Найти в Дзене
Рок изобилия

"Хроники русской революции". Сцены и кадры

Часть первая: В защиту сериала "Хроники русской революции"

***

"Хроники" Андрея Кончаловского разбиты на главы, все пять начинаются с революционной буквы: Рассвет/ Распад/ Разбег/ Раскол/ Расплата.

Серии делятся на отдельные сцены, в каждой можно найти немало интересного, пищу для размышлений. Вместе с тем, в фильме отсутствуют выигрышные с точки зрения привлекательности метки истории.

Нет революции 1905 года.
Нет сцены убийства Распутина.
Нет взятия Зимнего дворца, которое на самом деле не было.
Нет сцены покушения на Ленина в августе 1918 года и Фани Каплан.
Нет Гражданской войны с её жертвами.

И это хорошо, по-творчески смело. Уверен, что дело не в нехватке бюджетных средств. Кончаловский сознательно не идёт на поводу требований "сделай нам красиво", не использует материал, из которого другие режиссеры кроили целые фильмы, ловили хайп у времени, критиков и широких народных масс.

-2

Занимаясь покадровой нарезкой отдельных сцен для создания картинок-скринов, я понял, насколько силён Андрей (Андрон) Сергеевич в режиссёрском деле. Кончаловский - истинный перфекционист, он стремится к законченности, многозвучности каждого отдельно взятого кадра.

Несколько примеров.

Поездка в Кремль на авто больного Ленина в сопровождении Крупской. Смотрится как самостоятельный документальный микро-фильм, рабочее название "Новая Россия глазами предсмертного Ильича".

-3
-4
-5

Сцена с "черной тетрадью Ленина". Сталин по душам беседует с Алексеем Тихомировым. Ближайший соратник Ленина, доверенное лицо Ильича и Крупской, он с 1917 года в команде Иосифа Виссарионовича, нового вождя-покровителя.

Сталин: "Совершенный инструмент, созданный Лениным, может выродиться в ненасытную проклятую касту. Вот как это предотвратить, а?". Тихомиров поднимает голову, смотрит на Сталина: "Выжечь всех".

Финал сцены. Сталин: "А с этой кастой торопиться некуда. Правильно, Алексей?". Тихомиров молча кивает. Сталин: "Вот и я так думаю".

Мощная сцена.

-6
-7
-8

Кончаловский умеет несколькими кадрами извлечь на свет потаённые чувства своих героев, например, сомнения в правильности выбора, которые революционные профи, гении конспирации и манипуляции, как никто другой умели прятать от чужих глаз.

Июль 1918 года. V Всероссийский съезд Советов, день убийства немецкого посла Мирбаха. Большой театр (Москва) с эсерами внутри, окруженный верными большевикам латышскими стрелками.

Застывший взгляд "железной женщины", эсерки Марии Спиридоновой: она слушает, как Тихомиров играет на рояле Скрябина.

-9

Сцена последней встречи Ленина с Максимом Горьким.

МК: "Вы в самом деле полагаете, что можете использовать историю? Повелевать ею!? Но на деле всё обстоит ровно наоборот. Это история безжалостно пользуется вами, и вы этого пока не видите".

Ленин: "Как хорошо было в Италии".

-10

Финал сцены. Крупный план, лицо, взгляд, котик на плече. Горькое, со слезой в горле, признание Ильича: "Недавно перечитывал Плеханова... Прав был старик".

И снова: было? не было? Но могло быть.

-11

***

Пустой кремлёвский зал, никого, кроме Крупской и Ленина в инвалидной коляске. Сквозняк шевелит листами бумаги, оставленными на столах.

Душераздирающая сцена. Финал, последняя остановка. Физический конец великого бытия. Путники, забытые на станции, куда больше не ходят поезда.

-12
-13

Вниманию уважаемых комментаторов. Не вредности автора ради, а токмо волею революционной целесообразности. Шаг влево (хамство), шаг вправо (сквернословие) - бан на месте без права на переписку.

Безумство храбрых. В защиту сериала "Хроники русской революции"

Цветной Сталин в гробу. 9 марта 70 лет назад

"Довели большевики Россию". Памяти Верхотурова