Добрый день, дорогие друзья ! Приветствую вас на своём зрительском канале .
Сегодня я продолжаю свой рассказ о нашем трёхдневном пребывании в Москве. Про искусство, к которому мы приобщились в первый день, я уже поведала в этой части :
Ну а вечером нас ждал театр!
Из московских театров, в которых мы были, сильные и яркие впечатления оставили : «Ленком», «Модерн» и «Сфера» .
Поэтому, готовясь к поездке, прежде всего рассматривали их репертуар.
На этот раз , привлёк внимание новый спектакль в театре «Модерн» - «Цветы для Элджерона . 30 лет спустя».
Успели купить самые недорогие билеты на самый последний ряд.
Правда, меня терзали сомнения. По правде говоря , не люблю ходить на премьеры в малознакомые театры. Спектакли бывают ещё «сырые», и судить по первому показу о постановке, мне кажется , нельзя.
Но на спектакль Юрия Грымова «Цветы для Элджерона», что идёт больше 10 лет в РАМТе, билетов по доступной цене не поймать . Так что мы решили посмотреть продолжение истории про Чарли . Тем более , что сам театр «Модерн», с первого раза вызвал положительные эмоции , «зацепил» и спектаклями, и атмосферой.
Переступая порог этого театра, сразу же оказываешься в ином, не бытовом пространстве.
Встречают служительницы в изысканных костюмах и шляпках, поднимаясь по красивой лестнице на второй этаж слышишь звуки музыки.
А какой необычный здесь зал , где зрители ожидают начала спектакля ! Он оформлен под старинную библиотеку. Здесь царит уютный полумрак и можно посидеть за маленьким столиком в мягком кожаном кресле, ощущая умиротворение и покой. И наш реальный мир, с его проблемами и суетой забывается.
Атмосфера и антураж настраивают на встречу с искусством, у зрителей создаётся соответствующее настроение.
Но , конечно, атмосфера сама по себе немного бы стоила, без того, ради чего сюда приходят люди.
Но и спектакли здесь самобытны и интересны.
«Модерн» - авторский театр Ю. Грымова , он - художественный руководитель и режиссёр большинства постановок.
В первый раз мы посмотрели здесь спектакль «Пётр l» .
Это третья часть театральной трилогии Грымова по циклу Д. Мережковского «Христос и Антихрист». Трилогия включает три постановки - «Леонардо», «Иуда», «Пётр l». Очень хочется увидеть их все, особенно «Леонардо», признанный одним из лучших спектаклей театра «Модерн»!
Но пока удалось посмотреть только «Пётр l».
Спектакль яркий и оригинальный , в нём сочетается необычный ,порой фантазийный, визуальный ряд с глубиной содержания и блестящей актёрской игрой.
Импонирует то, что Грымов не признаёт экраны и микрофоны.
Мы остались под большим впечатлением и захотелось вернуться в «Модерн».
Вернулись в прошлую нашу поездку , и попали на спектакль
«Ничего, что я Чехоff»,
который сам режиссёр считает одной из лучших своих постановок .
Драматургическая основа действия «Ничего, что я Чехоff?» - биография известной русско-немецкой актрисы - Ольги Чеховой, урождённой Книппер, и ее первого мужа - тоже Чехова. Но не Антона Павловича , а его племянника Михаила. Михаил Чехов - потрясающий актёр, режиссёр и великий театральный педагог, создавший свою систему, ставшей продолжением знаменитой системы Станиславского. Он основал собственную театральную школу и воспитал не одно поколение артистов, получивших мировую славу. Ольга Чехова – государственная актриса Третьего рейха, по некоторым сведениям, работала на три разведки одновременно.
Этих людей объединял короткий брак, в их биографиях встречи с разными историческими личностями . В спектакле появляются Лаврентий Берия , Адольф Гитлер с Евой Браун и блистательная Мэрлин Монро.
Сценография близка к камерным постановкам. Зеркало сцены- «чёрный кабинет».
Декораций нет, их заменяют чёрные кубы, из которых по ходу действия строят и кулуары МХАТА, и съёмочную площадку , и комнату для допросов. Как кирпичики, из которых складываются жизни героев. .
Музыка, свет, интересные режиссёрские решения, неожиданные цветовые акценты при лаконичной черно-белой сценографии, делают эту постановку Грымова стильной, эстетской и рассчитанной на вдумчивого театрального зрителя. Не для всех. Но нам пришёлся по душе и смотрели мы его с удовольствием .
И вот, уже в третий раз, мы едем в театр «Модерн».
Находится театр в 10 минутах ходьбы от метро «Бауманская», в историческом здании бывшей хлебной биржи.
Как я уже сказала, билеты у нас были самые бюджетные, на откидные у стеночки, два с одной стороны , один с другой. Но зал не очень большой и видно в принципе отовсюду.
Но мне чрезвычайно повезло! Придя на своё место, я увидела там камеру и приготовления к съемке. Мне очень вежливо сказали, что мне сейчас найдут другое место и подвели к улыбающейся девушке в красивой форме. Та и говорит- «Хотите на 1 ряд ?»
Есть в «Модерне» правило, которое мне очень нравится. Пересаживать зрителей из последних рядов вперёд, если остаются свободные места или кто-то опаздывает. А ценовые категории этих мест очень сильно отличаются от тех, что мы можем себе позволить .
Вот так я и оказалась прямо перед сценой!
А на крайнем месте сидела большая серая мышь.
Друзья! Вы, наверняка читали «Цветы для Элджерона», пронзительный и трогательный роман Дэниеля Киза!
Но чтобы было более понятно, о чём идёт речь, я напомню саму историю, продолжением которой стал сюжет спектакля .
Элджернон - мышонок, которому в качестве эксперимента сделали операцию на мозге, чтобы увеличить интеллект. Чарли Гордон - 32-летний мужчина с умственной отсталостью. У него интеллект 6-летнего ребенка. Чарли живет один, работает уборщиком в пекарне и по-своему счастлив.. Он добрый, невинный и наивный, не знает что такое злость, ненависть и считает, что у него много друзей.
Его заветная мечта - сделаться умным.
И однажды два профессора делают Чарли предложение, стать первым человеком в мире , которому будет проведена такая же операция , как и мышонку Элджернону.
Операция проходит успешно и Чарли начинает меняться. Он заново открывает мир, но с новыми знаниями к нему приходит и понимание того, что люди, которых он считал друзьями - просто подлецы, что родители отказались от него, а сестра забыла о его существовании. Чарли оглядывается в прошлое и понимает какая нелепая и несуразная была его жизнь.
Он отождествляет себя с мышонком Элджерноном, что по сути так и есть. У них одна судьба и одно будущее. Когда пик умственных способностей мышонка достигнут ,начинается обратный процесс. Элджернон быстро теряет свою сообразительность, а потом умирает. И Чарли понимает, что вероятнее всего, это же вскоре случится и с ним. А еще он понимает, что никто не придет его навестить, не принесет цветы на могилку. Также как и к Элджернону. И тогда Чарли сам носит каждую неделю цветы на задний двор, где похоронен Элджернон. В финале Чарли пишет прощальное письмо всем людям, которые были дороги для него. В нем он просит хоть иногда приносить цветы на могилку к Элджернону. Он понимает, что помня Элджернона, они будут помнить и его, Чарли.
Книга написана в форме отчетов Чарли. Сначала в ней куча нелепых ошибок. Но с ростом интеллекта, отчеты Чарли становятся серьезнее, исчезают ошибки и детская наивность. А в конце книги, ошибки возвращаются и становится понятно , к чему это все идет…
«Цветы для Элджернона» одна из моих любимых книг, читая её я плакала. И конечно было интересно узнать , что же произошло с Чарли спустя 30 лет!
Но , на первый взгляд , для меня спектакль оказался несколько невнятным. Не всё я поняла в этом вроде как философским, по содержанию и футуристически-фантастическим по форме, действии. В общих чертах напомнило антиутопию.
Расскажу, что поняла.
После тридцати лет безвременья, постаревший Чарли пробуждается в изменившемся мире, управляемом ИИ. Громадные роботы просвечивают прожекторами - рентгенами всё и всех. . В этом мире запрещены вещи и явления , которые могут заставить людей думать и вследствие этого, сделают их несчастными : книги, музыка, искусство.. Безопасным считается то, что не содержит ни чувств, ни идей, ни мыслей.
Чарли Гордон оказался в такой реальности и вдруг выяснилось, что в нём , я не поняла, правда, каким образом ,живёт личность ещё одного героя Дэниела Киза из другой книги «Множественные миры Билли Миллигана»! ( Про эту книгу я рассказывать не буду, а то окончательно вас запутаю!)
Так вот. Умственно отсталый Чарли Гордон периодически превращается в безумца Билли. Но это всё, что я в этой линии поняла. Зачем и почему так, осталось неясным.
В-основном, сюжет крутится вокруг отношений Чарли и тех, кого он когда-то знал и любил - двух женщин- Алисы, Фей, и профессора, ставшего в этой истории мужем Алисы.
Спектакль шёл 2 часа. В антракте , опоздавшая парочка с 1 ряда,, явилась на свои места. Но мы с девчонками сели за ними на 2 ряд , там освободилось несколько кресел. Зрители ушли.
Так что и вторую часть мы отсмотрели с ближних мест.
Причем, эта часть и по сценографии, и по содержанию так сильно отличалась от первой, словно они принадлежали разным пьесам! Действие происходило в каком-то лесу, заваленном хламом. Как Чарли здесь оказался и что это за место, не пояснялось.
И чем закончилось, осталось непонятным, так как всё оборвалось внезапно! Мало кто понял, что это уже финал.
Но на поклонах всё выяснилось. Появился большой Мышь, оказавшийся самим Юрием Грымовым и сказал, что окончание истории - впереди! И скоро он пригласит на премьеру следующей серии.
Но не могу сказать, что эта история меня «зацепила» и я хочу увидеть продолжение!
Впечатление осталось двоякое: с одной стороны любопытно увидеть на театральной сцене фантастику и актёр, играющий Чарли, понравился!
Но с другой : это не тот спектакль , ради которого стоит ехать из Петербурга в Москву .
В следующий раз будем более внимательно выбирать театральные постановки в столичных театрах.
А в «Модерне», кроме уже упомянутых «Леонардо» и «Иуда», мы хотим посмотреть вот эти спектакли :
Может посоветуете что-то ещё? ❓❓
Какие постановки в каких театрах стоит посмотреть в Москве? ❓❓
Друзья! Зрители столицы и не только ! Если вам есть что сказать по этому поводу , пишите пожалуйста в комментариях ! Жду! ‼️‼️
А на сегодня у меня всё!
🎭👏🎭👏🙏👏🎭👏🎭👏🎭