Найти в Дзене
AVTO-MOTO ★GARAGE★

Щелкает, но не заводится: спасаем стартер и кикстарт от верной смерти

Вы вставляете ключ, поворачиваете зажигание... и вместо бодрого рёва мотора слышите лишь одинокий и жалкий ЩЕЛЧОК из-под седла. Паника? Еще бы! Вы пробуете еще раз — та же история. А потом с мыслью «ну сейчас ты у меня заведешься!» вы начинаете долбить по кикстарту, пока нога не отнимется. Знакомый сценарий? Это классическая проблема, у которой есть несколько «виновников». Давайте не будем истязать ни ногу, ни стартер, а спокойно найдем корень зла. Первое, что нужно понять — какой именно щелчок вы слышите. От этого зависит направление «расследования». Давайте разбираться по порядку. Самая частая причина — банальная нехватка мощности. Стартеру нужно ОЧЕНЬ много энергии. Ему хватает ее, чтобы щелкнуть реле, но не более того. Диагностика: Решение: Лучший аккум на мопед Альфа здесь Это такая маленькая железная «банка», к которой идут толстые провода от аккумулятора. Его задача — быть мощным электро-выключателем. Щелчок — это оно и есть. Но если внутри него контакты подгорели, то ток до ст
Оглавление

Вы вставляете ключ, поворачиваете зажигание... и вместо бодрого рёва мотора слышите лишь одинокий и жалкий ЩЕЛЧОК из-под седла. Паника? Еще бы! Вы пробуете еще раз — та же история. А потом с мыслью «ну сейчас ты у меня заведешься!» вы начинаете долбить по кикстарту, пока нога не отнимется.

Знакомый сценарий? Это классическая проблема, у которой есть несколько «виновников». Давайте не будем истязать ни ногу, ни стартер, а спокойно найдем корень зла.

Щелчок — это крик о помощи. Но чей именно?

Первое, что нужно понять — какой именно щелчок вы слышите. От этого зависит направление «расследования».

  1. Один громкий, отчетливый «КЛЯК» под седлом. Это срабатывает втягивающее реле. Оно получило команду от кнопки «пуск», щелкнуло, чтобы подключить мощную цепь стартера к аккумулятору, но дальше ничего не произошло. Его работа на этом закончена.
  2. Быстрое, дробное «щщщ-щщщ-щщщ» или тиканье где-то в районе руля или под пластиком. Это уже проблема с реле-регулятором или сильно разряженным аккумулятором.

Давайте разбираться по порядку.

Виновник №1: Аккумулятор — сердце электрики

Самая частая причина — банальная нехватка мощности. Стартеру нужно ОЧЕНЬ много энергии. Ему хватает ее, чтобы щелкнуть реле, но не более того.

Диагностика:

  • Включите дальний свет и нажмите на газ. Если свет яркий — с АКБ все более-менее. Если свет тусклый или вообще гаснет при попытке завестись — аккумулятор «умер».
  • Проверка «в тупик». Попробуйте завести мопед с толкача или с горки. Если после этого он завелся и больше проблем со стартером нет — виноват на 100% аккумулятор.

Решение:

  • Зарядить аккумулятор зарядным устройством.
  • «Прикурить» от другого аккумулятора (от машины или другого мопеда).
  • Если АКБ старый, он может не держать заряд — готовьтесь к замене.

Лучший аккум на мопед Альфа здесь

Виновник №2: Втягивающее реле — «посредник» с характером

Это такая маленькая железная «банка», к которой идут толстые провода от аккумулятора. Его задача — быть мощным электро-выключателем. Щелчок — это оно и есть. Но если внутри него контакты подгорели, то ток до стартера не доходит.

Проверка «дедовским» методом (ОСТОРОЖНО!):

  1. Убедитесь, что мопед стоит на нейтрали.
  2. Возьмите гаечный ключ или мощную отвертку с изолированной ручкой.
  3. Коротко замкните два БОЛЬШИХ болта на втягивающем реле. Не касайтесь при этом других металлических частей!

Что будет:

  • Если стартер бурно заработал — виновато реле. Его нужно менять.
  • Если опять только щелчок или тишина — проблема глубже (сам стартер или масса).

Виновник №3: Сам стартер — «рабочая лошадка» на пенсии

Если вы замкнули реле, а стартер молчит или еле-еле шевелится (при полном аккумуляторе), то проблема в нем.

Что могло случиться:

  1. «Умерли» щетки. Это графитовые стержни, которые передают ток на якорь. Со временем они стираются в пыль.
  2. Заклинил бендикс. Это обгонная муфта, которая выдвигает шестерню стартера. Он мог залипнуть или заклинить.
  3. Обмотка якоря сгорела. Более печальный, но не самый частый исход.

Решение: Стартер нужно снимать, разбирать и смотреть. Чаще всего его не меняют целиком, а ремонтируют, поменяв щеточный узел или почистив бендикс.

Виновник №4: Плохая «масса» — невидимая преграда

Часто все детали исправны, но ток не может нормально пройти по цепи из-за плохого контакта. Главный подозреваемый — минусовой провод («масса») от аккумулятора к раме/двигателю.

Что делать:

  • Найдите конец минусового провода, прикрученный к раме или двигателю.
  • Открутите его.
  • Зачистите контактные площадки на проводе и на раме до блеска (надфилем, наждачкой).
  • Надежно прикрутите обратно.

Эта 5-минутная процедура творит чудеса и решает проблему в 20% случаев.

А что же кикстарт? Почему он не спасает?

Если кикстарт проваливается вхолостую или крутит мотор с огромным трудом, а мопед не заводится — это уже другая история. Но если при работающем кикстартере двигатель крутится бодро, а завестись не хочет — проблема не в стартере, а в системе зажигания или подачи топлива (свеча, бензин, карбюратор).

Краткий план спасения для чайника:

  1. Проверить аккумулятор (включить свет). Слаб? Зарядить или «прикурить».
  2. Проверить массу (почистить контакты).
  3. Проверить втягивающее реле (методом замыкания болтов).
  4. Если все вышеперечисленное не помогло — снимать и разбирать стартер.

Вывод: Не спешите нести мопед в сервис или менять стартер. В 8 из 10 случаев проблема решается чистотой контактов и заряженным аккумулятором. Ваш мопед не завелся не для того, чтобы испортить вам день, а чтобы напомнить: даже у железного коня есть уязвимые места.