- Добрый день, дорогие друзья ! Приветствую вас на своём зрительском канале .
- Сегодня я поведаю о традиционном «путешествии из Петербурга в Москву» , которое мы предприняли в праздничные выходные. Обычно ездим на два дня, в этот раз на три.
- Программа была составлена заранее и успели за это время мы довольно много! Музей, экскурсии, выставка, два театра. А ещё, долгие и неспешные прогулки по Москве. Очень повезло с погодой! Было не холодно и за все три дня ни разу не попали под дождь. Красота!
Добрый день, дорогие друзья ! Приветствую вас на своём зрительском канале .
Сегодня я поведаю о традиционном «путешествии из Петербурга в Москву» , которое мы предприняли в праздничные выходные. Обычно ездим на два дня, в этот раз на три.
Программа была составлена заранее и успели за это время мы довольно много! Музей, экскурсии, выставка, два театра. А ещё, долгие и неспешные прогулки по Москве. Очень повезло с погодой! Было не холодно и за все три дня ни разу не попали под дождь. Красота!
Рассказываю обо всём по порядку. Где побывали и что повидали.
День первый
Прибыли мы в столицу в 10 часов утра на Курский вокзал, так как поезд наш был проходящий. А нам надо было на Киевский, встретить ещё одну участницу нашей культурной вылазки, Свету, приехавшую в Москву из Калужской области .
Встретившись, мы уже вместе, с метро Киевская доехали до «Кропоткинской», где в шаговой доступности, находится
Музей изобразительных искусств имени Пушкина
В нашей нынешней программе он возник не случайно.
Конечно, мы его посещали , но уже довольно давно . Лет десять назад, а то и больше.
А вот Света ещё ни разу не была в этом музее! Мы решили и ей показать , и самим вспомнить.
Правда , на всё, про всё у нас было всего два часа! Так как, нам надо ещё после музея доехать до отеля, устроиться и к 18 часов успеть в театр, который на этот раз находился далеко от места нашего проживания.
Поэтому мы решили показать Свете, самое, на мой взгляд , главное и уникальное, чего , как мне кажется , нет больше нигде в России.
Творения Микеланджело Буонарроти !
Копии, конечно, но это, для меня, лично, не важно.
Я понимаю, что для тех, кто видел подлинники, экспонаты этого музея вряд ли интересны! Но , согласитесь, далеко не все имеют такую возможность . Сомневаюсь, что когда - нибудь, мы с девчонками окажемся во Флоренции или Риме!
А здесь можно прикоснуться к шедеврам мирового искусства ! Причём, увидеть все в одном месте !
Была ещё одна причина. Сейчас я слушаю аудиокнигу Ирвинга Стоун «Муки и радости»! Потрясающий биографический роман о жизни Микеланджело Буонарроти! Я много раз читала его . И желание увидеть своими глазами творения, о процессе создания которых пишет Стоун, было огромным!
Пошли мы, к сожалению , без экскурсии. Купить билеты через сайт так и не смогли, не было их на наше время . Пришлось взять аудиогид. Но, скажу честно, информация на стендах в залах интересней и полнее. В аудиогиде только общее описание.
Начали с Греческого дворика.
Здесь представлены слепки с античных скульптур Фидия, детали декора знаменитых греческих храмов – Парфенона в Афинах и храма Зевса в Олимпии, портик храма Эрехтейон а также макет Афинского Акрополя.
Из Греческого дворика, по подсказке аудиогида ,
перешли в Итальянский дворик
и из античности попали в эпоху Средневековья и Возрождения .
Образцы «пламенеющей готики», первые конные статуи, а ещё здесь есть две бронзовые скульптуры , изображающие победителя Голиафа - юношу Давида.
Предшественники знаменитого шедевра Микеланджело Буонарроти.
«Давид» - самая знаменитая скульптура Донателло., созданная в 1440-х годах по заказу семьи Медичи.
Первая обнажённая фигура , со времён античности. Эта статуя стала началом возрождения культа тела. Ею любовался юный Микеланджело в садах Лоренцо Медичи.
Но одно дело, читать или слушать об этом и совсем другое - видеть воочию!
Ещё один «Давид» тоже стоит в Итальянском дворике . Это изящная бронзовая статуя Андреа дель Вероккьо
Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1576 году братья Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции.
И конечно , венец этого образа - совершенство во всех смыслах - «Давид» самого Микеланджело!
Великий скульптор создал свой шедевр в возрасте 28 лет. «Давид» стал символом человеческого гения, Флоренции , а также вершины расцвета эпохи Возрождения.
Налюбовавшись изумительным пятиметровым исполином , стоящим у лестницы , мы поднялись на второй этаж.
И здесь в каждом зале замирали от восхищения !
Было от чего!
Лучшие творения мирового искусства предстали пред нашими очами!
Сначала мы вновь попали в Древнюю Грецию , где увидели Нику Самофракийскую , Венеру Милосскую, Дискобола , Аполлона Бельведерского. Творения Праксителя, Поликлета, Лиссипа и других знаменитых художников древности.
Среди галереи прославленных скульптур, есть и Лаокоон.
А я как раз недавно прослушала тот момент книги «Муки и радости», когда эту скульптуру обнаружил крестьянин Феличе де Фредис зимой 1506 года в Риме, когда вскапывал землю для виноградника.
О находке узнал папа Юлий II, который сразу же послал за ней архитектора Джулиано да Сангалло, приехавшего вместе с Микеланджело. И Микеланджело , не дыша, обследовал находку , восхищаясь шедевром , авторами которого признаны величайшие скульпторы с острова Родос - Агесандр и его сыновья Полидор и Афинодор.
Уже в марте 1506 года скульптурную группу передали Папе. Он установил её в ватиканском Бельведере, приказав соорудить для неё специальную нишу .
Ещё в греческом зале есть прижизненный бюст Александра Македонского
Статуя богини охоты Артемиды. Глядя на неё вспоминала слова из спектакля Театра Дождей :
Когда охотник Актеон увидел Артемиду обнаженной, богиню охватил гнев! Она превратила охотника в оленя и его разорвали собственные собаки! ( Г. Горин «Забыть Герострата!»)
А в центре зала вот такая великолепная скульптурная группа
Следующий был Римский зал и здесь сразу видно, чем отличалось искусство Рима от греческого.
Эллины создавали идеальные , обобщённые образы героев и богов, красивые и гармоничные .
В Риме уделяли внимание индивидуальностям и художники увековечивали в мраморе и бронзе конкретных людей, далёких от идеала. Полководцев, императоров, философов.
А встречает нас в начале Римского зала знаменитая Волчица, что стоит на Капитолийском холме .
Далее мы попадаем в залы Средневековья.
Римская Империя погибла, Рим захватили воинственные варварские племена - предки нынешних европейцев.
Изменился социальный строй, общественный уклад жизни , а главное - восторжествовала христианская религия. Умами и душами завладела Церковь. И искусством тоже. Темы и сюжеты в основном были религиозного характера. Изображение обнаженного тела стало считаться греховным!
Залов несколько, здесь и Франция, и Испания, и Италия. Время уже поджимало , а мы ещё не добрались до главного! Так что, на европейское средневековое искусство мы глянули, остановившись буквально на минутку, и шли дальше.
И вот она - Эпоха Возрождения и то, ради чего мы сюда пришли
Зал Микеланджело
Практически все «знаковые» скульптурные шедевры Гения собраны в этом пространстве. От самых ранних до последних. И каждая работа - определённая веха в жизни и судьбе Микеланджело. И обо всех рассказывает И. Стоун в «Муки и радости».
Оплакивание . Римская пьетта.
Скульптура «Оплакивание Христа» – ранняя работа двадцатичетырехлетнего Микеланджело над которой он трудился около двух лет.
Современники восхищались этим прекрасным творением юного скульптора, но были озадачены :почему Мария, мать Христа того же возраста , или даже моложе своего сына?
Микеланджело говорил в ответ, что , по его мнению , Богородица не может состариться и всегда остаётся молодой и прекрасной.
Хранится в Соборе святого Петра в Ватикане. Высота скульптурной группы изображающей Деву Марию и тело Иисуса Христа, лежащее у Неё на коленях, 1,74 м, ширина — 1,95 м. Это единственная работа Буонарроти, которая была им подписана.
А недалёко от «Пьетты»величественный и могучий
«Моисей»
"Моисей" — мраморная статуя ветхозаветного пророка высотой 235 см, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. Над этой скульптурой с 1513 по 1515 год работал Микеланджело.
Ты только тронь, — эти мраморные фигуры ещё живут и дышат!
В голосе его звучало такое волнение, что друзья, как один, взглянули на Микеланджело. А он словно бы исповедовался, открывал свою тайну этим прохладным флорентийским сумеркам, этому низкому солнцу, заливавшему своим огнём купола Баптистерия и Собора. Тайная страсть, владевшая им, прорвалась наружу, обнажив всё лучшее, что только было в его душе.
Господь был первым скульптором; он изваял первую фигуру человека. И когда он захотел дать человеку свои законы, какой он применил для этого материал? Камень. Десять заповедей, открытых Моисею, начертал он на каменной скрижали. Из чего были сделаны первые орудия человека? Из камня...
Ирвинг Стоун. "Муки и радости."
Микеланджело создал эту скульптуру для грандиозного надгробия папе Юлию II. Проект был масштабным — 40 фигур, целый архитектурный ансамбль! Микеланджело практически всю жизнь был повязан этим кабальным договором. Условия он не выполнил и от замысла осталось лишь несколько скульптур , главная из которых - «Моисей».
Ещё две фигуры из неосуществленного проекта гробницы Юлия , тоже находятся здесь. Это
Пленники
Приводят в восторг и
гробницы братьев Медичи, покровителей Микеланджело - Лоренцо и Джулиано
«Капелла Медичи» - скульптурный ансамбль, выполненный Микеланджело и расположенный в церкви Сан Лоренцо (фамильной церкви семьи Медичи) во Флоренции.
Изображая братьев , Микеланджело не стремился к портретному сходству. Он изваял идеализированный образ , символ величия и трагедии династии Медичи.
Гробницы украшают пары лежащих фигур на саркофагах.. Это аллегории Времён суток — у Лоренцо - Утро и Вечер, у Джулиано - Ночь и День .
Интересно то, что мужской фигуре «Вечер» , Микеланджело придал черты своего лица , создав , по сути, автопортрет.
И ещё один автопортрет Микеланджело можно увидеть в его последней скульптуре
«Снятие с креста»
Микеланджело был уже очень старым, когда он принялся за работу над скульптурной группой «Пьета с Никодимом»», или, точнее, «Положение во гроб». Эта скульптура , проникнута мыслью о смерти, и щемящей душевной болью.
К мысли о смерти старый скульптор возвращался в эти годы постоянно. Он готовил себя к стоическому и мудрому ее приятию: «Кто хочет найти себя и насладиться собой, — пишет он в одном из писем, — тот не должен искать развлечений и удовольствий. Он должен думать о смерти! Ибо лишь эта мысль ведет нас к самопознанию, заставляет верить в свою крепость и оберегает нас от того, чтобы родственники, друзья и сильные мира сего не растерзали бы нас на куски со всеми нашими пороками и желаниями, разуверяющими человека в самом себе».
Лицо Никодима было автопортретом старого Микеланджело, а сама скульптурная группа предназначалась для его надгробия.
Работа шла медленно. А в 1555 г. Микеланджело разбил это , еще незавершенное изваяние , . Его поступок был вызван разочарованием пожилого мастера, обнаружившего изъяны в мраморном блоке.
И только благодаря кропотливым стараниям его учеников , восстановивших скульптуру , она была сохранена для потомства.
Сейчас «Пьетта с Никодимом» находится во Флоренции, в соборе Санта Мария дель Фьоре.
Наше время для осмотра истекло. А сколько ещё осталось того, что не успели увидеть!
Древний Восток, залы европейской живописи и ещё много интересного !
С сожалением оторвавшись от созерцания шедевров и дав себе слово - обязательно сюда вернуться, мы покинули Пушкинский музей .
Наш мини-отель, где мы остановились уже во - второй раз , находится в центре столицы, и добрались от Кропоткинской до Смоленской мы быстро, минут за 15. И до отеля пешком 10 минут. Он находится во дворе вот этого исторического здания.
Час у нас оставался на обед и сборы в театр. Ещё надо было доехать до станции метро Бауманская. Недалёко от неё находится театр , где сегодня мы и собирались провести вечер.
Но об этом я расскажу в следующий раз 😊
❓❓❓❓❓❓❓❓❓❓ Друзья! А вы были в музее изобразительных искусств имени Пушкина? ❓
Как вы относитесь к экспозиции, состоящей из копий? ❓
Вам это интересно ? ❓
Пишите в комментариях , очень жду! 😊
А сегодня у меня всё!
Благодарю за внимание ! Спасибо, что дочитали до конца. Если вам было интересно , отметьте пожалуйста 👍, помогите в продвижении канала 🙏
Всегда рада новым подписчикам и надеюсь не разочаровать всех своих читателей 😊
До встречи !
Ваш Зритель с берегов Невы 🎭🖼👍👏
.