Вдоволь наигрался в российскую тактику после официального релиза
Сначала весело, потом грустно, далее незабываемо, а потом невыносимо больно — такие эмоции вызывает «Спарта 2035». Эта российская тактика проверила мои нервы на прочность — но я не сломался, несмотря на уйму проблем. В этом обзоре я расскажу, как игра вызывает одновременно и восторг, и ненависть.
Шелест купюр важнее подвигов
О сюжете «Спарты 2035» я рассказывал еще в феврале во время раннего доступа. Напомню кратко: игрок возглавляет отряд наемников — так называемых спартанцев, — которые помогают одному из африканских правителей справиться с повстанцами-радикалами. Предстоит стрелять в плохих парней и нести мир в эти засушливые земли. За хорошую плату, разумеется.
Мы не просто командуем группой солдат на вылазках, предварительно выбрав для каждого снаряжение. Мы руководим всей частной военной организацией, отвечая за выполнение контракта. Можно нанимать и тренировать новых бойцов, строить на базе-сухогрузе полезные отделения, торговать на черном рынке и вести дела с другими фракциями.
В релизной версии таких фракций три: Народный Фронт на стороне свергнутого правителя, корпус миротворцев Щит и китайская корпорация Цай Шень. Главным антагонистом, напомню, выступает радикальная организация Даамат.
На глобальной карте мы планируем операции и следим за расстановкой политических сил. Можно отправить бойцов в город для сбора информации, но если построить на корабле отсек БПЛА, дроны все сделают быстрее и незаметнее. А можно отправить снайперов на ликвидацию высокопоставленного офицера — такие задания выполняются без участия игрока, если только группа не попадет в передрягу. Тогда придется вмешаться.
Новые отсеки на сухогрузе открывают дополнительные механики, делая игру чуть проще и веселее. Зачем отправлять снайперов ликвидировать вражеского офицера, если можно ударить по его базе крылатой ракетой? О таком событии и других похождениях спартанцев расскажут местные новости.
Но наемники за идею не воюют. Нужно платить зарплату бойцам и обслуживающему персоналу. При плохом менеджменте организация обанкротится — game over. Хотя один раз можно ошибиться: наш связной раздобудет подъемные, чтобы остаться на плаву.
Вот так «Спарта 2035» превращается в экономический симулятор, хотя основой игры остаются тактические сражения.
Снайпер на позиции
На задание отправляется группа из четырех специалистов по выбору. Два пулеметчика, медик и снайпер? Или назначить бойцов с дробовиками и светошумовыми гранатами для схватки на ближней дистанции? Никто не запрещает, вот только выбор оружия ограничен классом: штурмовик предпочитает помповые ружья, а медик — автоматы. Я бы поменял типы вооружения местами.
Бойцов можно прокачивать, с каждым уровнем открывая перки и способности. Например, повышение эффективности лечения у медика. Жаль, что это не древо, а скорее лесенка — на выбор дают только одну способность. Но это мотивирует беречь каждого специалиста.
Также у каждого класса есть несколько вариантов оружия, а также доступные всем универсальные гаджеты: тепловизоры, разные виды гранат, шокеры, аптечки, ножи, пистолеты. С правильной экипировкой тактика раскрывается на полную — грамотно собранный отряд может подобраться вплотную без риска обнаружения.
После высадки отряд попадает на достаточно просторную арену с десятками домов и укрытий. Я часто использовал двойку снайперов с позывными Печаль и Вьюга, но пройти так всю игру не получится. В городских джунглях понадобится пулеметчик или даже гранатометчик, чтобы пробивать бетонные стены.
На одном из заданий противник подавлял снайперов очередями из пулемета, а штурмовика зажали в соседнем здании. Ситуацию спас медик с позывным Белый, бросив гранату в группу противника. Мой отряд смог перегруппироваться, но санитар не выжил — словил вражескую пулю.
Задачи в миссиях разнообразны: где-то нужно захватить вражеского командира живым и доставить на допрос или спасти заложников. Выполнить все чисто достаточно сложно, и порой бойцы погибают. Каждый наемник в «Спарте 2035» смертен. Бесповоротно.
И разнообразие, и вызов по-настоящему подкупают. Я неоднократно оказывался в казавшихся безвыходными ситуациях, но после тщательного анализа обстановки выходил победителем. А ведь мало просто выполнить задачу — надо еще добраться до точки эвакуации. И потом на базе вылечить всех раненых, прежде чем вновь отправить их на новое задание.
И ты сидишь перед монитором и думаешь: «Дайте еще!» — «Спарта 2035» дарит незабываемые эмоции.
Друзья и враги
Со временем появляются новые противники вроде подрывников-камикадзе или командиров, усиливающих характеристики подчиненных. И у каждой фракции свои уникальные бойцы — а также цели и методы.
Мне сразу не понравился Народный Фронт. Лозунги лидера организации звучат примерно как «выбьем всех радикалов из Африки — и заживем», «власть народу» и прочий набор банальностей. Противостоящая Фронту группировка Даамат только поначалу кажется кучкой сумасшедших сектантов. Бойцы уверены, что сражаются против алчных корпораций, наживающихся на дешевой рабочей силе, и защищают африканскую культуру. Может, миротворцы Щит — хорошие ребята? Но их методы, мягко говоря, своеобразные.
По теме:
В конце концов я решил сотрудничать с китайской Цай Шень. Они хотя бы хорошо платят. А еще я фанат «Арасаки» из Cyberpunk 2077 — корпорация превыше всего. К тому же, выбор фракции открывает уникальное снаряжение, и Цай Шень обеспечит спартанцев передовыми дальнобойными винтовками. Я как раз предпочитаю снайперов.
Выбор в пользу той или иной фракции придется неоднократно делать и по сюжету. Например, мы нашли поселение, где выращивают растения, необходимые для медицинских исследований Цай Шень. Но Щит желает сжечь плантации, потому что местное население использует зелень не по назначению. Как поступить — решает игрок.
В итоге «Спарта 2035» захватила меня с головой. Хотелось нанять уникальных бойцов, прокачать репутацию, заработать много денег, продвинуться по сюжету, построить все отсеки на сухогрузе. Но, как я говорил в начале, радость сменилась болью и отчаянием.
Не верю!
В «Спарте 2035» есть уникальные наемники, но они совершенно не запоминаются. Их внешность и реплики в бою — базовый набор клише из боевиков, и зачастую обычным добровольцам сопереживаешь куда сильнее. На основе историй тех персонажей, которых я потерял за время игры, можно снять драматический сериал. Но все это истории стандартных бойцов, тогда как «легендарные» герои — ходячие стереотипы из второсортного кино.
Расстраивает и нелогичность некоторых ситуаций, связанных со связным — Юлией. Она так драматично рассказывает о зверствах Даамата, будто вся наша организация — кружок театральной самодеятельности. При этом часто представители фракций напрямую обращаются к ней, чтобы склонить наемников на свою сторону, игнорируя собственно главу компании.
Но сюжет и постановка в тактике не главное, наверное. Пора поговорить о проблемах, лежащих в самой основе игрового процесса.
Дырявый геймплей
Разработчики обожают закидывать спартанцев толпами врагов. Порой кажется, что играешь за терранских морпехов, на которых надвигается орда зергов. За одну миссию можно уложить 20-30 противников, тогда как численность отряда игрока всегда ограничена 4 бойцами. И если у Даамата большая часть боевиков — аборигены без бронежилетов, погибающие от пары попаданий, то как объяснить схожую «живучесть» солдат богатой корпорации?
Представьте арену, полную бойцов в бронежилетах, с дымовыми гранатами и дронами. Такие миссии — как битва с боссом из Dark Souls. А солдаты Народного Фронта преследуют меня в кошмарах. Если убить одного, другие получают усиление «Брат за брата» в виде дополнительных очков передвижения и других бонусов. Порой элементарно не успеваешь сделать ход.
Миссии по спасению заложников сломаны. Едва ваш отряд десантируется в начальной точке, как бойцы Даамата тут же расстреливают несколько гражданских. Порой до них физически не успеваешь добежать — они на другом конце локации. Миссия на 20 минут растягивается на добрые 2 часа — с постоянными загрузками сохранений, с которыми тоже есть проблемы.
На одной из миссий отряд перестал двигаться — уже после спасения заложников. И кнопка продолжения хода не реагировала. Загружаю последнее сохранение — и счетчик заложников сбрасывается, а игра сообщает, что основная часть миссии провалена. Очень надеюсь, что проблема с сохранениями — обычный баг, и его исправят. А еще стоит исправить баланс сложности. Порой сюжетная миссия с высокой наградой проходится очень легко, а следующая — второстепенная и за копейки — портит столько крови, что хочется плакать.
Думаю, стоит увеличить размер отряда или уменьшить количество врагов. Зерг-раш — это не столько сложно, сколько душно и однообразно.
Диссонанс и нейрослоп
Еще в обзоре раннего доступа я ругал саундтрек. И после релиза он остался таким же скучным, и через несколько часов прохождения уже откровенно раздражает. А ведь именно музыка задает тон и атмосферу игры. Вы можете представить себе «Ведьмака 3» без вокальных партий во время жарких схваток? Или Call of Duty без драматичных пассажей при важных сюжетных поворотах? Это база.
Также студия Lipsar переборщила с нейросетевыми изображениями. Я положительно отношусь к ИИ: пишу музыку с помощью Suno и играю в текстовые RPG с ChatGPT. Но в «Спарте 2035» полно картинок, которые полностью ломают погружение. Как вам автомат, в котором рукоять и магазин перепутали местами, а на АК-47 установлено цевье американской М-16?
Огромный нераскрытый потенциал
Вы можете сказать, что я требую вещей, которые в игре даже не планировались. Это же хардкорная тактика с юмором, мемами и отсылками к поп-культуре, а не серьезная военная драма. Но загвоздка в том, что я получил именно драму — я уже не забуду медика Белого и других героев из числа простых добровольцев.
Я хочу, чтобы «Спарта 2035» стала лучше. И она может — у игры крепкий геймплейный фундамент. Но построенному на нем зданию не хватает прочных стен и качественной отделки.
Я нашел вагон и маленькую тележку недостатков, но вместе с этим — и огромное количество достоинств, которые заставляли снова и снова запускать очередную миссию и отрабатывать контракт. Для наемника репутация — превыше всего, нельзя бросать работу на полпути. Надеюсь, Lipsar последует этому принципу — у «Спарты 2035» есть все шансы стать лучше.
Оценка: 7,5/10