Найти в Дзене

А.Н.Островский «Бесприданница»: любовь – обманная страна

Пьесу «Бесприданница» Александра Николаевича Островского я читала очень давно и плохо помню. Впечатления об этой истории были в больше степени от знаменитой экранизации Э.Рязанова. Захотелось перечитать пьесу свежим взглядом. Читала и удивлялась: какие все герои, кроме Ларисы Огудаловой - «редиски»! Пьесу «Бесприданница» Островский начал писать в 1874 году, а закончил в 1878г. В том же году состоялась и премьера, в московском Малом театре. Поначалу пьеса вызвала больше критики, чем положительных отзывов. И только после смерти писателя, когда на сцене Александринского театра роль Ларисы сыграла В.Комиссаржевская, пьесу оценили по-новому. И роль Ларисы Огудаловой стала одной из самых значимых в судьбе многих актрис. Пьеса прочитана для марафона «Открой школьную Вселенную». Организаторы марафона: Елена Кот-книголюб,Елена С книгой в обнимку,Юля Ветер в книгах и хозяйка этого месяца - Анна Аннушка и масло Действие пьесы происходит в городе Бряхимове на Волге. О некоторых персон

А.Н.Островский . Сочинения в 3 -х т.т. Т.3.- М.: Художественная литературна,1987.-527 с.
А.Н.Островский . Сочинения в 3 -х т.т. Т.3.- М.: Художественная литературна,1987.-527 с.

Пьесу «Бесприданница» Александра Николаевича Островского я читала очень давно и плохо помню. Впечатления об этой истории были в больше степени от знаменитой экранизации Э.Рязанова. Захотелось перечитать пьесу свежим взглядом. Читала и удивлялась: какие все герои, кроме Ларисы Огудаловой - «редиски»!

Александр Николаевич Островский, великий русский драматург. Автор 47 пьес, посвященных большей частью купеческому сословию.
Александр Николаевич Островский, великий русский драматург. Автор 47 пьес, посвященных большей частью купеческому сословию.

Пьесу «Бесприданница» Островский начал писать в 1874 году, а закончил в 1878г. В том же году состоялась и премьера, в московском Малом театре. Поначалу пьеса вызвала больше критики, чем положительных отзывов. И только после смерти писателя, когда на сцене Александринского театра роль Ларисы сыграла В.Комиссаржевская, пьесу оценили по-новому. И роль Ларисы Огудаловой стала одной из самых значимых в судьбе многих актрис.

Пьеса прочитана для марафона «Открой школьную Вселенную». Организаторы марафона:

Елена Кот-книголюб,Елена С книгой в обнимку,Юля Ветер в книгах

и хозяйка этого месяца - Анна Аннушка и масло

Действие пьесы происходит в городе Бряхимове на Волге.

О некоторых персонажах пьесы мы узнаем из диалога содержателя кофейни Гаврилы и его слуги Ивана:

Гаврило.Теперь чистая публика гуляет: вон Мокий Парменыч Кнуров проминает себя...
Иван. Отчего это он все молчит?
Гаврило. «Молчит»! Чудак ты. Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы! С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он разговаривает, а больше не с кем; ну, он и молчит. Он и живет здесь не подолгу от этого от самого; да и не жил бы, кабы не дела. А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее.
Иван. А вот Василий Данилыч из-под горы идет. Вот тоже богатый человек, а разговорчив.
Гаврило. Василий Данилыч еще молод; малодушеством занимается; еще мало себя понимает; а в лета войдет, такой же идол будет.

Вожеватов встречается в кофейне с Кнуровым и рассказывает тому, что ждут Паратова Сергея Сергеевича, собравшегося продать свой пароход «Ласточка». Разговор переходит на сплетни Ларису Огудалову.

Вожеватов (наливая). Слышали новость, Мокий Парменыч? Лариса Дмитриевна замуж выходит.
Кнуров. Как замуж? Что вы! За кого?
Вожеватов. За Карандышева.
Кнуров. Что за вздор такой! Вот фантазия! Ну что такое Карандышев! Не пара ведь он ей, Василий Данилыч...
Вожеватов. ...Прежде женихов-то много было, так и на бесприданниц хватало; а теперь женихов-то в самый обрез: сколько приданых, столько и женихов, лишних нет — бесприданницам-то и недостает. Разве бы Харита Игнатьевна отдала за Карандышева, кабы лучше были?...

Кнуров продолжает узнавать обстановку в доме Огудаловых и о других возможных женихах и Ларисе. Вожеватов дает девушке характеристику:

Вожеватов. …да ведь она простовата.
Кнуров. Как простовата? То есть глупа?
Вожеватов. Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо.
Кнуров. То есть правду?
Вожеватов. Да, правду; а бесприданницам так нельзя. К кому расположена, нисколько этого не скрывает.

При чтении пьесы немного мешали образы из фильма, в котором мне был симпатичен Вожеватов в исполнении В.Проскурина.

Но в пьесе очень ярко видно, какой это равнодушный и циничный господин.

Кнуров. Однако положение ее незавидное.
Вожеватов. Да, смешно даже. У ней иногда слезёнки на глазах, видно, поплакать задумала, а маменька улыбаться велит. Потом вдруг проявился этот кассир... Вот бросал деньгами-то, так и засыпал Хариту Игнатьевну. Отбил всех, да недолго покуражился: у них в доме его и арестовали. Скандалище здоровый! (Смеется.) С месяц Огудаловым никуда глаз показать было нельзя. Тут уж Лариса наотрез матери объявила: «Довольно, — говорит, — с нас сраму-то: за первого пойду, кто посватается, богат ли, беден ли — разбирать не буду». А Карандышев и тут как тут с предложением.

В этом же разговоре Кнуров и Вожеватов пытаются, как настоящие купцы договорится о Ларисе:

Кнуров. А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку.
Вожеватов. Да, не скучно будет, прогулка приятная. Какие у вас планы-то, Мокий Парменыч!
Кнуров. Да и у вас этих планов-то не было ли тоже?
Вожеватов. Где мне! Я простоват на такие дела.

Но Кнуров все равно сомневается в Вожеватове. Тот с детства знаком с Ларисой. Но молодой купец убеждает Кнурова, что любовь не для него.

Примерно в том же духе, в мужской компании о своих взглядах на жизнь выскажется, и прибывший, Паратов.

Кнуров. Как это вам, Сергей Сергеич, не жаль «Ласточку» продавать?
Паратов. Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски.

А наивная Лариса в разговоре с Карандышев так отзывается о Паратове:

Лариса. С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич... это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной.

Но Карандышев на все восторги и эпитеты о Паратове высказывает интересную мысль:

Карандышев. Сердца нет, оттого он так и смел.

В пьесе Паратов не так шикарно выглядит, как в сценах с Н.Михалковым - «Сергей Сергеич дорогой», хотя все трактирщики, лакеи и цыганский хор с восторгом встречают барина.

Очень уж не по-мужски Паратов ведет себя с Ларисой! Обволакивает ее словами, целует руки, добивается признания в любви, совершенно, не думая о ее дальнейшей судьбе.

иллюстрация к пьесе А.Н.Островского "Бесприданница". Источник фото:https://vk.com/wall-203536459_3879
иллюстрация к пьесе А.Н.Островского "Бесприданница". Источник фото:https://vk.com/wall-203536459_3879

Под насмешками гостей на праздничном обеде, Карандышев, конечно проигрывает Сергею Сергеичу. И после обманных слов Паратова, Лариса соглашается ехать со всей компанией за Волгу.

Когда Карандышев, узнает, что Лариса уехала, то у него вырываются такие слова:

Я смешной человек... Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!… самого кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники — злодеи, и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет. Если мне на белом свете остается только или повеситься от стыда и отчаяния, или мстить, так уж я буду мстить. Для меня нет теперь ни страха, ни закона, ни жалости; только злоба лютая и жажда мести душат меня. Я буду мстить каждому из них, каждому, пока не убьют меня самого.

Юлий Капитоныч выскакивает из дома, схватив пистолет, униженный, озлобленный и ревнующий…

Писатель не оставил Ларисе ни одного шанса. Не нашлось ни одного человека, который мог бы как-то помочь или хотя бы пожалеть. Алчная мать, Харита Игнатьевна, двух старших дочек так же отдала замуж, не задумываясь, каково им живется с мужьями.

Кнуров и Вожеватов думают только о собственной выгоде и удовольствии. Этим людям никого не жалко, и они очень хорошо считают деньги.

Вся компания на протяжении пьесы с удовольствием предается веселью, наблюдая за мучениями Ларисы и насмехалась над Карандышевым. Только серьезный Мокий Парменыч ждет своего часа.

А Карандышев? Любит ли он Ларису? Думаю, здесь больше тщеславия и самолюбия, чем любви. Как она просила уехать в деревню, но Карандышеву было важнее похвастаться передо всеми своей удачей. Заполучил красавицу! Но и перед сговорившейся посмеяться над ним компанией, у Карандышева изначально не было шансов, тем более, после приезда Паратова.

И Лариса униженная, выставленная на продажу, остается одна в своих душевных мучениях и двусмысленном положении. Кому только мать не предлагала ее!

Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь! (С горячностью.) Наконец слово для меня найдено, вы нашли его.

А.Н.Островский написал пьесу не на пустом месте, ему приходилось работать какое-то время в суде, и будущий писатель повидал немало разных случаев и человеческих судеб.

Эта драма в четырех действиях очень трагична.

Прекрасная пьеса, но, так бы хотелось другого финала!

Произведение не раз экранизировали. В фильме 1936 года, режиссера Я.Протозанова в роли Ларисы – Н.Алисова, Паратова сыграл А.Кторов. Конечно, эта кинокартина смотрится не так, как красочный фильм Э.Рязанова. Но экранизация 1936 г. интересна (помимо прекрасной актерской игры) тем, что больше напоминает эпоху А.Н.Островского. Пейзажи, лица, речь из далекого для нас времени.

Нашла еще теле-экранизацию 1974 года. В главных ролях Т.Доронина и В.Гафт, а Карандышев сыграл – А.Джигарханян. Тоже очень интересно посмотреть, тем более в пьесе играют и другие замечательные актеры.

Т.Доронина  в телеэкранизации пьесы "Бесприданница"1974 г.
Т.Доронина в телеэкранизации пьесы "Бесприданница"1974 г.

Читали «Бесприданницу»? Могла ли Лариса как-то изменить свою жизнь? Какая экранизация любимая?