Так, ну заинтересовавшись режиссером, пошла с неводом снова к синему морю. И какая-то вышла у меня сказка наоборот. Первые два улова были очень мне по сердцу, а тут буквально пришел невод с одной тиной.
Данный спектакль поставлен по канве пьесы Ибсена, сложно сказать кто автор итога: где пишут, что сам Шерешевский переписывал классику на основе актерских импровизаций, учитывающих современные реалии, а на официальном сайте МТЮЗа написано автор С. Саксеев.
Возможно, там был целый хор авторов - в любом случае ощущение такое, что этих самых авторов покусал какой-нибудь сценарист сериалов с канала «Россия».
Действие перенесено в наши дни, место действия - загородный дом семьи Хелимских. Как всегда у Шерешевского экраны, дублирующие происходящие разнообразием крупных планов и деталей, с этим все в порядке, "кино в театре" у него достигает целей всегда.
Илья ( Илья Смирнов) банковский служащий, свеженазначенный директором одного из отделений «Бета-банка» («Бета-банк», обалдеть, чтоб реалии казались реальнее). Полина (Полина Одинцова) – его жена, вроде как домохозяйка, но позже выясняется, что еще и удаленный репетитор по ОГЭ и ЕГЭ. У пары есть двое детей, на момент развития сюжета дети отправлены в языковой лагерь. Очень много с самого начала ахов и охов: дети уже большие, надо же, как быстро пролетело время, наконец мы сможем остаться одни. Потом выясняется, что детям вроде как 7 и 9.
У данной семейной пары на участке и в доме постоянно отирается сосед – Константин Ранк (Константин Ельчанинов) - холостой и приятный врач, вроде даже как зав.отделением. Этот врач изготавливает настойки на разном сырье и угощает любимых соседей. Пришел угостить и тут – дети уехали, чего б не отпраздновать. Однако первый же разговор за стопочкой между мужчинами был о том, что Илья не любит свою жену и не знает, как дальше жить, а Константин, несмотря на все свои медицинские регалии и достижения решил эмигрировать в Израиль и начать новую жизнь хоть кассиром или уборщиком. В общем обоим все надоело, перемен требуют их сердца.
Но тут появляется Полина, выгоняет Костю из дома, мол мы будем уединяться с мужем, праздновать. Разговоры о том, о сем - и вдруг телефонный звонок Полине от подруги Илоны (Илона Борисова), здрасти, мол, вот я и приехала, помогите найти нужный дом. Илья несколько ошарашен, вроде ж медовый месяц, хорошего собутыльника выгнали, а Илона тут? Но Полина совершенно спокойно: да, вот, забыла, что пригласила ее к нам погостить. Илья тоже знаком с Илоной, они учились вместе, но в целом семья Хелимских не видела эту даму 10 (!) лет, оба очень расплывчато представляли, что с ней происходит - и вдруг она приглашена в предновогодние дни Полиной безо всякого согласования с мужем. За бокальчиком вина Илона рассказывает дайджест пропущенных десяти лет: про богатого мужа, который оставил ее ни с чем, про потерю работы, про то, как растила братьев. А в целом приехала не на денек, хочет обосноваться в Москве, Полина спроси у Ильи может ли он меня пристроить в банк.
От планируемого «меда» не осталось и следа, ибо в дверь постучался еще один гость - Алексей Кроков ( Алексей Алексеев), тоже сотрудник «Бета-банка». Выглядел он так, что один этот его вид должен был автоматически запустить тревожную музыку, а ждать зрителю под эту музыку приходилось какого-то криминального поворота. Алексей пришел к Илье с бутылкой, тот ее решительно отверг, Алексей начал издалека, мол, слышал, что новоиспеченный начальник его уволит. Илья фактически прогоняет Алексея.
Алексей начинает шантажировать Полину, повод для шантажа какой-то странный - в прошлом у Ильи была обнаружена страшная болезнь и он не хотел лечиться, но Полина взяла какой-то сомнительный кредит и-таки сумела уговорить мужа на лечение в Европе, сказав, что деньги взяла у отца, а к кредиту каким-то боком причастен Алексей. Полина открывается Илоне, спрашивает совета. Илона предлагает какую-то эзотерическую практику на снятие стресса (тут по задумке должно быть смешно, что-то наподобие дыхания маткой). Но Полина не успокаивается, её загоны растут в геометрической прогрессии.
Я почему все это рассказываю? Потому что понять не могла, как реагировать на происходящее на сцене – это прикол или они там все всерьез?
Такие сюжеты обычно имеют место быть как раз во второсортных сериалах. Несуразные факты, нелогичное поведение, юмор, за которым слышится не герой, а автор этих юмористических строк, непроработанные образы - зачем это в театре?
Зрителей, которым спектакль понравился, утверждают: «Медовый месяц в кукольном доме» - это про ужас оказаться нелюбимым, это про жизнь с угасшими чувствами, про чувство долга и собственное счастье, которого хочется.
Ужас оказаться нелюбимым – действительно ужас, но он как будто для настоящей драмы должен быть внезапно обнажившимся, постепенно осознаваемым.
Тут же основные ружья выстрелили сразу: один признается, что не любит, другая проявила себя, мягко скажем, очень странной особой. А дальше эти ружья просто висят более трех часов действа, зрителю приходится наблюдать это зависание и лишь удивляться: зачем так долго, все же понятно. Это же не могло оставаться незамеченным много лет, пока детей не отправили в языковой лагерь!
Ну да, в конце муж и жене сказал, что не любит, но на протяжении спектакля Полина вела себя так экзотически по-разному, что скорее сочувствуешь именно Илье.
Основные актеры при этом играли хорошо (Полина. Илья, Константин - тоже ж фишка, назвать героев именами актеров), но мне было жалко их усилий.
Есть еще предположения, что такие нелепые приемы, как в дешевых сериалах – это стилизация, это круто! Но даже стилизация должна же что-то обнажить, задеть струны души, показать какую-то логику?
Где там Ибсен – мне было сложно сказать, позже прочитала краткое содержание пьесы, нашла: помимо самих героев и ряда параллелей то, что в первоисточнике женщина тоже заняла сумму денег на лечение мужа и с его точки зрения совершила смертный грех. Но муж в спектакле даже не знал о займе и очень подозрительно, что он уже в начале семейной жизни не хотел лечиться, а предпочитал протянуть ножки.
У Ибсена вроде как поднимался вопрос женщины без голоса, без выбора – игрушки в руках отца, мужа. Полина вообще из другой оперы. Она - гремучая смесь доминирующей и унижающейся женщины, как будто все время играет в эмоциональные игры.
Костюм белочки, в который она переодевается на новогоднюю вечеринку, наверное, единственное по-настоящему удачное попадание в образ суетливого и странного характера.
Ближе к финалу, наконец, я почувствовала и самого Шерешевского с его странным юмором. Словно бы надоела эта тягомотина – и он устроил небольшой балаган: кукольный дом на сцене поворачивается к лесу передом, к зрителю – сценой для стендапа. Герои в своих монологах как бы шутят о своих жизнях, это достаточно беспросветный юмор, но хотя бы что-то!
Понравилось, что Шерешевский использовал картины Эндрю Уайетта - "Мир Кристины" и "Брак", одна в интерьере дома (но я не верю, что такая Полина искренне интересовалась такой картиной, вот песнями Mordvinova, звучащими в спектакле - да, это ее), другая - в финале, точнейшим образом передающая суть всего, что нам больше трех часов преподносили так затянуто.
А, еще практически все время спектакль сопровождался ненавязчивым, но весьма зловещим электронным гулом, этот гул как будто что-то обещал – будет страшно, будет драматично, будет интересно, но нет, это был просто признак саспенса без саспенса.