Найти в Дзене
Европейская гимназия

«Нужно, чтобы к этому событию был готов и сам малыш, и родители»: как подготовить ребенка к детскому саду и сделать расставания спокойными

Первые недели в детском саду — важный шаг не только для ребенка, но и для родителей. Как помочь малышу привыкнуть к новой среде и сделать расставания спокойнее? Директор детского сада Европейской гимназии Ася Клещёва делится советами, которые помогут облегчить адаптацию и пройти этот путь мягко и безболезненно. Универсального возраста, когда пора идти в сад — нет. Важно ориентироваться на потребности самого малыша и его поведение. Ребенок скорее всего готов к детскому саду, если: Важно, чтобы ребенок мог рассказать, что ему неприятно или трудно. Тогда взрослые смогут вовремя помочь. Навыки самообслуживания — не формальность, а способ снизить тревожность. Умение есть самостоятельно, ходить в туалет с небольшой помощью, одеваться делает первые недели спокойнее. Познакомьтесь с детским садом заранее. Полезно сходить в сад вместе с ребенком: прогуляться по территории, заглянуть в группу, познакомиться с воспитателями. Такая «репетиция» поможет малышу увидеть, что садик — это место, где его
Оглавление

Первые недели в детском саду — важный шаг не только для ребенка, но и для родителей. Как помочь малышу привыкнуть к новой среде и сделать расставания спокойнее?

Директор детского сада Европейской гимназии Ася Клещёва делится советами, которые помогут облегчить адаптацию и пройти этот путь мягко и безболезненно.

Адаптация к детскому саду — непростое время. Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду рассказывает Ася Клещёва.
Адаптация к детскому саду — непростое время. Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду рассказывает Ася Клещёва.

Как понять, что ребенок готов

Универсального возраста, когда пора идти в сад — нет. Важно ориентироваться на потребности самого малыша и его поведение.

Ребенок скорее всего готов к детскому саду, если:

  • может хотя бы ненадолго расставаться с мамой и папой;
  • интересуется другими детьми, играет не только рядом, но и вместе с ними;
  • способен просить о помощи, делиться впечатлениями и рассказывать, что чувствует.

Научите ребенка делиться с вами своими переживаниями

Важно, чтобы ребенок мог рассказать, что ему неприятно или трудно. Тогда взрослые смогут вовремя помочь.

Навыки самообслуживания — не формальность, а способ снизить тревожность. Умение есть самостоятельно, ходить в туалет с небольшой помощью, одеваться делает первые недели спокойнее.

-2

На что стоит обратить внимание в детском саду

Познакомьтесь с детским садом заранее. Полезно сходить в сад вместе с ребенком: прогуляться по территории, заглянуть в группу, познакомиться с воспитателями. Такая «репетиция» поможет малышу увидеть, что садик — это место, где его ждут игры, друзья и новые впечатления.

Обратите внимание на то:

  • как воспринимаются правила: как наказания или как договоренности между воспитателями и детьми;
  • как организована среда — есть ли на стенах рисунки, поделки, надписи. Сад может быть удобен для взрослых — чистый и аккуратный. А может быть таким, где каждый ребенок проявляет себя — живой, творческий. Важно, чтобы малыш ощущал себя причастным к тому, что происходит вокруг.

Питание и развитие

Формирование пищевых привычек — одна из главных задач детского сада. Родителям стоит узнать: заставляют ли доедать, дают ли выбор, могут ли дети сами накладывать еду в тарелку.

Программа тоже важна.

Главное в дошкольном возрасте — игра. Именно она формирует исследовательский интерес и мотивацию к учебе в будущем. Если день ребенка переполнен занятиями, у него совсем не остается времени для свободных игр по собственному выбору.

Формирование пищевых привычек — одна из главных задач детского сада.
Формирование пищевых привычек — одна из главных задач детского сада.

Что нужно сделать заранее для мягкой адаптации

Рассказывайте ребенку про садик, акцентируйте внимание на положительных сторонах: новые друзья, интересные занятия, любимые игрушки. Дети воспринимают мир через призму отношения родителей — важно сформировать этот позитивный взгляд.

Если ребенок понимает, зачем он идет в сад, адаптация проходит значительно легче.

Дети иначе воспринимают время. Для взрослых день проносится за минуту, а ребенок даже «тихий час» в детском саду может воспринимать как полноценную ночевку. Важно заранее объяснить, как будет устроен день. Хорошо помогает визуальное расписание — картинки с моментами дня: утро, прогулка, обед, тихий час, встреча с родителями. Оно делает распорядок понятным и предсказуемым.

Про режим сна

Большинству дошкольников нужен дневной отдых — сон или просто тишина. Даже дети, которые дома не спят, часто засыпают в саду из-за большого количества впечатлений, активностей и сенсорной нагрузки.

Родители могут заранее подстроить режим, чтобы суточные ритмы ребенка совпадали с расписанием детского сада: завтрак — в 9:00, прогулка — в 11:30, а в 13:00 — сон или тихие игры. Лучше ложиться чуть раньше вечером, и будить ребенка за 40-50 минут до выхода, чтобы малыш чувствовал потребность в отдыхе к середине дня в садике.

Важно встроить режим ребенка заранее, еще до первого дня в детском саду.
Важно встроить режим ребенка заранее, еще до первого дня в детском саду.

Первые недели в детском саду

Чем больше предсказуемости, тем легче адаптация. Создайте понятную картину: какими будут утренние ритуалы, где лежат вещи ребенка, что он будет есть, во сколько вы за ним придете. Понимание того, что происходит, поможет ребенку чувствовать себя увереннее и спокойнее.

Лучше начать с коротких посещений садика. В первые две-три недели забирайте ребенка пораньше, даже если он просит оставить его в группе еще на час. Пусть лучше у него останется чувство легкой нехватки времени в саду, чем перенасыщение впечатлениями.

Вечера — важны

Переломный момент наступает, когда ребенок впервые остается на «тихий час». Важно обсудить это с воспитателем и договориться: пусть малыш возьмет с собой любимую игрушку и засыпает с ней. Это сделает момент менее волнительным.

Для комфортной адаптации важно и то, как ребенок будет проводить время дома. После сада ребенку нужно внимание: поговорить о прошедшем дне, рассказать, что ему понравилось, что сегодня было приятно, а что — сложно.

Здорово, когда взрослые не только спрашивают у ребенка, что нового случилось у него, но и делятся событиями своего дня.

Как сделать расставания с ребенком спокойными — советы родителям от директора детского сада.
Как сделать расставания с ребенком спокойными — советы родителям от директора детского сада.

Расставания с ребенком

Для многих детей и родителей самой сложной частью адаптации становится прощание. Некоторые малыши переживают его с особым трудом.

Вот правила, которые могут помочь:

  1. Не исчезайте незаметно. Внезапный уход подрывает доверие.
  2. Сделайте прощание ритуалом. Например, придумайте место в шкафчике, где вы рисуете ребенку милую картинку, которая остается с ним до вашего прихода.
  3. Не затягивайте. Долгие 15–20-минутные прощания только усиливают тревогу.
  4. Признавайте чувства ребенка. Скажите: «Я вижу, что тебе грустно. Мне тоже грустно прощаться, но мы увидимся после полдника».
  5. Соблюдайте договоренности. Если вы сказали, что посидите пять минут — ровно через это время уходите. Это учит ребенка доверять вашим словам.
  6. Разрешите слезы. Плач и грусть — естественная реакция. Задача родителей и воспитателей — помочь ребенку пережить эти эмоции, а не устранить их любой ценой.

Прощание с близким человеком и преодоление грусти делают ребенка сильнее. Он понимает, что может справляться с сильными эмоциями и что рядом всегда есть взрослые, готовые поддержать.

Если вы только выбираете детский сад, приходите на наши еженедельные экскурсии в детский сад Европейской гимназии — где вы сможете задать все вопросы, узнать, как устроен процесс мягкой адаптации для малышей.