Найти в Дзене

Миграционные коридоры:

Ледник отступил. Огромные массы талой воды устремились в океаны, обнажив новую, перекроенную землю. И на этой земле появился он — Человек. Но как он пришел на Урал? Ведь это не случайная прогулка. Это был грандиозный, растянутый на тысячелетия марш-бросок, стратегией которого руководили сама природа и инстинкт выживания. Давайте взглянем на древний Урал не как на статичную карту, а как на динамичную схему миграционных путей — древних «проспектов», по которым двигалась история. В мире без дорог и карт реки были единственными надежными проводниками. Они давали воду, пищу (рыбу), служили транспортными артериями для передвижения на плотах и лодках, а их долины были естественными коридорами, свободными от густого леса. Для заселения Урала
ключевыми стали несколько речных систем: Это был главный «вход» с запада, из европейской части. Племена, двигавшиеся из Прикаспия и Приуралья, поднимались по Волге и ее притокам, а затем переходили на бассейн Камы. Долина Камы вела их прямо к
«сер
Оглавление

Пути заселения Урала.

Статья-4 Начальная статья Статья-1 Статья-2 Статья-3

Ледник отступил. Огромные массы талой воды устремились в океаны, обнажив новую, перекроенную землю. И на этой земле появился он — Человек. Но как он пришел на Урал? Ведь это не случайная прогулка. Это был грандиозный, растянутый на тысячелетия марш-бросок, стратегией которого руководили сама природа и инстинкт выживания. Давайте взглянем на древний Урал не как на статичную карту, а как на динамичную схему миграционных путей — древних «проспектов», по которым двигалась история.

Главные артерии: реки — первые навигаторы.

В мире без дорог и карт реки были единственными надежными проводниками. Они давали воду, пищу (рыбу), служили транспортными артериями для передвижения на плотах и лодках, а их долины были естественными коридорами, свободными от густого леса. Для заселения Урала
ключевыми стали несколько речных систем:

 Кама и её притоки (Чусовая, Белая, Вишера):

Это был главный «вход» с запада, из европейской части. Племена, двигавшиеся из Прикаспия и Приуралья, поднимались по Волге и ее притокам, а затем переходили на бассейн Камы. Долина Камы вела их прямо к
«сердцу» Урала.

 Обь и Иртыш с притоками (Тобол, Тавда, Тура):

Это был восточный, сибирский «вход». Мигранты из Западной Сибири и Алтая использовали эти реки, чтобы подойти к Уралу с другой стороны.

 Печора:

Важный северный путь, связывавший Приполярный Урал с европейским Севером.

Уральский хребет стал местом, где эти водные системы сходились. Древние люди научились преодолевать водоразделы по невысоким перевалам, осуществляя тем самым величайший культурный обмен между Европой и Азией. Представьте охотников, которые сплавились по Чусовой с западного склона, перетащили лодки через перевал и спустились уже по рекам восточного склона в Сибирь. Это и были первые «географы» и «первооткрыватели».

Естественные преграды: не всё так просто.

Но путь не был усыпан розами. Природа ставила серьезные преграды:

 Горы и перевалы.

Хотя Урал и невысок, его пересечение в неподходящем месте или в
неподходящий сезон было смертельно опасным. Люди искали самые низкие и удобные перевалы, которые часто определяли расположение будущих городов (например, Екатеринбург стоит на важном миграционном пути через Урал).

 Тайга.

Густая, непроходимая тайга была серьезным препятствием. Именно поэтому мигранты так цеплялись за речные долины и берега озер — это были единственные «просеки» в зеленом море.

 Болота.

Особенно на западе Сибири, они делали некоторые направления практически
непроходимыми.

Преодоление этих преград требовало от древних людей не только физической выносливости, но и колоссальных знаний, передававшихся из поколения в поколение. Они должны были знать, где можно перевалить через горы, в какое время года уровень воды в реках позволяет пройти, и где находятся месторождения кремня для изготовления новых орудий взамен сломанных.

Следы на берегу: что нашли археологи?

Археология блестяще подтверждает эту теорию миграционных коридоров. Самые древние и богатые стоянки каменного века почти всегда расположены в стратегически важных точках:

 У слияния рек.

Это были природные перекрестки, где можно было контролировать сразу
несколько направлений. Стоянка Талицкого на Чусовой — классический пример.

 В устьях притоков

Где был хороший обзор и доступ к разным экологическим нишам (лес,
река, пойменные луга).

 На озёрных террасах

Как знаменитая стоянка Кокшарово-Мыс на озере Кокшаровском,
которая была настоящим «мегаполисом» каменного века для всего региона.

-2

На этих стоянках находят артефакты, чье происхождение можно проследить за сотни километров.
Ракушки каспийских моллюсков, кремень из приуральских месторождений, каменные орудия, сделанные по технологиям, характерным для Сибири или, наоборот, для Русской равнины. Все это — материальные свидетельства тех древних путешествий.

Таким образом, Урал не был глухой провинцией каменного века. Он был гигантским транспортным узлом, перекрестком цивилизаций. По его «проспектам» и «улицам»-рекам текли не только люди, но и идеи, технологии, гены. Этот непрерывный поток подготовил почву для настоящей революции, когда кочевые охотники-собиратели начали постепенно оседать и создавать первые постоянные культуры. Как именно это происходило, мы проследим в
заключительной статье этого раздела.

Продолжение следует.

Понравилась статья ставьте лайки, подписывайтесь чтоб не пропустить интересное.