Найти в Дзене

Главные тренды 2026: к чему готовиться импортерам в логистике, на таможне и в маркировке

Проверьте, готовы ли ваши ВЭД-процессы к изменениям. Разобрали 5 ключевых направлений, которые сильнее всего повлияют на импортный бизнес в следующем году: от ужесточения контроля до новых маршрутов. Контроль таможенной стоимости усиливают. Таможня должна выполнять план по пополнению бюджета, и один из главных инструментов — проверка стоимости импортных товаров. Летом 2025 года ФТС изменила профили риска. В результате импортеры стали чаще получать требования о корректировке таможенной стоимости. Если раньше таможня выявляла занижение в момент оформления декларации, то теперь акцент смещается в сторону постконтроля. Это значит, что проверку могут провести в течение трех лет после выпуска товара, доначисляя пошлины и сборы. За 2024 год таможня доначислила более 43 млрд рублей, что на 67% больше, чем годом ранее. Сложности в расчетах таможенной стоимости добавляют новые схемы оплаты через посредников. На практике возникли спорные ситуации: Хотя летом 2025 года был создан прецедент, когд
Оглавление

Проверьте, готовы ли ваши ВЭД-процессы к изменениям. Разобрали 5 ключевых направлений, которые сильнее всего повлияют на импортный бизнес в следующем году: от ужесточения контроля до новых маршрутов.

1. Усиление таможенного контроля и борьба за таможенную стоимость

Контроль таможенной стоимости усиливают. Таможня должна выполнять план по пополнению бюджета, и один из главных инструментов — проверка стоимости импортных товаров.

Летом 2025 года ФТС изменила профили риска. В результате импортеры стали чаще получать требования о корректировке таможенной стоимости. Если раньше таможня выявляла занижение в момент оформления декларации, то теперь акцент смещается в сторону постконтроля. Это значит, что проверку могут провести в течение трех лет после выпуска товара, доначисляя пошлины и сборы. За 2024 год таможня доначислила более 43 млрд рублей, что на 67% больше, чем годом ранее.

Сложности в расчетах таможенной стоимости добавляют новые схемы оплаты через посредников. На практике возникли спорные ситуации:

  • Учет курсовой разницы при оплате товаров агентам в рублях.
  • Включение агентского вознаграждения в таможенную стоимость.

Хотя летом 2025 года был создан прецедент, когда суд встал на сторону импортера по вопросу агентского вознаграждения, однозначного подхода пока нет. Импортерам следует внимательно проверять формулировки в контрактах и быть готовыми к длительным спорам с таможней, в том числе в судах.

2. Логистика: Дальний Восток теряет первенство

Маршрут через Дальний Восток остается главным каналом импорта благодаря быстрой морской доставке из Китая и регулярным рейсам. Однако с начала 2025 года импортный грузопоток через Дальний Восток снизился. Причина — ограниченные возможности железной дороги, которая отдает приоритет экспортному углю, а не контейнерам. Это привело к задержкам и снижению предсказуемости сроков доставки в Центральную Россию.

  • Балтийский маршрут и Санкт-Петербург снова набирают оборот, здесь только положительная динамика. Преимущество Балтики — близость к основным рынкам сбыта, современная инфраструктура и более быстрое получение груза на склад после таможенной очистки, что ускоряет запуск продаж.
  • Прямое железнодорожное сообщение из Азии остается надежным и предсказуемым вариантом, особенно для поставок из удаленных от моря регионов Китая.
  • Автодоставка стала массовой в 2025 году благодаря новым соглашениям о пребывании китайских водителей в России. Теперь доставка грузов до центра страны занимает всего 10–14 дней. Это самый быстрый способ, критически важный для срочных заказов.

3. Расширение обязательной маркировки «Честный ЗНАК»

Система «Честный ЗНАК» — ключевой инструмент государства для контроля товарооборота и борьбы с нелегальной продукцией. После небольшого затишья в 2022 году, с 2023 года динамика ввода обязательной маркировки резко ускорилась.

В 2023–2024 годах обязательная маркировка была введена для 14 новых категорий товаров, в 2025 сразу на 8 категорий. Правительство планирует охватить «Честным Знаком» широкий перечень потребительских товаров. Это значит, что импортерам, даже если их товары пока не подлежат маркировке, стоит заранее продумать процесс нанесения кодов, чтобы не столкнуться с проблемами в будущем.

4. Новые правила уплаты экологического сбора

С сентября 2024 года начал действовать новый порядок уплаты экологического сбора для импортеров. Главное изменение: экосбор нужно платить перед подачей каждой таможенной декларации, а не один раз в год, как было ранее.

Сейчас эти правила действуют для ограниченного перечня товаров: шины, аккумуляторы, мужские костюмы и другие. Однако с января 2026 года новая схема должна стать обязательной для всех товаров, по которым требуется уплата экосбора. Есть вероятность, что запуск схемы перенесут на 2027 год — законопроект Минприроды от октября 2025 года. Но импортерам следует отслеживать этот вопрос и быть готовыми к изменениям.

5. Усиление борьбы с теневым импортом

Государство продолжает бороться с «серым» импортом. С середины сентября 2025 года усилили контроль грузов на погранпереходах Россия–Казахстан.

Одновременно идёт работа по объединению данных различных систем (таможни, «Честный ЗНАК», сертификация) для более эффективной проверки легальности ввоза товаров, в том числе тех, что продаются на маркетплейсах.

Для импортеров это означает, что риски работы с теневыми схемами многократно возрастают. Единственный способ минимизировать риски — работать максимально «в белую», обеспечивая полный пакет документов и соблюдая все требования по маркировке и сертификации.

Готов ли ваш импорт к 2026 году?

Материал этой статьи основан на данных нашего исследования об изменениях в логистике, таможенном оформлении, маркировке и экосборе. Мы собрали ключевые выводы, которые помогут импортерам оценить риски и подготовиться к новым требованиям 2026 года.

-2

Полная версия исследования с практическими рекомендациями — в нашем гиде.

👉 Читать практический гид →