Легкий транспортный самолет «Симург» (Simorgh) в октябре 2025 года вывели на сертификационные испытания в Исламской республике Иран. Это местная модификация Ан-140, производство которого пытались локализовать в этой стране еще с начала 2000-х годов. Изначально машина рассматривалась как пассажирская с возможностью производства до 12 единиц в месяц, но ситуация в итоге сложилась иная. Да и в России вокруг Ан-140 сложилась своя атмосфера…
Как известно, Ан-140 был одним из постсоветских проектов, который разрабатывался на Украине с привлечением российских партнеров. Серийное производство начинали на Харьковском авиазаводе в 1990-х годах, затем разворачивали в России на заводе «Авиакор» в Самаре во второй половине 2000-х годов. Первый полет Ан-140 российской сборки состоялся в августе 2005 года. Интересно, что свои проекты Ил-112/Ил-114, которые как раз появились в 2000-х, в России тогда бросили и зачем-то начали «кооперацию» с украинскими разработчиками по Ан-140.
Российская военно-транспортная модификация двухмоторного Ан-140 носила обозначение Ан-140Т и должна была летать с 5 тоннами груза на 1860 км (максимальная грузоподъемность 6 тонн). Ил-112В должен был перевозить до 5 тонн груза на расстояние 1200 км, а с 3,5 тоннами летать на 2400 км. Преимущество Ан-140 было в том, что он уже строился мелкой серией в Харькове в 1997-2005 годах (построено 11 самолетов в пассажирском варианте), и по соглашению 2013 года между РФ и бывшей Украиной документация и наработки по Ан-140Т полностью передавались российской стороне для дальнейшего самостоятельного использования и производства. Также украинская сторона умудрилась продать по той же схеме Ан-140 в Иран, где его назвали IrAn-140, и собрали по разным данным до 14 машин (из запланированных 80), из которых в летном состоянии поддерживалось 5 или 6 бортов.
В общем, лёгкий военно-транспортный самолет российские военные рассчитывали получать из Самары, где началась сборка версии Ан-140-100 и планировался выпуск Ан-140Т (харьковские авиастроители за наши деньги должны были выполнить работы по созданию Ан-140Т и передать проект на наш завод «Авиакор»), и всё казалось осуществимым, но в самом начале 2014 года в Киеве произошел переворот, и начался разрыв экономических связей между соседними государствами. Несмотря на планы делать Ан-140 целиком в России, к этому моменту из Украины всё ещё поступало значительное количество компонентов. Собиралась в Самаре версия Ан-140-100, и единичные машины возили пассажиров (в России — в парке авиакомпании «Якутия»). Российские военные в итоге не получили Ан-140Т, а довольствовались десятком Ан-140-100, которые используются и сейчас. Полностью сборку самолетов данного типа в Самаре закрыли в 2016 году, официально заявив об этом в 2017-м.
Вернемся к Ирану. Контракт с ним на «Антонове» подписали в далеком 1995 году. По нему предполагалось совместное производство, проектирование, передача технологий и изготовление пассажирских Ан-140 (IrAn-140) на заводе иранской авиастроительной компании HESA в Шахиншехре около Исфахана. В идеале иранцы хотели получить производство на уровне 12 таких самолетов в год, что закрыло бы их потребности в этой нише пассажирских самолетов, и через несколько лет позволило бы даже выйти на внешний рынок со «своей» машиной. Но в том-то и дело, что гладко всё не вышло: со стороны заказчика расчеты шли неравномерно, а в Киеве пытались поднять вверх цены уже после заключения договоренностей. А потом в США топнули ножкой, сказали про «санкции», и со стороны бывшей Украины всё вообще затормозилось. Как уже говорилось выше, в рамках контракта на Харьковском заводе и на заводе в Шахиншехре смогли суммарно построить не более 14 самолетов. Причем в самом Иране только «несколько единиц».
Для полноты картины не хватает только аварий, а они тоже были. Было потеряно 3 самолета – один в 2002 году украинской сборки и два в 2009 и 2014 годах – иранского производства. Сообщалось, что только в одной из них была виновата техника (двигатель). Но после третьей катастрофы иранцы решили прекратить эксплуатацию всех IrAn-140 в пассажирском варианте, и занялись всерьез грузовой версией «Симург». То есть местным Ан-140Т.
Дальше всё было предсказуемо – добавили грузовую рампу, внесли необходимые доработки и подготовили к испытаниям. Фюзеляжи недостроенные имеются, единичные летавшие машины IrAn-140 стоят на хранении, есть какой-то запас по двигателям ТВ3-117ВМА-СБМ1. С последними, однако, беда и огорчение. Дело в том, что в Иране их не делают, а предприятие «Мотор Сич» в городе Запорожье уже давно не строит новые. Впрочем, иранцы – достаточно упрямые в хорошем смысле этого слова и не отсталые в техническом плане, когда речь идет о поддержании летной годности иностранной техники в условиях изоляции. Так что транспортный «Симург» вполне жизнеспособен как мелкосерийный самолет. Ожидать большой серии с условием всего вышеперечисленного не имеет смысла. Но зато местные инженеры и технические специалисты не будут сидеть без работы.
Итак, модифицированный Ан-140Т в иранской версии «Симург» начал летать в 2023 году. Программа полетов, судя по всему, проходит нормально. В 2025 году решено получить дополнительный сертификат типа от Организации гражданской авиации Ирана. Он нужен, так как значительные изменения в конструкции прежнего IrAn-140 требуют подтверждения соответствия авиационной безопасности. Ориентировочно сертификация машины завершится в 2026 году, а с 2027 года ее начнут эксплуатировать.
Такая вот извилистая судьба самолета из 1990-х годов, который так и не стал выгодным кооперационным проектом ни между б/Украиной и Россией, ни между б/Украиной и Ираном. Будем надеяться, что иранцы выжмут из того, что им удалось получить, по максимуму и получать хотя бы пару десятков рабочих машин.
На фото: сертификационные испытания транспортного самолета «Симург» на базе Ан-140 в Иране, город Исфахан, и сборка одной из новых машин. Использованы иллюстрации из новостного сюжета иранского телеканала IRIBNEWS.
Читайте также наши публикации:
>> У НАС ЗАРАБОТАЛ КАНАЛ В МАКС: https://max.ru/tehnorussia
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ДЗЕН-КАНАЛ и вступайте в наши группы в ВК и Телеграм: https://vk.com/tehnoomsk и https://t.me/tehnoomsk.
Спасибо за вашу поддержку, друзья!