Найти в Дзене

Почему не было великих женщин-художниц? Пересматривая вопрос

Этим провокационным вопросом начиналась самая известная статья Линды Нохлин в 1971 году. Он был призван не найти ответ в рамках старой парадигмы, а разоблачить саму парадигму. Пятьдесят лет спустя, оглядываясь на проделанную работу историков искусства, кураторов и самих художниц, мы можем не столько дать окончательный ответ, сколько переформулировать сам вопрос. Вопрос уже не в том, «почему их не было», а в том, «как система западного искусства систематически исключала женщин, и какие стратегии выживания, сопротивления и гениальности они находили, несмотря ни на что».

Линда Нохлин (англ. Linda Nochlin) — американский историк искусств, одна из ведущих специалистов в области изучения истории феминистского искусства.
Линда Нохлин (англ. Linda Nochlin) — американский историк искусств, одна из ведущих специалистов в области изучения истории феминистского искусства.

Идея «гения» — это романтический миф, глубоко укорененный в патриархальных структурах. Это миф о божественной искре, о единственном, автономном творце, чей талант необъяснимым образом прорывается сквозь любые обстоятельства. Этот миф удобен, ибо он позволяет нам игнорировать социальные, экономические и образовательные институты, которые являются настоящими вратами в мир искусства. Женщинам на протяжении столетий доступ к этим вратам был наглухо закрыт. Не существует женского эквивалента Микеланджело не потому, что женщины были лишены «гена гениальности», а потому, что Микеланджело был продуктом сложной системы: мастерской своего учителя, системы папских и аристократических заказов, цеховой организации, которая поощряла мужскую профессиональную солидарность. Женщину же с детства готовили к роли жены, матери и хранительницы домашнего очага; её творческая энергия должна была быть направлена внутрь семьи, а не вовне, на создание монументальных публичных работ.

Давайте рассмотрим институциональные барьеры по порядку. Главнейшим из них было образование. Академии художеств, возникшие в эпоху Ренессанса и Просвещения как хранители канона и диспенсеры профессионального статуса, до конца XIX века оставались закрытыми для женщин клубами. Почему? Потому что краеугольным камнем академического образования было рисование с обнаженной натуры. Мужская обнаженная натура считалась апогеем красоты и интеллектуального выражения, венец истории, исторической живописи. Допустить женщину в класс, где присутствуют обнаженные модели (часто мужчины), считалось аморальным, нарушающим саму суть женской стыдливости. Таким образом, женщинам-художницам был навсегда закрыт путь к высшему жанру. Их уделом были «малые» жанры: портрет, натюрморт, миниатюра, пейзаж — сферы, считавшиеся частными, декоративными и не требующими высокого интеллекта.

Возьмем, к примеру, Артемизию Джентилески. Её история — это одновременно и триумф личной воли, и хрестоматийный пример системного насилия над женщиной-художником. Да, она добилась мощнейшей, почти натуралистической выразительности в своих работах, как в знаменитой «Юдифи, обезглавливающей Олоферна». Но какой ценой? Её карьера началась с публичного унизительного суда над её насильником, Агостино Тасси, который был также её учителем. Её искусство выросло из личной травмы, и в её героинях мы видим не пассивные объекты мужского взгляда, а активных, мстительных субъектов. Артемизия смогла прорваться потому, что родилась в семье художника, Орацио Джентилески, который, вопреки обычаям, обучил её ремеслу. Но даже это не спасло её от эксплуатации и клейма «распутной женщины».

Артемизия Джентилески "Юдифь и её служанка" 1625, Детройтский институт искусств
Артемизия Джентилески "Юдифь и её служанка" 1625, Детройтский институт искусств
Артемизия Джентилески "Юдифь, обезглавливающая Олоферна"
Артемизия Джентилески "Юдифь, обезглавливающая Олоферна"
Артемизия Джентилески "Юдифь и её служанка", 1625, Детройтский институт искусств
Артемизия Джентилески "Юдифь и её служанка", 1625, Детройтский институт искусств
Артемизия Джентилески "Саломея с головой святого Иоанна Крестителя", ок. 1610–1615, Будапешт
Артемизия Джентилески "Саломея с головой святого Иоанна Крестителя", ок. 1610–1615, Будапешт
Артемизия Джентилески "Иаиль и Сисара." Ок. 1620. Холст, масло. Музей изобразительных искусств, Будапешт
Артемизия Джентилески "Иаиль и Сисара." Ок. 1620. Холст, масло. Музей изобразительных искусств, Будапешт

Переходя в XVIII век, мы встречаем Анжелику Кауфман. Её успех кажется ошеломляющим: одна из двух женщин-основательниц Королевской академии художеств в Лондоне. Но и её карьера отмечена компромиссами. Будучи лишена доступа к рисованию с обнаженной мужской натуры, она писала аллегорические фигуры, используя в качестве моделей… себя. Её автопортреты, на которых она разрывается между Живописью и Музыкой, — это глубоко личные размышления о выборе женской судьбы. Её стиль, элегантный и изысканный, соответствовал ожиданиям от «женского» искусства — он не бросал вызов условностям с точки зрения формы, но сама её публичная роль была вызовом.

Ангелика Кауфман Автопортрет 1785
Ангелика Кауфман Автопортрет 1785

Анжелика Кауфман "Ариадна, Брошенная Тесеем" 1774
Анжелика Кауфман "Ариадна, Брошенная Тесеем" 1774
Анжелика Кауфманн "Колеблющаяся между живописью и музыкой" 1794
Анжелика Кауфманн "Колеблющаяся между живописью и музыкой" 1794

XIX век с его культом домашнего очага, казалось бы, окончательно закрепил женщину в приватной сфере. Берта Моризо и Мэри Кэссетт — блистательные примеры того, как можно превратить ограничение в силу. Импрессионизм с его интересом к современной жизни, к мимолетным впечатлениям частного мира, открыл для них новые возможности. Они не писали грандиозных исторических полотен или обнаженной натуры в ателье. Они писали то, что видели: интерьеры, детей, сцены из жизни женщин своего круга. Но в их работах нет и тени сентиментальности или дидактики, характерной для салонной живописи на подобные сюжеты. Взгляд Моризо на её дочь или сестру — это взгляд не матери или няни, а аналитический взгляд художника, исследующего игру света и тени, сложность композиции, психологическую напряженность момента. Кэссетт, под влиянием японской гравюры, создавала композиции невероятной смелости, обрезая фигуры, используя неожиданные ракурсы. Её серия очерков о современных женщинах — от чтения газеты до поездки в омнибусе — это настоящий манифест новой, независимой женственности.

 Берта Моризо "У колыбели" 1872 холст, масло 56х46
Берта Моризо "У колыбели" 1872 холст, масло 56х46
«Игра в прятки» — сюжетное полотно Берты Моризо, написанное в 1873 году
«Игра в прятки» — сюжетное полотно Берты Моризо, написанное в 1873 году
Берта Моризо Ижен Мане (супруг художницы) с дочерью
Берта Моризо Ижен Мане (супруг художницы) с дочерью

Мэри Кэссет "Бинокль" 1878
Мэри Кэссет "Бинокль" 1878
Мэри Кэссет "Голубое кресло" 1878
Мэри Кэссет "Голубое кресло" 1878
Мэри Кэссет "Поездка в экипаже"
Мэри Кэссет "Поездка в экипаже"
Мэри Кэссет "Чтение газеты"
Мэри Кэссет "Чтение газеты"

И всё же, даже пробившись в мир профессионального искусства, эти женщины были вынуждены постоянно лавировать. Они не могли, как их коллеги-мужчины, проводить вечера в кафе, обсуждая идеи и заключая сделки. Их доступ к моделям (кроме членов семьи) был ограничен. Их репутация была хрупким сосудом, который легко можно было разбить одним неосторожным шагом.

Что же изменилось в XX веке? Казалось бы, всё. Женщины получили доступ к образованию, право голоса, возможность самостоятельной жизни. Появляются титаны, чьи имена невозможно игнорировать: Джорджия О’Киф с её мощными, почти абстрактными образами цветов и пейзажей, которые она настаивала трактовать лишь как форму, отрицая фрейдистские интерпретации; Ли Краснер, вынужденная десятилетиями находиться в тени своего знаменитого мужа Джексона Поллока, чья собственная работа была взрывной, но долгое время маркировалась как «производная»; Фрида Кало, создавшая уникальный визуальный язык, сплавивший мексиканскую народную эстетику, сюрреализм и глубоко личную хронику физической и эмоциональной боли.

Джорджия О’Киф
Джорджия О’Киф
Ли Краснер
Ли Краснер
Фрида Кало
Фрида Кало

Но и здесь система адаптировалась. О’Кифф стали воспринимать как «художницу-женщину», чьё творчество якобы проистекает из её «женской сущности». Кало была экзотизирована и превращена в поп-икону, чья личная драма заслонила собой формальные достоинства её картин. Краснер и многие другие художницы-абстрактные экспрессионисты, такие как Элен де Кунинг и Джоан Митчелл, были маргинализированы критиками, вроде Клемента Гринберга, который рассматривал их работы через призму гендера, приписывая им «изящество» и «чувственность» в противовес «мощи» и «энергии» мужчин.

Элен де Кунинг
Элен де Кунинг
Джоан Митчелл
Джоан Митчелл

Феномен «гениальной» художницы, прорывающейся сквозь все преграды, — это исключение, которое лишь подтверждает правило. История искусства, которую мы знали, была историей исключений. Мы прославляли Артемизию, Кауфман, Моризо, потому что их качество и известность невозможно было игнорировать. Но это заставляло нас забывать о сотнях и тысячах других талантливых женщин, чьи карьеры не состоялись, чьи работы хранились в запасниках, чьи имена были стерты из архивов.

Сегодня задача искусствоведения — не просто добавить несколько женских имен в канон, как изюминки в тесто. Задача — переписать саму историю искусства, изменив её нарратив. Мы должны задавать новые вопросы: не «Насколько хороша эта художница?», а «Как функционировали институты искусства для разных гендеров?». Мы должны изучать не только картины, но и письма, контракты, учебные программы, критику. Мы должны обращать внимание на покровительниц искусства, галеристок, критикесс, как это делала Розалинда Краусс, анализируя структуры модернизма.

Величайшие женщины-художницы — это не те, кто соответствовал мужским стандартам «величия», а те, кто часто сознательно или бессознательно их подрывал. Они создавали альтернативные традиции, исследовали иные темы, разрабатывали иную оптику. Они доказывают, что «величие» в искусстве — понятие не универсальное, а сконструированное. Искусство, созданное женщинами, заставляет нас усомниться в самих основах того, что мы считаем важным, красивым, истинным.

Так почему не было великих женщин-художниц? Потому что система, производящая «великих художников», была сконструирована без их участия. Но, пересматривая эту систему, анализируя её механизмы исключения и те щели, в которые проникали женщины, мы обнаруживаем не просто забытые имена. Мы обнаруживаем иную историю искусства — более сложную, более противоречивую, более богатую и, в конечном счете, более человечную. И в этом пересмотре — залог не только справедливости к прошлому, но и свободы для будущего творчества.

🔍 Откройте для себя увлекательный мир искусства!

Присоединяйтесь к нашему каналу на Дзен, где вас ждут:

🎨 Захватывающие статьи об ограблениях музеев

Почему воруют шедевры? Самые громкие преступления в мире искусства и их последствия.

🎬 Лучшие фильмы про художников

Обзоры и рекомендации кинокартин, которые вдохновят вас на творчество.

Подписаться на канал

Погружайтесь в искусство вместе с нами! Какие темы вам интересны? Делитесь в комментариях — мы учтем ваши пожелания!

Художник Полина Горецкая
Николай Лукашук художник
Полина Горецкая
Художники Николай Лукашук и Полина Горецкая | Дзен