметил выше, SamAuto выпускает грузовики Isuzu...

-49

… а также пикапы Isuzu и скорые помощи на их базе.

-50

Ну, а главный герой на дорогах Узбекистана – микроавтобус Damas. Собственно, с этой модели и начинался узбекский автопром в 1996 году. За прошедшие почти 30 лет этот самый микроскопический микроавтобус в мире (его длина всего 3,5 м, а ширина – 1,4 м) выпускался в республике сначала под маркой Daewoo, затем – Chevrolet. Истоки этой модели восходят еще к Suzuki Every образца 1985 года. Производство узбекских Damas’ов было налажено на совместном предприятии АО «УзДЭУавто». После банкротства Daewoo предприятие трансформировалось в АО «ДжиЭм Узбекистан». С 2019 года поныне компания именуется UzAuto Motors.

-51

Пережив пару рестайлингов Damas выпускается по сей день. Это самая массовая модель в производственной программе предприятия. Годовой выпуск составляет более 50.000 таких микроавтобусов и около 10.000 унифицированных с ними микрогрузовиков Labo.

-52

Damas широко применяется как личный транспорт, используется для коммерческих перевозок и на государственной службе. Автомобиль оснащается 3-цилиндровым бензиновым двигателем объемом 0,8 л мощностью 38 л.с. В пассажирской версии (выпускаются также комби и цельнометаллические фургоны) машина имеет 7 мест, включая водительское.

-53

Приехав в Узбекистан и увидев на дорогах множество Damas’ов, я в шутку подумал об их применении на маршрутных перевозках. Моя мысль оказалась материальна, приехав на жд вокзал в пригороде Бухары я обнаружил массу этих сверхмикроавтобусов с маршрутными табличками.

-54

На местной автостанции были практически только Damas’ы.

-55

Унифицированные с Damas’ами микрогрузовики Labo грузоподъемностью 550 кг по сей день имеют дорестайлинговый облик.

-56

Транспортный поток легковых автомобилей процентов на 90 состоит из Chevrolet узбекского производства – это Lacetti, Cobalt, Nexia, Matiz, Spark. Современный модельный ряд представлен моделями Cobalt, Onix, Malibu. Также UzAuto Motors осуществляет сборку кроссоверов Tracker, Captiva, Equinox, Traverse, Tahoe.

-57
-58

А это узбекский легкобронированный автомобиль Qalqon (что означает – щит).

-59

MAN местного производства. Выпускается на предприятии MAN Auto-Uzbekistan.

-60

Я планировал еще показать китайское разнообразие в Узбекистане, но уже получается перебор по объему. Так что покажу лишь несколько фотографий наиболее интересных на мой взгляд экземпляров.

Как вам этот Hongyan древней модели? В России эта марка не получила широкого распространения, а такая модель официально вообще не поставлялась. Что интересно, во время своих поездок в Китай я ни разу не встречал такую дичь, хотя всяческой другой повидал немало.

-61

Часто попадаются малотоннажные грузовички Changan.

-62

Неведомый T-King.

-63

JMC Conquer. У нас эту модель собирают в Калининграде на «Автоторе» под маркой Ambertruck.

-64

Еще один экзот - Golden Prince китайской компании Sinotruk (сорри за качество фото). В Россию такие официально не поставлялись. Обратите внимание, кабина от древнего среднетоннажного MAN’а. Такие кабины (произведенные в Китае) ставили на рубеже 2000-2010-х годов на бескапотные ЗИЛы.

-65

Таких Sinotruk Howo V5X в России тоже нет. Как минимум, они не представлены у официальных продавцов, да и на дорогах я их не встречал.

-66

В период 2024-2025 годов Самарканд закупил 100 электробусов Yutong.

-67

Газовую гармошку King Long в Ташкенте тянет дежурный тягач-автобус.

-68

Городской газовый автобус Zhongtong в Бухаре.

-69

У нас это «Соллерс», а в Узбекистане – JAC.

-70

А теперь обещанный краткий фотообзор достопримечательностей Самарканда, Бухары и Ташкента

Преамбула. Узбекистан меня порадовал в широком смысле этого слова. Помимо того, что здесь сохранилось много исторической архитектуры – от средневековья до периода Российской Империи, здесь доброжелательное отношение к русским туристам. Здесь все поголовно говорят по-русски (русский язык является обязательным в школьной программе, а не на выбор, как один из иностранных языков). В общественных местах надписи дублируются на русском. Объявления на жд тоже дублируются на русском. А в сети продуктовых магазинов «Корзинка» даже чеки на двух языках – узбекском и русском. Что еще. Здесь вкусно. Здесь недорого. Здесь чисто. Между крупными городами ходят современные поезда типа Сапсана. Такси можно вызвать в приложении ЯндексGo. Здесь приличные гостиницы. Кстати, бурное развитие туристической инфраструктуры здесь началось в 2022 году, когда российским туристам стало гораздо сложнее путешествовать по европейским странам. Сейчас в стране очень много туристов, причем, не только из России, но и из Китая, а также из Европы. Для въезда не требуется виза. В ходе своего турне по Узбекистану я много общался с местными жителями, люди охотно рассказывают, как они живут сейчас, как жили во времена СССР. А еще повезло с погодой. И даже довелось пережить землетрясение: вот ведь, никогда не был в Узбекистане, приехал, и на тебе, хорошо, что не сильное, так, кровать слегка покачало, да люстру.

Не забывайте листать фотогалереи.

Самарканд

Бухара

Ташкент

Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!