Лилла Аскеза ©
Не знаете, что такое постмодерн?
Каковы цели и задачи постмодерна?
Тогда мы идём к вам!
"Невидимые города" Итало Кальвино — одна из основополагающих книг постмодернистской литературы.
Роман «Незримые города» увидел свет в 1972 году, и его, вероятно, можно назвать первым гипертекстом в истории итальянской литературы.
В знаменитом романе монгольский правитель Кублай-хан расспрашивает венецианского купца Марко Поло про земли, где тому довелось побывать, и в его ответах возникает целая череда воображаемых, сюрреалистичных городов, непохожих ни на что
Путешествие по разным городам, посещённым — или якобы посещённым — Марко Поло по поручению Кубла-Хана, под пером Итало Кальвино превращается в странствие по воображаемому миру, где города названы женскими именами героинь древних мифов и легенд.
«Незримые города» — это немой диалог, причём собеседники не уверены ни в реальности предмета обсуждения, ни в реальности друг друга. Описания городов как бы возникают сами собой — В душе хана? Или на страницах книги? И властитель управляет своей империей снов, доверяясь этим описаниям. Сама структура, система книги призывает нас отбросить всякую систему
В конце «Невидимых городов» читатель задаётся вопросом, путешествовал ли Марко Поло вообще.
А затем приходит к выводу, имеет ли вообще значение, путешествовал он где-либо или нет.
Как пишет сам Кальвино:
«Для живущих ныне ад — не будущность, ежели он существует, это то, что мы имеем здесь и теперь, то, где мы живём изо дня в день, то, что все вместе образуем. Есть два способа от этого не страдать. Первый легко удаётся многим: смириться с адом, приобщиться к нему настолько, чтоб его не замечать. Второй, рискованный и требующий постоянного внимания и осмысления: безошибочно распознавать в аду тех и то, что не имеет к аду отношения, и делать всё, чтобы не-ада в аду было больше и продлился он подольше»
Кальвино не без умысла назвал героя именно так.
"Кубла Хан" – это еще и название поэмы Кольриджа «Кубла-хан (мифический дворец) или Видение во сне», в которой он записал свои опиумные видения. В свою очередь, Кольридж взял этот образ из более древнего сочинения персидской литературы. «Краткое изложение историй» Рашид-ад-дина, относящееся к XIV веку. На одной из страниц можно прочесть: «К востоку от Ксанаду Кубла Хан воздвиг дворец по плану, который был им увиден во сне и сохранен в памяти». Монгольский император в XIII веке видит во сне дворец и затем строит его согласно своему видению; в XVIII веке английский поэт, который не мог знать, что это сооружение порождено сном, видит в опиумном забытьи привидевшиеся строки поэмы об этом дворце, из которых он запомнил всего девять.
Хорхе Луис Борхес в своём исследовании влияния сна на «Сон Колриджа» так характеризует это произведение: «…спасённое от забвения было изумительнейшим образцом музыки английского языка и что человек, способный проанализировать эти стихи, мог бы разъять радугу. Все переводы и переложения поэмы, основное достоинство которой музыка, — пустое занятие, а порой оно может принести вред».
И делает вывод: «Возможно, что еще неизвестный людям архетип, некий вечный объект, постепенно входит в мир; первым его проявлением был дворец, вторым — поэма. Если бы кто-то попытался их сравнить, он, возможно, увидел бы, что по сути они тождественны».
В этой череде, казалось бы, случайных совпадений кроется основная идея постмодерна.
Которую изящно подхватывает Виктор Пелевин в рассказе «Иван Кублаханов».
В начале рассказа читатель не понимает, от лица кого ведётся повествование. Герой пребывает в каком-то непонятном странном пространстве. И только спустя некоторое время становится ясно, что героем является человеческий эмбрион, описываются его физические и эмоциональные преобразования.
Истинная реальность является для героя рассказа исходной, там он не имеет имени и характеристик. В реальности человеческой персонаж принимает обличие Ивана Кублаханова. Другие люди появляются только в человеческой реальности, и в реальности истинной персонаж одинок. Человеческая реальность трактуется как мучительный сон, от которого необходимо проснуться. После пробуждения ото сна (физической смерти), оказавшись в истинной реальности, герой забывает, что когда-то был Иваном Кублахановым.
Пелевин гениально изложил суть Постмодерна в более понятном современном ритме развенчания новояза в «Непобедимом Солнце»:
«Так, греки думали, что звезды – это золотые гвозди в хрустальных сферах, которые крутятся где-то наверху. Но забивать эти гвозди человек не мог – он умел только вычислять их местонахождение в небе. С развитием науки людям показалось, что они поумнели, рассчитывая не расстояния между гвоздями, а размер и возраст Вселенной. Но за этим упускается то обстоятельство, что Вселенная – это просто небесное кино, проверить достоверность которого никогда не будет иной возможности. Кроме как глядя на те же верхние огоньки.
На потолке висит плазменная панель и что-то такое показывает. Астрономы смотрят свой сериал – и визжат как дети в кинозале. Но ведь даже Голливуд умеет сочинять запутанные сюжеты, так почему это искусство не может быть доступно архитекторам симуляции? Космические расстояния настолько невообразимы, что человек не сможет превратить эту небесную историю в свой непосредственный опыт. Даже если человек окажется на Марсе, это будет мало отличаться от просмотра смутных теней на стене платоновской пещеры».
И продолжает:
«— В космос можно полететь, сказала я, — Илон Маск…
— Даже если ему разрешат высадку на Марс, — перебил Тим, — это будет мало отличаться от обкуренной съёмки в небольшой студии, куда пустят только после полугодовой отсидки в холодной тёмное. Причем, за пропуск на троих придётся заплатить триллион долларов. А симуляция будет работать на том же движке, что и здесь… человеческую космогонию можно обналичить только так. Поэтому нет ничего смешнее спора, правда ли американцы высадились на Луне. Откуда же им знать-то?»
Ответ западной цивилизации на приближающийся "общепещерный" кризис выразился в Постмодерне. В котором основная идея – отрицание реализма. Главное – как думать об окружающем мире, а не воспринимать его, каков он есть. Ресурсы СМИ работают для создания виртуальной картинки в умах людей. При этом становится достаточным не повышение уровня жизни, а создание ситуации, когда у соседей этот уровень сильно понижается. Инструментами являются войны и разрушение чужих экономик, чтобы на фоне страданий других стран внушить мысль, что, даже с уменьшением собственного уровня жизни, это рай по сравнению с другими регионами.
В эволюции постмодернизма даже это становится не важным. Достаточно своему плебсу внушить картинку худшей жизни за пределами их фрагментарного существования.
Пещера превращается в отдельные закутки, куда нет доступа посторонним. Исключительно тем, кто принимает правила игры. А по жизни в других нишах обитателям каждого затемненного гротика пещеры можно судить лишь по собственным доступным СМИ, где правит бал постмодерн с виртуальной картинкой.
.........................................................................................................
Пока что это описание постмодерна, но не его цели и задачи. Разумеется, как «у каждого происшествия есть имя и фамилия», так и у каждого рукотворного явления или череды событий имеются далеко идущие задуманные планы и перспективы:
«Ведь, если звезды зажигают —
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?»
В современном прочтении суть постмодерна более глубока и драматична.
Если действовать в логике навязываемых событий, неизбежно возникает перспектива оказаться внутри этих событий. Если действовать в их парадигме, так или иначе это приведёт в ту реальность, которую продвигает автор запланированного будущего.
Думаете, это совершенно безобидно и никак не затронет вашу жизнь? Вы наивны и заблуждаетесь…
Несколько примеров возникшей реальности, оказываеющей воздействие на всё человечество. Которая возникла из запланированных вымышленных предпосылок:
навязанные выдуманные события и явления
Джон Маккейн: «Россия бензоколонка, которая притворяется страной», МВФ и журнал World Economics: «Российская экономика вместе с белорусской – это 3.6%», что было подхвачено ботами и сократилось до известных «Россия 2%», Барак Обама: «Экономика России порвана в клочья!», Байден: «Россия изолирована от мира», Трамп: «Российская экономика может внезапно рухнуть… Их экономика катится к чертям». Им вторят более мелкие западные лидеры.
полученный результат в логике выдуманных событий и явлений
Санкции, призванные окончательно похоронить Россию. Против которых не протестует население западных стран, заверенное своими лидерами, что это не будет стоить им ни одного лишнего цента. Ну, может быть, чуть-чуть. И ещё капельку. И самое последнее усилие…
К тому времени, когда западный обыватель начнёт задаваться вопросом, а так ли это, повестка постмодерна сменяется на другую:
"Россия после Украины обязательно двинет дальше свои войска, вторгнувшись в другие страны". И санкции с поставками оружия на Украину вновь горячо одобряются населением, живущим в другой реальности под влиянием своих СМИ и утверждениям своих лидеров.
навязанные выдуманные события и явления
"Вторая мировая война не началась бы, если бы не альянс Сталина с Гитлером, который позволил последнему напасть на Польшу" - 2010 год, польские СМИ.
«СССР на основании Пакта и договора о дружбе и границе между Германией и Советским Союзом оккупировал и аннексировал Эстонию, Латвию и Литву» - лидеры стран Прибалтики.
19 сентября 2019 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой советско-германский договор о ненападении был назван причиной Второй мировой войны.
полученный результат в логике выдуманных событий и явлений (в процессе)
На основании этих заявлений и принятых постановлений и резолюций прилагаются усилия лишить Россию права вето в Совете Безопасности ООН и исключить её оттуда.
Ну, и классика, наконец
"Мультики Путина" - не что иное, как возмущение западных лидеров попыткой лидера России, как они искренне полагают, перехватить их повестку постмодерна о несокрушимом военном, экономическом и научном превосходстве Запада над варварской отсталой Россией.
Последний президент США настолько проникся постмодерном, что и сам уже давно верит в свою виртуальную картину мира. Отчего каждый раз принимает решения, повергающие в удивление и недоумение не только представителей других стран, но и собственное окружение.
Выражается надежда, что теперь вам будет легче распознать постмодерн.
………………………………………………………………………………………
Основные черты постмодерна в литературе
— интертекстуальность
— пастиш
— метапроза
— фабуляция
— пойоменон
— временное искажение
— магический реализм
— технокультура и гиперреальность
— паранойя
— максимализ-минимализм
Evangelina©
В приложении расшифровка терминов с примерами употребления
в произведениях известных авторов постмодерна
- Интертекстуальность
- Произведение индивида не является изолированным произведением. Имеется неизбежная включенность любого из них в контекст мировой литературы. Что отчётливо прослеживается идеей Кубла Хана. Другой известный пример «Пьер Менар, автор Дон Кихота» Борхеса, где главный герой переписывает «Дон Кихота» Сервантеса, сюжет которого восходит к традициям средневековых романов.
- Пастиш
- Склеивание элементов разных произведений и литературных жанров. Отражение хаотического, плюралистического или переполненного информацией постмодернистского общества. Умберто Эко обращается к детективу, сказкам и научной фантастике одновременно. Р. Кувер создаёт недостоверный образ Ричарда Никсона, который взаимодействует с вымышленными персонажами. Б.С. Джонсон и вовсе предлагает роман «The Unfortunates» в виде раздельных страниц без переплёта, предлагая читателю самому расположить их в каком угодно порядке.
- Метапроза
- Текст о тексте. Деконструктивисткий подход, делающий искусственность искусства и вымышленность вымысла очевидным. В рассказе Итало Калвино «Если однажды зимней ночью путник» повествуется о читателе, который пытается читать роман с таким же названием, описывая не сюжет, а собственный эмоции и переживания по поводу прочтения и осмысливания сюжета.
- Фабуляция
- Смесь вымышленного с реальным. Намеренный отказ от жизнеподобия, чистый вымысел с элементами мифа, магии и фантастики. Салман Рушди «Гарун и Море историй»
- Пойоменон (создание)
- Особый тип метапрозы, в котором речь идёт не о произведении, а о процессе создания произведения. Следуя автору этого термина Алистеру Фаулеру, «пойоменон даёт возможность изучать границы вымысла и реальности — пределы повествовательной правды». Владимир Набоков в «Бледном огне» даёт рассказчику убеждение, что он делает анализ поэмы Дж. Шейда «Бледный огонь», но на самом деле главный герой описывает историю отношений Шейда и Кинбота.
- Временное искажение
- Фрагментация и нелинейное повествование. Самый известный роман с таким приёмом – «отключившийся от времени» Билли Пилигрим из «Бойни №5» Курта Воннегута. В рассказе «Няня» Роберта Кувера автором показывается несколько вариантов события, происходящих одновременно, — в одной версии няню убивают, в другой с ней ничего не случается и т. д. Таким образом, ни одна из версий рассказа не является единственно правильной
- Магический реализм
- смешение и сопоставление реалистического и фантастического или причудливого, искусные временные сдвиги, запутанные, подобные лабиринтам, повествования и сюжеты, многообразное использование снов, мифов и сказок, экспрессионистичная и даже сюрреалистичная описательность, скрытая эрудиция, обращение к неожиданному, внезапно шокирующему, страшному и необъяснимому. Темы и предметы часто воображаемые, несколько нелепые и фантастические, напоминающие о снах. «Всемирная история бесславья» Хорхе Луиса Борхеса, «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса. Огромный привет тем, кто надеется отыскать в этих романах несуществующий потаённый смыл, якобы недоступный большинству не проникшихся)).
- Технокультура и гиперреальность
- Постсовременность (postmodernity) является переходом к гиперреальности, в которой симуляция заменит реальность. Это «культурная логика позднего капитализма» по Фр. Джеймисону. В постсовременности человек перегружен информацией, технологии становятся центральной частью жизни многих людей, а наше понимание реальности опосредовано средствами её симуляции (ТВ, компьютер, мобильная связь, Интернет и т. д.)
- Паранойя
- Вера в то, что за мировым хаосом скрывается определённая система порядка. «Уловка 22», «Завтрак для чемпиона» Курта Воннегута, «Бойцовский Клуб» Чака Паланика, «Чапаев и Пустота» Виктора Пелевина.
Наличествуют ли представители постмодерна в окружающей среде?
Некоторые робко и несмело пробуют на проклюнувшийся молочный зубик мощь постмодерна, задыхаясь от собственной дерзости. Не наблюдается должного масштаба, исторического охвата и отважной наглости. Жалким подражателям учиться и учиться у мэтров.
Тогда как надо брать пример с Трампа и иже с ним, уверенно и ничтоже сумняшеся рисующим широкими мазками вымышленную реальность во всех временных отрезках бытия от сотворения мира:
«Мы единственные, кто не празднует, и мы единственные, кто выиграл войну. Россия помогла», - Д. Трамп о Второй Мировой войне.
«Ирак должен оплатить построение демократии в своей стране нашими усилиями» — Член комитета Палаты представителей конгресса США Дэйна Рорабахер
«Афганистан должен вернуть под наш контроль построенную американцами военную базу в Баграме» — Д. Трамп
И продолжает:
«Я уже очень хороший человек, и мне не за что будет просить Бога о прощении, да я и не люблю этого. У меня с Богом замечательные отношения».
Лилла Аскеза ©, ссылка на канал обязательна