Найти в Дзене
Artemisia Studio

Монумент «Рабочий и колхозница»: символ эпохи.

Монумент «Рабочий и колхозница» - один из самых узнаваемых символов советской эпохи, признанный эталон социалистического реализма. Эта скульптурная группа воплотила дух времени, став художественным манифестом индустриализации и коллективизации. Идея монумента возникла в преддверии Всемирной выставки в Париже 1937 года, где СССР стремился продемонстрировать достижения первого социалистического государства. Каждой выставке задавалась своя тема, которой должны соответствовать павильоны участвующих стран. Парижская выставка 1937 года прошла под девизом: «Искусство и техника современной жизни». Концепцию и композиционный замысел разработал архитектор Борис Иофан, а пластическое воплощение осуществила скульптор Вера Мухина. «В возникшем у меня замысле Советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный и мощный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма, когд

Монумент «Рабочий и колхозница» - один из самых узнаваемых символов советской эпохи, признанный эталон социалистического реализма. Эта скульптурная группа воплотила дух времени, став художественным манифестом индустриализации и коллективизации.

Идея монумента возникла в преддверии Всемирной выставки в Париже 1937 года, где СССР стремился продемонстрировать достижения первого социалистического государства. Каждой выставке задавалась своя тема, которой должны соответствовать павильоны участвующих стран. Парижская выставка 1937 года прошла под девизом: «Искусство и техника современной жизни». Концепцию и композиционный замысел разработал архитектор Борис Иофан, а пластическое воплощение осуществила скульптор Вера Мухина. «В возникшем у меня замысле Советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный и мощный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма, когда труд есть дело чести, дело доблести и геройства», — писал архитектор.

Интересный факт, что павильон СССР должен был визуально «стать ответом» стоящему напротив немецкому, разработанному любимым архитектором Адольфа Гитлера, Альбертом Шпеером. Ключевым фактором в противостоянии двух стран, которое было явным в преддверии Второй Мировой войны, стала высота павильона. Немецкий павильон, символизирующий римскую цифру III – символ Третьего рейха, в последний момент сделали выше ранее запланированной высоты. Так он в итоге получился выше советского павильона.

Композиция представляет собой две фигуры - рабочего и колхозницу, устремлённые вперёд и поднимающие над головами серп и молот - символы труда и эмблема СССР. При разработке эскизов скульптуры Борис Иофан и Вера Мухина вдохновлялись статуей Ники Самофракийской, устремленной вперед. Однако горизонтально направленное движение было дополнено стремлением ввысь и получилась гармоничная диагональ за счет рук, держащих серп и молот.

Вид на Эйфелеву башню, павильон СССР и павильон Германии со стороны дворца Шайо
Вид на Эйфелеву башню, павильон СССР и павильон Германии со стороны дворца Шайо
-2
Ника Самофракийская. Конкурсный проект Веры Мухиной.
Ника Самофракийская. Конкурсный проект Веры Мухиной.

Для монумента в качестве материала выбрали нержавеющуюхромоникелевую сталь, которая придавала монументу яркое сияние. Для соединения деталей применили инновационную контактную точечную сварку, ранее использовавшуюся в авиастроении.

После триумфального показа в Париже скульптуру перевезли в Москву и установили у входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (теперь ВДНХ). Первоначально монумент разместили на невысоком постаменте, что нарушило задуманную динамику композиции.Такое решение огорчало и архитектора, и скульптора. До последних своих дней они добивались переноса произведения на более достойное место.

В 2003–2009 годах проведена масштабная реставрация. Скульптуру установили на новый павильон, повторяющий оригинальный проект Иофана. В цокольной части открыт Музей Веры Мухиной. Также скульптура стала эмблемой киностудии «Мосфильм» (использовалась в заставках фильмов), благодаря чему стала еще более узнаваемой в том числе за рубежом.

Сегодня монумент остаётся важным элементом архитектурного облика Москвы и объектом культурного наследия. Он продолжает привлекать тысячи посетителей, оставаясь живым свидетельством своей эпохи и выдающимся образцом монументального искусства XX века.

Подпишитесь, чтобы не пропустить выход новых статей!

А нам будем приятно)

Мы в Telegram | Мы ВКонтакте | Наш сайт